Газета Спорт-Экспресс от 7 февраля 1997 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 3
ФУТБОЛ |
Александр ТАРХАНОВ
ВЫЙДУ НА МАТЧ С ЦСКА, КАК НА ЛЮБОЙ ДРУГОЙ
Борис БОГДАНОВ |
из Кейсарии |
Среди восемнадцати команд высшей лиги, стартующих через месяц с небольшим в 6-м чемпионате России, московское "Торпедо - Лужники", несомненно, привлекает особый интерес. Ни один из клубов настолько не обновился в межсезонье, как те, кого еще в прошлом году привычно называли автозаводцами. Теперь с автогигантом ЗИЛ команду связывает, пожалуй, только первая часть названия. У клуба - новый хозяин, АО "Лужники", новая финансовая основа, в перспективе - новый, лучший в стране стадион. Все это возникло еще в конце прошлого сезона, но по-настоящему заработать тогда не могло: слишком велики были потери команды, чтобы успеть что-то поправить за остававшееся до финиша время.
В новом чемпионате мы вправе ожидать от "Торпедо-Лужники", которое его учредители представили как первый в России будущий суперклуб европейского типа, реальных сдвигов. Но как бы ни была важна в наше время в футболе материальная сторона дела, сама по себе она успеха не гарантирует. Насколько полно команда сумеет реализовать появившиеся у нее возможности, зависит от тех, на кого, собственно, и работает весь клубный механизм, - от игроков и тренеров. 20 января, когда стало известно, что "Торпедо - Лужники" возглавил Александр Тарханов, который к тому же привел с собой группу ведущих футболистов из ЦСКА, появилась надежда увидеть в нынешнем сезоне действительно новое "Торпедо", способное наконец ставить перед собой и решать задачи высокой степени сложности.
Сами футболисты и тренеры от разговоров о перспективах команды в предстоящем чемпионате предпочитают воздерживаться: "Работа только началась - пока притираемся, ставим игру. Будем играть, будем биться - а результат придет". Но все сходятся на том, что первый "тархановский" сбор в Израиле вся команда - и "коренные" торпедовцы, и влившиеся в состав экс-армейцы - проводит с подъемом. Как и в ЦСКА, Тарханов ставит во главу угла игру, контроль мяча, отработку командных действий, а потому скучать на занятиях футболистам не приходится. Тренировки на уютном зеленом поле, построенном прямо под окнами гостиницы "Дан Кейсария", проходят увлекательно, футболисты имеют возможность и вдоволь повозиться с мячами, и посостязаться в "двусторонках". Результаты последних контрольных матчей (с симферопольской "Таврией" - 6:3 и с молодежной сборной России - 4:2) тоже прибавили команде настроения.
-Каковы первые впечатления от работы с новой командой у главного тренера?
- В целом благоприятные, - говорит Тарханов, с которым корреспондент "СЭ" встретился после очередной тренировки. - Главное, что я почувствовал, - это желание работать у всех игроков. И тренировки, и две контрольные игры показали: команда есть.
-Условно ее можно разделить на две группы - те, кто пришел с вами, и те, кто уже был в составе "Торпедо".
- То, что часть игроков мне хорошо знакома, во многом облегчило мою задачу. Но и торпедовские старожилы быстро приспосабливаются к новой игре. Кстати, второй контрольный матч - с молодежной сборной - мы проводили без двух экс-армейцев Хохлова и Семака, но команда выглядела не хуже, а возможно, и лучше, чем в первом.
-Сколько игроков вы привезли на сбор?
- Здесь у нас 21 игрок, еще двое - упомянутые Хохлов и Семак - работают в молодежной сборной и присоединятся к нам сегодня, после ее последнего контрольного матча в Израиле.
-Что беспокоит вас более всего на данном этапе подготовки?
- Основная проблема - оборона. Но это вообще какая-то болезнь нашего сегодняшнего футбола. Судите сами - даже чемпион "Спартак" не может найти защитников, которые могли бы существенно усилить игру. На оборону жалуются и тренеры сборных - как национальной, так и молодежной.
-С чем, по-вашему, это связано?
- Сам не знаю - такое впечатление, что в России просто перевелись классные игроки обороны. Вот, скажем, пропускает Никифоров матч за сборную, и на место заднего защитника замену ему найти трудно. У нас в контрольных играх эта слабость тоже выявилась, так что сейчас я наиболее плотно занимаюсь именно организацией оборонительных действий. Главное, на мой взгляд, наладить командную игру в обороне - противостоять соперникам только силами четырех "чистых" защитников в наше время невозможно. Уметь сыграть в защите должен каждый, независимо от амплуа.
