Газета Спорт-Экспресс от 16 июля 1997 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 3

17 июля 1997

17 июля 1997 | Хоккей - НХЛ

ХОККЕЙ

НХЛ

СЕЗОН ОХОТЫ НА ТРЕНЕРОВ ОКОНЧИЛСЯ УВОЛЬНЕНИЕМ ЛУЧШЕГО ИЗ НИХ

Игорь РАБИНЕР

из Сан-Хосе

Право, что-то невероятное происходит в нынешнее межсезонье с тренерским корпусом в НХЛ. Увольняют всех без разбора - худших, средних и даже лучших. Полетела голова Рона Уилсона в "Анахайме" - притом, что он привел сборную США, явно уступавшую по громким именам канадцам и нашим, к победе на Кубке мира и наверняка возглавит американцев на Олимпиаде в Нагано. Более того, Уилсон впервые в истории "Анахайма" вывел клуб в плей-офф и прошел первый круг, в котором соперником его команды был весьма солидный "Финикс". А во втором круге пусть и проиграл будущему обладателю Кубка Стэнли "Детройту" "всухую" - 0 - 4, но три из этих четырех поражений последовали только после овертаймов. И все равно Уилсон был уволен.

Но апогеем крестового похода на тренеров отставка Уилсона не стала. 18 июня в Торонто наставник "Баффало" индеец Тэд Нолан был удостоен звания лучшего тренера года, а меньше чем через две недели, 30 июня, он был уведомлен новым генеральным менеджером "Сэйбрз" Дарси Режье о том, что клуб... в его услугах больше не нуждается. Случай поистине уникальный. Абсолютно посредственная по составу за исключением Доминика Гашека команда, лишившаяся к тому же из-за травмы своей единственной звезды в атаке - Пэта Лафонтэна, под руководством Нолана умудрилась занять первое место в Северо-Восточном дивизионе, а из Кубка Стэнли выбыла лишь во втором круге, в упорной борьбе уступив могучей "Филадельфии".

Что же произошло? На сей счет есть множество различных версий, но вначале давайте рассмотрим все связанные с увольнением Нолана события в хронологическом порядке.

В первые дни июня из "Баффало" был уволен прежний генеральный менеджер Джон Маклер, в 90-м выигравший Кубок Стэнли в качестве главного тренера "Эдмонтона", отношения которого с Ноланом, мягко говоря, оставляли желать лучшего. Таким образом, как казалось, в "холодной войне" между Маклером и Ноланом победу одержал последний, и проблем с подписанием нового контракта у него не должно было быть.

12 июня новым генеральным менеджером "Клинков" был назначен Дарси Режье - по всеобщему мнению, весьма умный и порядочный человек. Как только Режье приступил к своим обязанностям, он сразу начал входить в курс клубных дел и тщательно выяснять, хотят или не хотят на всех этажах "Баффало" видеть Нолана на тренерской скамейке в сезоне-97/98.

Первым собеседником Режье, естественно, был президент клуба Ларри Куинн - непосредственный его начальник. Куинн вроде бы поддерживал Нолана публично, но в частных беседах выражал сомнение, тот ли Нолан человек, который способен поднять "Сэйбрз" на новый уровень. Хотя тренер это уже сделал: если первое место в дивизионе по сравнению с предыдущим невыходом в плей-офф - не новый уровень, тогда что же?

Также Куинн всегда горячо поддерживал вратаря Доминика Гашека, отношения которого с Ноланом были холодными по причинам, так до конца и неясным. Куинн не скрывал, что считает именно Гашека человеком, благодаря которому "Баффало" стал сильнейшим в Северо-Западном дивизионе и собирает аншлаги на Marine Midland Arena. Словом, трудно сказать, насколько весомую поддержку Нолан получил от Куинна во время встреч последнего с Режье, но все факты говорят о том, что не слишком большую.

После Куинна Режье встретился, разумеется, с Гашеком. Тот наверняка сказал новому менеджеру, что не переносит Нолана. Это было еще за несколько дней до того, как Гашек открыто заявил, что не хочет играть под руководством Нолана в следующем сезоне. А вот короткие беседы Режье с рядом других игроков "Баффало" выявили, что Нолана большинство команды однозначно поддерживает. Перед Режье встала тяжелейшая дилемма: или он вызовет ропот большинства команды, или - недовольство самого полезного игрока НХЛ нынешнего года. Абсолютно безвыигрышная ситуация!

