Газета Спорт-Экспресс от 28 января 1997 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 2

29 января 1997

29 января 1997 | Хоккей - Европа

ХОККЕЙ

ЕВРОЛИГА

Владимир ЮРЗИНОВ

ПОРА ПОДУМАТЬ О НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ ЗАНЯТИИ

Поговорить Владимир Юрзинов пригласил меня в свою тренерскую комнату. В зале для пресс-конференций в Elesee Arena сделать это было просто невозможно: к нему ежесекундно кто-то подходил, чтобы поздравить с победой, задать несколько вопросов, попросить автограф. Особенно активны были мальчишки, которых не могла остановить даже охрана. Чаще всего они просили тренера ТПС расписаться у них прямо на руке. Но даже когда мы закрыли за собой дверь со сделанной на ней фломастером надписью "Юрзи" (финны любят сокращать труднопроизносимые для них фамилии), спокойной беседы не получилось. Все равно кто-то постоянно заглядывал в тренерскую, что-то спрашивал Юрзинова, заходил просто пожать ему руку, как, например, президент клуба и известный в городе адвокат Ханну Ансас. Причем один раз кто-то к нему обратился даже по-шведски, и он ответил...

-Вы говорите еще и по-шведски?

- Нет, просто у нас играют в команде шведы, они не очень хорошо знают финский, и я запомнил несколько необходимых для общения шведских слов.

-ТПС специально готовился к финалу Евролиги?

- Какая там подготовка! Пойдемте со мной, - Юрзинов подвел меня к огромной доске, на которой по дням было расписано, чем должна заниматься его команда в январе. - Раз, два, три, четыре... В январе мы сыграли уже в общей сложности 12 матчей, причем 11 из них - официальных! Как думаете, есть время на подготовку при таком календаре?.. Хотя, с другой стороны, говорят, что лучшая тренировка - это как раз матчи.

-В этом сезоне состав ТПС выглядит достаточно необычно. Для многих российских болельщиков, в частности, неожиданностью стало появление в вашей команде Андрея Скопинцева, Карлиса Скрастиньша и Тойво Сууорсоо. Как они оказались в ТПС?

- Всех секретов мне раскрывать не хотелось бы. В прошлом сезоне из нашего клуба опять ушли лучшие игроки уехали за рубеж. Во "Фрелунде", к слову, на этом турнире выступало сразу трое моих ребят - Пирьета, Нуммелин и Янтутнен. Кто-то перебрался за океан - Оламо, Гренман. Всего же мы недосчитались десяти игроков. Пришлось искать им замену. У хоккеистов советской хоккейной школы в ТПС прекрасная репутация. Зарабатывалась она годами. Просто блестяще проявили себя, например, в клубе в свое время Александр Смирнов и Герман Титов, которых взяли сюда еще до меня. Они не только по игровым, но и по чисто человеческим качествам очень хорошо подошли этой команде. Поэтому руководство, скажем так, одобрило приход игроков нашей хоккейной школы и в этом году.

-Но почему выбор пал именно на Суурсоо, Скрастиньша и Скопинцева?

- Это результат, если так можно выразиться, двустороннего движения. Очень часто игроки просятся к нам, и в то же время я постоянно ищу хороших ребят, регулярно консультируюсь с нашими тренерами. Андрея Скопинцева, например, я знал хорошо, не раз говорил о нем с Игорем Дмитриевым, еще год назад планировал взять его в команду, тем более что он сам уже достаточно давно стремился к нам. В этом году появилась возможность пригласить его в ТПС, что я и сделал.

-Ну хорошо, со Скопинцевым понятно, он и в нашем чемпионате был на виду. А вот Тойво Суурсоо, допустим, практически ничем не выделялся в "Крыльях Советов". Как вы обратили на него внимание?

- К нам, повторю, очень многие игроки приходят сами. Просто потому, что хотят работать в ТПС. У нас хоккеист может сделать себе имя. Кроме того, в Турку прекрасные условия - новый дворец, хорошая база... Что касается Суурсоо, то он просто хотел попробовать себя в Финляндии. Обратился ко мне. Я ничего ему не обещал, дал испытательный срок. Он прошел с нами подготовительный период, претензий к нему не было, и клуб предложил Тойво заключить контракт. Примерно так же появился у нас и Карлис Скрастиньш.

-Вы довольны игрой своих новых легионеров?

