Газета Спорт-Экспресс от 28 января 1997 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 3

29 января 1997

29 января 1997 | Баскетбол - Россия

БАСКЕТБОЛ

Игорь КУДЕЛИН

БУРЧУ, НО ВСЕ ВЫПОЛНЯЮ

Когда мяч попадает ему в руки, по трибунам УСЗ ЦСКА пробегает едва уловимая звуковая волна. Знающая публика замирает в предвкушении того, что сейчас последует что-то интересное, рискованное, красивое: или фирменный 3-очковый, или небрежно-изящная передача одной рукой, или слаломный проход, или бросок сверху. Крики восторга (в случае успеха) и вздохи разочарования (в случае неудачи, что тоже случается), рвущиеся из тысяч глоток, - непременные спутники Куделина. Любимец московских болельщиков, Игорь одновременно и козырная карта, и проклятье тренеров ЦСКА, которых он порой доводит своими фокусами до белого каления. Но Станислав Еремин, иногда просто запрещающий Куделину делать больше двух ударов мячом в пол, вынужден вновь и вновь возвращать его на площадку в надежде, что уж теперь-то - прорвет. И когда это случается, то начинает метаться у своей скамейки тренер соперников, будь то грек, испанец, турок или югослав, тасуя опекунов армейского левши. Пустое занятие - не найти на него управы. Ни своим, ни чужим.

-Допустим, вы - скаут и вам надо составить краткое описание игрока. По имени Игорь, по фамилии Куделин...

- Давайте попробуем. Во-первых, бросок. С любого расстояния и с любой точки площадки. Все действия строятся от броска. Неважная игра в защите - как правило, мне легче поменяться с партнером, чем гоняться за своим подопечным. Неумение играть в позиции центрового - то, что американцы называют law post play.

-Вы говорите - "бросок с любого расстояния". Почему тогда весьма редко атакуете со средней дистанции?

- Прежде чем решиться на средний бросок, мне нужно раз-другой попасть издали, почувствовать руку. Вообще стабильного среднего броска у меня нет. Для того чтобы устранить этот пробел, необходимо укрепить ноги, чем я, кстати, сейчас и занимаюсь. Без этого невозможно резко остановиться и достаточно высоко прыгнуть. Правда, я не собираюсь копировать технику американцев, у них другая природа. Белый не может выполнить этот прием так же резко и пластично, как черный, - колени не выдерживают, летят связки. Мне ближе манера Сергея Бабкова. Войдя в зону и остановившись, я стараюсь отпрыгнуть в сторону от защитника и бросить как можно быстрее, если необходимо по высокой траектории. Бабков же чаще выпрыгивает вверх - ему хватает сил, чтобы перевисеть опекуна.

-В чем именно заключается ваша работа по укреплению ног?

- Начиная с декабря по 4 раза в неделю занимаюсь со штангой - приседаю. Руки тяжестями стараюсь не забивать - только отжимаюсь на брусьях. Это усиливает как раз те группы мышц, которые необходимы в баскетболе, плечи, бицепсы, пресс. Плюс "разножка" - это уже для задней поверхности бедра, для защиты. Есть у меня одна проблема - бывает, отработаю против подопечного 10-15 секунд, а на последние две-три сил не хватает, начинаю искать момент для переключения или фола.

-Что побудило вас налечь на железо?

- Я готовлю себя к НБА, После того как в прошлом году поиграл в летнем лагере "Миннесоты", у меня появилось серьезное намерение попробовать свои силы за океаном. Мне там посоветовали прибавить чисто физически, причем сделать упор как раз на ноги, на бросок с остановкой. Ну и, разумеется, выучить английский. Если судить по тому, что мне говорили тогда в "Миннесоте", проблем с контрактом по окончании этого сезона возникнуть не должно.

-А как обстоят дела с английским?

- Дома регулярно занимаюсь, стараюсь больше общаться с Маркусом (Уэббом. - Л.Т.). Конечно, это будет английский с акцентом, но, на мой взгляд, русский акцент посимпатичнее, скажем, греческого.

-Однако вернемся к досье на Куделина. Штрафные...

- Пожалуй, это самая сильная моя сторона.

-Но в этом сезоне ваш процент реализации штрафных в матчах суперлиги не дотягивает до 70, а в Евролиге - и до 50!

- Честно говоря, я особо никогда не следил за статистикой. Конечно, иногда интересно бывает заглянуть в протокол и обнаружить, что у тебя набралось пять подборов. А всякие проценты... Жена как-то после игры говорит: "Что-то ты сегодня много бросал - процент неважный". Что значит "много"? Бросаю всегда по ситуации. Даже если у меня до этого было 4 точных броска из 5. то есть 80 процентов.

Да, в начале сезона у меня были трудности со штрафными, но дело тут вовсе не в психологии, не в том, что я выхожу на линию и начинаю думать, забью или не забью. Сложности были с рукой, с движением. Почему? Ей-богу, не знаю. Сейчас все вроде бы нормально. Повторяю, для меня штрафные никогда не были особой проблемой.