Следующей категорией опрошенных Режье людей были работники клуба "Баффало", большинство которых нанял Джон Маклер, чьи отношения с Ноланом стали натянутыми еще с весны 1996 года. Они сказали генеральному менеджеру, что Нолан хронически не ладит с руководством. Более того, по их словам, Нолан имеет репутацию "убийцы генеральных менеджеров". Пусть даже это была точка зрения отчасти предвзятых людей, но не бывает дыма без огня. Какому руководителю может понравиться такая бомба замедленного действия под боком? Между тем в клубе не нашлось никого, кто бы сказал Режье, что ми в юниорской команде города Солт-Сент-Мари, ни в "Хартфорд Уэйлерз", где Нолан работал вторым тренером, никаких проблем в общении с ним ни у кого не было. А смысл формулировки увольнения из "Баффало" Джона Маклера был таким: "Ввиду многочисленных проблем в отношениях с людьми в клубе". Так, может, не один Нолан виноват в той репутации бунтаря, что сложилась у него в "Сэйбрз"? Конечно, характер у этого тренера не сахар. И не нашлось людей, которые замолвили бы за Нолана словечко в разговоре с Режье. У него не оказалось серьезной поддержки в директорате клуба в тот момент, когда она была ему больше всего нужна.

Впрочем, вернемся к рекогносцировке Режье, продолжавшего выяснять обстановку. Пообщавшись с великим множеством людей, новый генеральный менеджер, наконец, начал переговоры с самим тренером. Встреч, и весьма продолжительных, было несколько. По словам Нолана. Режье задавал ему немало вопросов, на которые тренер подробно отвечал. После нескольких часов у Нолана создалось впечатление, будто его нанимают на совершенно новую работу и он никому ничего еше не доказал. Между тем прошлый сезон ярче некуда продемонстрировал, что он может быть тренером в НХЛ.

На протяжении двух недель Режье круглые сутки занимался выяснением "дела Нолана" и в конце концов у него возникли двоякие ощущения. С одной стороны, репутация Нолана как очень тяжелого человека, но с другой - нельзя же отрицать факт, что он отлично поработал в прошлом сезоне.

В итоге 25 июня "Клинки" предложили ему однолетний контракт на сумму 500 тысяч долларов, который ироничные газетчики охарактеризовали как предложение: "Давайте познакомимся". Перед тем, как все это было оглашено. Режье пытался дозвониться Нолану домой в городок Солт-Сент-Мари в провинции Онтарио, но неудачно.

На следующее утро произошел первый серьезный просчет, предопределивший итоговый результат переговоров. Кто-то из руководства клуба. но точно не Режье, решил предать гласности факт, что "Клинки" готовы предоставить Нолану контракт. Информация появилась в газетах, и администрация команды попросила отдел по связям с общественностью назначить на 9.30 утра экстренную пресс-конференцию. А сам Нолан, которому Режье наконец дозвонился в Канаду за час до нее, ничего ни об этой пресс-конференции, ни о возможном контракте не знал!

На предложение менеджера заключить однолетний контракт тренер резко ответил, что подписывать его не будет. И любому журналисту, который с ним свяжется, скажет, что это - не что иное, как оскорбление. В конце концов, он подписал двухлетний контракт, вообще не имея опыта работы в НХЛ, а став лучшим тренером лиги, должен соглашаться на жалкий один год. Нонсенс!

Объективности ради следует признать, что после всего того, что Режье услышал о Нолане. однолетнее предложение с его стороны не должно казаться абсурдным. Понять его, во всяком случае, можно. Но была совершена грубая ошибка: Нолана поставили перед фактом, сообщив ему о характере договора не лично, а через прессу. В таком поступке сквозит явное пренебрежение к тренеру, хотя Режье клянется, что никакого отношения к огласке предложения не имеет. Да и сам менеджмент поставил себя в глупое положение: если бы однолетнее предложение было сделано Нолану тихо, а тот отказался бы и раструбил об этом журналистам, то руководство клуба могло бы заявить, что никакого официального предложения вообще не делалось.