-Видимо, этими заботами и вызвано приглашение нигерийца Эгуавона?
- Думаю, он сумеет усилить нашу оборону. Правда, в качестве заднего защитника ему надо несколько изменить свою игру: он ведь до сих пор выступал в Европе, а там привыкли играть в линию, и это чувствуется. Эгуавон умело руководит обороной и великолепен в отборе, а вот над подстраховкой партнеров ему надо поработать.
-У вас уже сложился, хотя бы в общих чертах, костяк основного состава команды?
- В целом - да. Про оборону я уже сказал, над ней мы сейчас работаем, расстановка игроков пока не устоялась. В полузащите и атаке, на мой взгляд, больше ясности - есть группа сильных игроков середины поля - Семак, Хохлов, Прейкшайтис, Ражанаускас, Смертин: есть хорошие нападающие - Янкаускас, Аваков, нигериец Икхеноба. Вратарями Пчельниковым и Воробьевым я тоже пока доволен.
-Добавится ли кто-то к тем, с кем вы проводите этот сбор?
- Да, мы ждем на просмотр еще нескольких игроков, в том числе защитников. Не буду вдаваться в подробности, скажу лишь, что среди них есть и легионеры из ближнего и из дальнего зарубежья.
-Вы хорошо знакомы с "Торпедо" последних лет. Чего, на ваш взгляд, в первую очередь не хватало этой команде?
- Созидательной игры и, как следствие, результативности. Команда действовала в основном от обороны, ловила шанс в контратаках. Надеюсь, при нашей нынешней средней линии созидательной игры, а значит, и голов, будет больше. То, что "Таврии" и молодежной сборной мы забили 10 мячей, - не случайность.
- С командой "Торпедо - Лужники" сейчас связаны большие ожидания. Конечно, прогнозы строить рано, но все же: какие задачи вы намерены решать в предстоящем сезоне?
- Прежде всего надо поставить игру. Причем не на сезон, не на два, а надолго. Игра не должна зависеть от конкретного подбора игроков - у команды должен быть свой стиль, свое лицо. Как у "Спартака": игроки приходят и уходят, а "Спартак" остается "Спартаком".
-Новые владельцы клуба - АО "Лужники" - с пониманием относятся к вашей концепции? Не торопят, не требуют сиюминутных результатов?
- Нет, в этом плане у нас полное взаимопонимание. И руководство клуба, и я прекрасно сознаем, что создание новой команды требует времени. Но это вовсе не означает, что на предстоящий сезон мы не будем ставить высоких задач. Не стану же я перед чемпионатом искусственно занижать планку - например, говорить футболистам, будто для нас войти в десятку - достижение. Надо ставить реальные задачи, как можно больше выигрывать, стараться занять высокое место - от решения этих задач мы не вправе себя освободить.
-Переход из ЦСКА в "Торпедо" - достаточно резкий поворот в вашей тренерской биографии. Наверное, психологически все это далось непросто?
- Я постарался отнестись к этой ситуации философски. Я все же профессиональный тренер, а для тренера менять команды необходимо. Так во всем мире - люди работают с клубами по три-четыре года, потом уходят. Если долго засиживаться на одном месте, теряешь остроту восприятия. Конечно, по-человечески мне жаль команду ЦСКА, на создание которой затрачено немало сил. Жаль и армейский клуб, с которым я был связан всю жизнь. Но сейчас у меня новая команда, новые проблемы, и я уже полностью переключился на них.
-Как складываются ваши отношения с Валентином Ивановым?
- Он продолжает работать в клубе - в качестве почетного президента. Будет заниматься детским футболом, ветеранами. Я отношусь к Валентину Козьмичу с огромным уважением и готов с благодарностью воспринимать его советы.
-Среди соперников "Торпедо - Лужники" в предстоящем чемпионате будет и ваш бывший клуб. Станут ли матчи с ЦСКА для вас особенными?
- Нисколько. Никаких личных мотивов - только профессиональные. На игру с ЦСКА мы выйдем точно с таким же настроем, как, скажем, на матч со "Спартаком" или "Локомотивом", и никаких особых установок я футболистам давать не стану.