Газета Спорт-Экспресс от 1 марта 1997 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 2
ФУТБОЛ |
Юрий ДЖОРКАЕФФ: СЫН СТЕПЕЙ - ПОКОРИТЕЛЬ МИЛАНА
В Италии его считают лучшим легионером из тех, кто прибыл в клубы серии А минувшим летом. И если результаты обновленного, "звездного" "Интера" пока не вполне устраивают его хозяев, то вины Юрия Джоркаеффа в этом нет.
Это уже становится закономерностью: лучше других в итальянском чемпионате обживаются французы. За редким исключением, все они быстро завоевывают прочные позиции в своих новых командах. Так получилось с теми, кто переехал на Апеннины одновременно с Джоркаеффом - Зиданом в "Ювентусе", Леглем в "Сампдории", Браво и Тюрамом в "Парме". Так было и с теми, кто им предшествовал Карамбе, Дешамом, Десайи. Факт неудивительный: французский футбол по своим физическим и техническим характеристикам наиболее близок итальянскому.
Но Джоркаефф в отличие от своих соотечественников не просто один из лидеров команды. Его с полным правом можно назвать душой "Интера". Чтобы убедиться в этом, достаточно понаблюдать за его игрой в любом матче команды: Джоркаефф то таранит оборону соперника при помощи дриблинга, то выводит партнера на удар филигранным пасом, то сам бьет по воротам - и так все 90 минут. Поистине азиатская выносливость. Вот и получается, что француз, играя, как правило, сзади пары форвардов, забил намного больше всех в "Интере" - 11 мячей. А в последних матчах он и вовсе редко уходит с поля без гола.
Одно из его 11 точных попаданий произвело в Италии настоящий фурор. В матче с "Ромой" Джоркаефф забил потрясающий гол: взмыл в воздух, на двухметровой высоте достал мяч носком бутсы и с лета переправил его с очень острого угла за спину голкипера. Гол этот был растиражирован на множестве фотографий - в различных ракурсах, в различные мгновения. Подаренными Джоркаеффу авторами и сложенные у него дома в хронологическом порядке, они составили любопытную панораму.
Кстати, дом у него - в центре Милана. И это тоже нетрадиционно для заезжих игроков "Интера", которые обычно предпочитают селиться на живописных берегах озера Комо, где можно расслабиться и отвлечься от бешеного ритма чемпионата. Джоркаефф отказался от тиши и покоя - чтобы не отдаляться от тифози, как он сам говорит. А те стайками вьются вокруг своего кумира "Вижу", как они его прозвали (по-французски - "драгоценный"). Впрочем, это не единственная кличка Джоркаеффа. Еще его называют "Наш ди-джей" - имея в виду то, что DJ - это первые две буквы его экзотической фамилии.
Хотя прозвище "Ди-джей" не совсем точно характеризует Джоркаеффа. Музыка не относится к числу его главных пристрастий. Да, ему нравится слушать Шарля Азнавура - своего любимого певца и в некотором смысле сородича - у Азнавура, как и у Джоркаеффа, армянские корни. Но гораздо больше он неравнодушен к живописи и антиквариату. В юношестве сам пробовал рисовать, но, когда понял, что большого художника из него не получится, принял решение зарабатывать на жизнь иным способом. Футбол, правда, не был его первым видом спорта - ему предшествовали увлечение плаванием и дзюдо. Но они показались Джоркаеффу чересчур скучными. "Кровь есть кровь", - сказал папа Жан, когда сын все-таки пошел по его стопам. Юрий от такой наследственности в немалой степени выиграл, поскольку Джоркаефф-отец, в свое время стоппер "Сент-Этьена" и сборной Франции (за трехцветных он провел 48 игр, и сын его по этому показателю пока не обошел), с успехом теперь выполняет функции личного менеджера. Летом, после чемпионата Европы, у Жана было много работы: сын шел нарасхват - за него спорили "Барселона" и "Интер". В конце концов предпочтение было отдано команде Массимо Моратти, что символично: Юрий родился как раз в тот день, когда "Интеру" исполнилось 60 лет. Но, возможно, решающую роль в выборе Милана послужило то, что в этом городе с недавнего времени обосновалась кузина Юрия по материнской линии - Катя Оганян, представительница разветвленного клана Джоркаеффов.
Родственники разбросаны по всему миру. По линии отца дед у него был калмыком, а бабка - полячка. По матери его предки - армяне. Невероятное смешение кровей отражено на лице Джоркаеффа, которое чем-то напоминает шарж. "Когда вся родня, около пятидесяти человек, съезжается в Лион - город, в котором я появился на свет, получается грандиозный праздник, - говорит футболист. - Преобладают на них армянская кухня и армянские же напитки".
Главная мечта Юрия Джоркаеффа - чемпионат мира, который состоится в следующем году. То, что он будет проведен во Франции, повышает шансы его сборной завоевать золото, а для него самого - возможность войти в галерею славы мирового футбола. Для него это - принципиально: Джоркаефф-младший дебютировал в национальной команде относительно поздно, в 25 лет, и в самый бесславный для нее отрезок - когда завершался отборочный цикл к чемпионату мира 1994 года. Французы уступили дома сначала Израилю (2:3), потом Болгарии (1:2) - и не попали в финал, и, по горькой иронии судьбы, это и были два первых матча Юрия в сборной. На Еurо-96 последовала новая неудача: роковой удар в перекладину в полуфинале с чехами - и вылет из турнира в итоге послематчевой серии пенальти. Но теперь грядущий чемпионат мира должен стать для Джоркаеффа звездным часом: испытание Италией он в отличие от многих других знаменитостей выдержал с честью - а значит, уже созрел для больших подвигов.
Игорь ГОЛЬДЕС