-Три года назад вы ничем не выделялись, кроме 3-очкового броска. Если получали пас под самым кольцом - бросали от щита, спокойно. Сейчас же никогда не упускаете случая вколотить мяч сверху. Это - кураж, желание позабавить болельщиков?

- Да нет, просто в прыжке прибавил, а еще, что называется, возмужал. Когда бежишь в прорыв, не следует избегать контакта. Видишь центрового иди на него, потому что, если начнешь перекидывать, да еще через такого высокого, как Вранкович, наверняка промажешь. Раньше я этого просто не понимал. Ну и коль человек работает, он каждый день может прибавлять - все дело в подготовке. Некоторые считают, что мне достаточно 2-3 раза в неделю со штангой заниматься. А у Сергея Белова - другое мнение: если уж поставил перед собой цель, то иди к ней постоянно, занимайся каждый день. Даже когда уже чего-то добился, нарастил мышцы, все равно не останавливайся - мышечная масса останется прежней, но сила увеличится.

-И все-таки бросается в глаза ваше желание сыграть красиво - иногда даже в ущерб эффективности.

- Это, наверное, в крови. Хочется отдать передачу не по-крестьянски, а, например, из-за спины. Одним словом, чуть-чуть пофокусничать. Тем более что когда получается, партнеру удобнее продолжать атаку пас-то скрытый, неожиданный для соперника. А процент риска есть всегда - потери не только у меня случаются. Скажем, Гуторов тоже часто стремится отдать пас пооригинальнее, и иногда тот, кто ждет от него передачи, не может ее поймать.

-С вашими чисто баскетбольными плюсами и минусами мы, пожалуй, на этом закончим. Скауты обычно обращают внимание еще и на характер игрока, на его психику, на то, способен ли он быть настоящим лидером команды...

- Знаете, иногда я начинаю попадать - раз, другой, третий, а на четвертый, даже если ситуация выгодная, становится как-то неудобно перед партнерами: мол, что это я один все выбрасываю. Думаю, дай-ка я лучше отдам передачу, а то народ обидится. Хотя знаю, что если брошу, то буду прав. Мне ведь тоже бывает неприятно, когда кто-то в команде одеяло на себя тянет. Я скорее брошу, не задумываясь, если до этого ничего не попал, как в игре с "Альбой". Там было так: берешь мяч, а ощущение такое, словно он в диаметре больше, чем обычно. Ни взвести (то есть, по аналогии с курком пистолета, вынести мяч для броска. - Л.Т.), ни траекторию толком дать - просто не знал, что делать.

-Важный момент - отношения Куделина с тренерами. Вы ведь часто возражаете тому же Еремину.

- Думаю, любому тренеру будет нетрудно сработаться со мной. Бурчать - бурчу, но все выполняю.

"Пока Куделину не хватает опыта и мастерства, чтобы стать снайпером крупного европейского калибра, - считает Еремин. - Например, Комазец (лидер итальянского "Киндера" и сборной Хорватии. - Л.Т.), если защита соперника не дает ему вздохнуть, не гнушается уйти в тень - то заслон поставит, то передачу отдаст. Но как только внимание обороны ослабевает, он тут же взрывается. А Игорю часто не хватает терпения и такта, чтобы на время раствориться в командной игре - он начинает заигрываться, выбрасывать в сторону кольца все подряд. Хотя я надеюсь, что со временем он излечится от этого недостатка".

-Не секрет, что у ЦСКА вновь финансовые проблемы. Это сильно сказывается на обстановке в команде?

- Ситуация во многом напоминает прошлогоднюю. Странно, перед началом сезона нас уверяли, что подобное ни в коем случае не повторится, что есть гарантии, говорили даже про три зарплаты вперед. А на деле? Три месяца все было нормально, а потом опять. И у многих в голове вместо игры: заплатят - не заплатят. В декабре посторонний человек мог ничего и не заметить. Но одно дело, когда зарплату задерживают на один месяц, а другое - когда на 3-4. На отношениях между игроками это, правда, не очень сказывается. А вот Еремину гораздо труднее управлять командой - он не может применять штрафные санкции. В общем, обстановка весьма взрывоопасная.

-Как сегодняшняя ситуация в ЦСКА может повлиять на ваш выбор клуба летом этого года?

- Про НБА я уже сказал. А если там не получится... Я неправильно поступил в прошлом году - не стоило самому подписывать контракт. У меня есть агент, и если все дела вести через него, то потом можно получать гарантированные деньги вперед, как сейчас Маркус.

-В нынешнем году вы тех ошибок повторять не намерены?

- Сначала надо посмотреть, как закончится сезон. Да что сeзон, давайте подождем хотя бы матча с "Олимпиакосом".

-Вы не любите планировать свое будущее?

- Скорее, не люблю мечтать. В мечтах же все должно получаться.

-Или во сне. Вам часто снятся баскетбольные сны?

- Постоянно. То туда рука уйдет, то сюда.

-Не понял.

