Газета Спорт-Экспресс от 6 марта 1997 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 1
ФУТБОЛ |
Юрий ДАРВИН
ТЕПЕРЬ Я ЗНАЮ, ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ ВРАТАРЯМ "СПАРТАКА"
В "Спартаке" появился тренер по работе с вратарями - Юрий Дарвин, в свое время сам стоявший на последнем рубеже этой команды. Вратарь - фигура специфическая, требующая особой подготовки. У нас же чаще надеются на авось и полностью полагаются на те данные, какими наделила человека природа. Поэтому-то и держится наш футбол исключительно на самородках, многие из которых, набираясь опыта, в конце концов вырастают в классных голкиперов. Многие, но не все, как раз потому, что не прошли в свое время вратарскую азбуку.
Станислав ПАХОМОВ |
из Белека |
-Давно специализируетесь на работе с вратарями?
- Третий год. Неожиданно все получилось. Работал тренером в детской футбольной школе "Спартака". Несколько лет назад решили создать команду ветеранов. Возглавил ее Евгений Ловчев. Частые поездки по городам тяжело было совмещать с тренерской деятельностью, поэтому мы решили сосредоточиться исключительно на играх за ветеранов "Спартака", рассчитывая на них, как на основную работу. Но с каждым годом становилось все труднее - жизненные, экономические проблемы поставили команду в тяжелые условия. Ветеранское движение стало глохнуть. Но мужчина должен кормить семью. Поэтому, когда поступило предложение от директора детской спортивной школы сосредоточиться на работе с юными вратарями, я, подумав, согласился.
-Разве в детской школе обязательна такая узкая специализация?
- Уверен в этом. У детей обычно один тренер на всю команду, и ему просто некогда уделять внимание вратарям. А ведь в этом возрасте очень важно поставить технику. У вратарей она, поверьте, ничуть не проще, чем у полевых игроков. Не случайно у большинства голкиперов, которые приходят в команду мастеров, очень много пробелов в техническом отношении. Они не обделены природой, но, как известно, алмаз становится бриллиантом лишь после огранки.
-Работать с главной командой "Спартака" кто вас пригласил?
- Дело было так. "Спартак" вернулся с первого сбора в Москву, позвонил Георгий Ярцев и сказал: "Мне надо с тобой поговорить". Поговорили. Опять долго сомневался, но в конце концов рискнул.
-Риск в том, что теперь ошибка спартаковского вратаря будет и вашей ошибкой?
- Было много бессонных ночей, прежде чем я сказал "да". Успокоил Романцев. Мы поговорили буквально две минуты, и напряжение как рукой сняло. Романцев спросил: "Ну как, ты готов?". Я сказал, что это для меня очень большая ответственность. На что он среагировал: "Ничего не бойся, работай".
-У вас есть какой-то специальный комплекс упражнений для вратарей?
- Конечно, есть. Стараюсь строить работу по четырехдневному циклу. Но многое зависит от товарищеских матчей. И в зависимости от сроков их проведения решаю, когда прибавить, когда снизить нагрузку. Кстати, еще перед матчами Лиги чемпионов с "Нантом", когда Ярцев впервые попросил поработать с вратарями, ребята говорили: "Нас никогда в детстве не учили тому, чему учите вы".
-Разве можно у давно играющих, пусть и молодых, вратарей исправить пробелы, допущенные в юности?
- Почему же нет. Хороший вратарь, как и любой футболист, получается не сразу. Поэтому практически в любом возрасте можно подчистить какие-то огрехи. Когда я пришел тренировать в "Спартак", начал с развития прыгучести у голкиперов плюс стараюсь добавить общей выносливости.
-К каждому вратарю у вас особый подход?
- Обязательно. Ведь они очень разные - Филимонов и Нигматуллин.
-Их недостатки легко разглядеть?
- Некоторые вещи сразу бросаются в глаза. Допустим, я заметил, что у Филимонова специфическое движение. Во время атаки соперников он делает небольшой шаг вперед, а когда нападающие приближаются, начинает пятиться. В такой ситуации легче забить. Я ему это объяснил. Он понял.
-Расскажите о сильных и слабых сторонах спартаковских голкиперов.
- Нигматуллину важно в первую очередь поправить психическое состояние.
-Вы хотели сказать - психологическое?
- Нет, именно психическое.
-Но это уже из области медицины.
- Думаю, беседа с психотерапевтом Руслану не помешала бы. Если он наконец станет уравновешенным, хладнокровным, то благодаря своим способностям может вырасти в стоящего вратаря. Реакция, чутье, координация у него есть. Неплохо читает игру.
-А какой у него главный игровой недостаток?
- Проблемы с техникой при бросках за мячом. Не всегда толкается той ногой, какой необходимо, из-за этого теряются секунды. А что такое секунда в футболе? Гол в ворота твоей команды.
-Неужели и такие недостатки исправляются?
- Очень сложно. И порой замечаю, что не только в играх, но и на тренировках Руслан забывает мои рекомендации. Но со временем, надеюсь, он научится правильной технике и автоматически будет выбирать единственно верное решение.
-Что скажете о Филимонове?
- Самое первое впечатление - он внимательно ко всему прислушивается. Прогрессирует прямо на глазах. Данные у него отменные - фигура, рост. И морально он готов хорошо. Я как-то спросил у Александра перед товарищеским матчем: тебе в каком тайме лучше стоять? А он отвечает: мне все равно, я в порядке. Такая уверенность в своих силах обязательно должна присутствовать.
-Не секрет, что Филимонов слабо играет на выходах.
- Будем работать. К сожалению, у него не эластичные мышцы, упражнения на гибкость даются с трудом. Вратарь обязан быть акробатом, для него не должно составлять проблемы, к примеру, головой до колен достать.
-Вратари сразу признали вас?
- С первой тренировки. В этом большая заслуга Романцева. Он объявил ребятам, что будет обязательно прислушиваться к моему мнению. Эти слова настроили голкиперов на серьезную работу. То есть нет такого отношения: пришел человек, показывает какие-то упражнения - и на этом все заканчивается. Если бы меня не слушали, не уважали, не считались с моим мнением, работать было бы трудно. Я чувствую поддержку со стороны руководства и у вратарей вижу желание учиться.
-В "Спартак" приезжал вратарь из Нигерии Барува. Скажите честно, он сразу не произвел на вас впечатления?
- Сразу. Главный тренер "Спартака" по поводу Барувы такую аналогию провел. Вот приходишь в магазин, увидел красивую вещь - и рука тянется ее купить. Но когда начинаешь ее ближе разглядывать, возникают сомнения, которые затем перерастают в уверенность, что эта вещь не столь ценная.
-Однако все ценные "вещи" раскуплены богатыми европейскими клубами. Нереально ведь купить в Россию Шмейхеля или Прюдомма.
- Барува оказался настолько средним вратарем, что на него жалко тратить и маленькие деньги. У него просто нет видимых достоинств.
-Вы верите, что ваши подопечные заиграют на уровне, достойном чемпиона России?
- Ребятам по 22 - 23 года. Для вратарей это нежный возраст. Верю, что они вырастут. Но произойдет это в том случае, если захотят работать над собой.