А тут отступать было некуда. Неуклюжая попытка показать болельщикам, что клуб делает все возможное, чтобы удержать Нолана, обернулась лишь многократно усилившейся поддержкой публикой тренера.

Режье после пресс-конференции заявил, что отказ Нолана не означает конец всем переговорам. В следующий уик-энд генеральный менеджер несколько раз пытался дозвониться Нолану домой. Однако ни на одну из просьб на его автоответчике перезвонить тренер не отреагировал, позже заявив, что большую часть выходных спал, будучи страшно утомленным событиями последних недель.

Тем самым Нолан дал понять, что его пост в "Баффало" не является важнейшей для него проблемой. После того как 27 июня некоторые члены совета директоров выразили Нолану поддержку, он вновь оказался в довольно выигрышной позиции и мог смело торговаться. Однако сладкий сон в момент, когда решается твоя судьба, не свидетельствует о большой заботе о ней.

Что ж, на нет и суда нет - так, видимо, решил Режье. Нежелание Нолана отвечать на его телефонные звонки только усилило впечатление, что с этим человеком ему работать будет непросто. Это, видимо, и было последней каплей. 30 июня после полудня Режье полетел в Солт-Сент-Мари для встречи с Ноланом. ожидавшим более продолжительного и более финансово выгодного предложения. Вместо этого Режье сообщил ему, что клуб решил отказаться от его услуг.

Сделано это было весьма дипломатично. В той, разумеется, степени, в какой вообще возможна дипломатия в подобных вопросах. Режье нанял чартерный самолет для того, чтобы в течение пяти минут сообщить Нолану о принятом решении. Кто-то начал критиковать менеджера за такое транжирство, но наверняка гораздо больше критики прозвучало бы, сообщи Режье Нолану об увольнении по телефону.

Кроме того, 1 июля, когда пресса Баффало взяла Режье в оборот на тему увольнения тренера, генеральный менеджер не проронил ни одного плохого слова в адрес Нолана. Сказано было лишь то, что менеджмент и тренер не смогли найти общего языка по условиям нового контракта, но он, Дарси Режье, желает Нолану в будущем всяческих успехов.

Конечно, вполне возможно, что никто из высших руководителей "Сэйбрз" не хотел возвращения "трудного" Нолана. и Ларри Куинн просто приказал умному и дипломатичному Режье найти способ интеллигентно избавиться от Нолана и не вызвать огонь критики со стороны прессы и болельщиков. Но в такой мотивировке есть и неувязочка: не проще ли было отказаться от намерения продлевать контракт с индейцем-наставником сразу, 25 июня, вместо того чтобы идти обходным путем, предложив ему вначале соглашение на один год? А если бы Нолан это предложение принял?

Словом, загадок в случившемся в НХЛ уникальном событии, когда лучший тренер года был уволен спустя полторы недели после награждения, гораздо больше, чем ответов на вопросы. Хронологическое описание фактов не проясняет, а еще более запутывает ситуацию. Но одним вопросом может быть меньше, если вы узнаете нечто, вроде бы не имеющее прямого отношения к увольнению из "Баффало Сэйбрз" Тэда Нолана. Один из самых титулованных и уважаемых защитников клуба Гэри Гэлли, ставший после окончания сезона свободным агентом, не дождался серьезного предложения от собственного клуба и 5 июля подписал контракт с "Лос-Анджелес Кингз". Как рассказал обиженный Гэлли корреспондентам газеты "Баффало Ньюз", Доминик Гашек не любил его за то, что он поддерживал тесные отношения с Ноланом.

Вывод из всего вышесказанного напрашивается один. Не самый ли полезный игрок НХЛ нынешнего сезона стал негласным главным тренером "Баффало Сэйбрз"? И не первый ли это шаг к крушению клуба, который сделал ставку на коллективизм, но в котором единственная суперзвезда считает для себя возможным распоряжаться тем, быть тренеру и игрокам в команде или не быть?

А уволенный Нолан, похоже, так и останется в НХЛ без работы. Получи он расчет месяца полтора назад, пол-лиги мгновенно возжаждало бы его услуг, как это произошло с Роном Уилсоном. Ныне же единственным не определившимся с тренером клубом остается "Баффало Сэйбрз".

Игорь РАБИНЕР

собственный корреспондент "СЭ" по Северной Америке