- Ну как в реальной игре. То пройдешь под щит, и на тебе сфолят, то перехват сделаешь. У меня были два забавных случая. Я, когда еще в Таганроге играл за "Красный котельщик", ездил учиться в ростовский пединститут - час на электричке. Туда едешь - конспекты читаешь, обратно спишь. И вот сижу я как-то в вагоне и во сне иду на перехват: спина резко выпрямляется, глаза открываются, руки с растопыренными пальцами вперед. А напротив бабушка с внучкой - перепугались, конечно, пересели. Второй раз подобное случилось в автобусе по дороге во Внуково. Выбил я правой у кого-то мяч, открываю глаза - у мужчины половина газеты разорвана в клочья. Я, конечно, извинился, засунул нахулиганившую ладонь под себя, чтоб не трепыхалась, и снова заснул.

-Если вообразить, что нет и никогда не было такой игры, как баскетбол, чем бы вы занялись?

- Понятия не имею. Может, стал бы художником - в детстве неплохо рисовал. Может, программистом - компьютер мне легко дается. Но скорее всего все равно стал бы спортсменом. В футбол бы играл или плавал - в начальных классах я пробовал плаванием заниматься.

-От чего в этой жизни вы получаете наибольшее удовольствие?

- Сложный вопрос... Наверное, от скорости. Я всего три года за рулем, машину вожу с удовольствием. Хотя профессиональным гонщиком стать не хотел бы. У меня есть чувство какого-то предела опасности, который нельзя переступать. Люблю ездить быстро, но не нарушая правил: разрешено до 100 километров в час пусть будет 100..

-Выходит, милиция вас не останавливает?

- В Таганроге - практически нет. В Москве - чаще. Если самое приятное ощущение связано с автомобилем, то и самое неприятное - тоже. Когда по Москве едешь, ничего не нарушая, а тебя тормозят, бывает очень неприятно. Даже думаешь: зачем я вообще сел за руль?

-Но когда вы выходите из машины, наверное, узнают, прощают?

- Не сказал бы. Помню, как-то в спешке развернулись в неположенном месте у Аэровокзала. Останавливает нас машина из 40-го отделения ГАИ, где автомобиль стоит на учете. Мы все в спортивных костюмах - видно, что спортсмены из ЦСКА. Ну, нарушили… Однако никаких поблажек не дождались: "У вас - своя работа, у нас - своя".

-Может ли что-то сравниться с тем удовольствием, которое вы испытываете от быстрой езды?

- Рыбалка.

-На Канарах?

- Нет, только дома. Некоторые, наверное, думают: если человек ездит кругый год по заграницам, что ему этот Таганрог, это море... А по мне ничего лучше и быть не может, чем собраться всей семьей и - на берег. С шашлыком.

-И какая самая большая рыба в активе рыболова Куделина?

- У нас в городе сейчас уже рыболовы друг перед другом так не хвастают - во, какую поймал. Уровень жизни стал пониже, люди чаще ходят к морю с удочкой не отдыхать, а добывать пропитание. Некоторые рыбачат каждый день, чтобы потом было чего поесть.

-Слышал, что вы собираетесь строить в Таганроге дом.

- Нет, после того как поговорил со знающими людьми, строить уже не собираюсь. Хотя участок мне выделили, еще когда я играл за "Котельщик". Лучше просто купить дачу у моря, чтобы детям было где отдохнуть и не дышать этой городской гадостью. Хочется возродить что-то из своей старой жизни. У нас ведь раньше был сад - 40 кустов винограда, вишни, летняя кухня. Когда в высотную "скворешню" перебрались, первое время трудно было привыкнуть.

-То есть в будущем вы хотели бы вернуться в родные места?

- Нет, жить я хочу в Москве. А в Таганроге лучше отдыхать.

-Ваша жена - москвичка?

- Ну уж нет, жену я из Таганрога привез. Москвички, они не по мне - слишком себя показать любят.

-У вас в семье ожидается прибавление. Когда именно?

- Скоро, скоро. Не хочу конкретно загадывать - я человек суеверный.

-Черных кошек боитесь?

- Не только черных. Если любая кошка через дорогу передо мной перебежит, остановлюсь, чтобы встречная машина первой проехала, пускай сзади сигналят. Или не кошка, а бабушка с ведром. Даже если не разберешь, полное оно у нее или пустое, лучше не рисковать.

-Вы ведь, насколько мне известно, человек не только суеверный, но и верующий?

- Да. Конечно, я не фанатик, который ничего не видит и не знает, кроме религии. Стараюсь по мере возможности посещать церковь, соблюдать посты. Крестится поздно - в 19 лет. Почему? Был у меня в жизни случая, которые подсказали, что какие-то высшие силы действительно существуют. Но мне не хотелось бы распространяться на эту тему.

-А во время матчей вы вспоминаете о Боге?

- До игры обязательно прoшу Его об удаче. И знаю, что мои родители, родители жены, а особенно бабушка тоже просят, чтобы все было нормально.

Лев ТИГАЙ