- В общем, да, хотя у каждого из них есть еще большие резервы для ее совершенствования. Здесь важнее другое. Мне очень нравится, как все трое освоились в нашей команде. Все видят, что они добросовестно работают, что хотят играть в ТПС.

-Кого вы сейчас считаете лидерами своей команды?

- Прежде всего, конечно, Ханну Вирта. Он сам из Турку и в этом сезоне вернулся в команду из швейцарского "Грассхоппера". Вернулся, кстати, не из-за денег - в Швейцарии он получал больше. Мы поговорили с ним откровенно, и он признался, что хочет просто "зарядить аккумуляторы", набраться эмоциональных сил в родной команде, чтобы сыграть в следующем сезоне на более высоком уровне. Летом Ханну опять уедет от нас. Это известно уже почти на сто процентов. У нас, кстати, многие собираются уезжать за рубеж. В том числе и молодые. Хурме и Тимонен, например, рассчитывают на предложения из НХЛ. Чем лучше мы выступим в этом сезоне, тем больше потеряем игроков в следующем. Из сборной к нам мало кто возвращается. У всех хоккеистов здесь открытые контракты. В них есть пункт, согласно которому они могут покинуть клуб, как только получат более выгодное предложение. У нас же платят меньше, чем в большинстве других европейских лиг, не говоря уж об НХЛ. Здесь, когда речь заходит о деньгах, никаких упреков быть не может: решил уйти уходи.

-Пока я ждал вас после матча, ваша супруга Валентина Антоновна рассказала мне, что вы тренируете еще иногда и юношей ТПС. Это действительно так?

- Нет, вы, наверное, неправильно ее поняли. Я просто недавно пообещал своему помощнику Юкку Койву поработать в свободное время с его младшим сыном Микко. Старший сын - Саку играет сейчас, как вы знаете, в "Монреале". Микко - 14, он очень талантливый парень. Кстати, значительно крупнее своего брата... Да и вообще тут сейчас немало перспективных ребят в детских и юношеских командах.

-Со своими воспитанниками, которые уехали от вас, поддерживаете связь?

- Да, мы периодически перезваниваемся. С Алексеем Яшиным, например. О делах у Саку Койву мне рассказывает его отец.

-А в Москве когда последний раз были?

- Два года назад - нет времени выбраться. У меня же и летом очень много работы в клубе. Мне уже сегодня надо готовить команду на завтра.

-У вас еще год контракта с ТПС. Вам уже предложили его продлить?

- Разговор об этом был. Но, откровенно говоря, я не хочу оставаться в клубе дольше весны следующего сезона.

-Надоело?

- Не совсем так. Дело скорее в возрасте. Я уже не молод. В следующем году у меня своеобразный юбилей - исполняется 25 лет моей тренерской деятельности. Причем большинство из этих лет я проработал одновременно и в сборной, и в клубе. Это начинает сказываться и на здоровье. Пора уже, наверное, остановиться или сделать какой-то новый шаг - осуществить какую-то серьезную программу, попробовать себя в новой роли.

-Что вы имеете в виду?

- Конкретных задумок у меня пока нет, но мне бы хотелось, например, поработать над сохранением традиций нашей тренерской школы. Как, допустим, Анатолий Тарасов, когда он уже не тренировал ЦСКА. Словом, речь идет о преподавательской деятельности. Но, повторю, это всего лишь размышления. Тренерская судьба непредсказуема. Сегодня мы выиграли. А что было бы, допустим, если бы проиграли? Я, откровенно говоря, не знаю.

-Вам тяжело будет расставаться с финским укладом жизни?

- Не думаю. Что видит тренер, кроме площадки, раздевалки да своего кабинета? А команды сейчас во всем мире интернациональные. Взять хотя бы ТПС... Я был и остаюсь чисто российским тренером. Но я счастлив, конечно, что мне довелось поработать здесь столько лет.

-С какой командой связаны лучшие годы вашей тренерской карьеры?

- Конечно, со сборной СССР. Мне посчастливилось работать с великими игроками и тренерами.

-Вы довольны тем, как сложилась ваша судьба?

- Помню, как-то я пришел в больницу к Борису Кулагину, когда он был уже очень плох. Мне стало жаль его, и я спросил: "А не обидно вам, что вы лежите здесь, в больнице, забытый коллегами и своими игроками?". Он даже обиделся. "Я никогда, - сказал Борис Павлович, - не променяю те годы, что провел с ребятами в сборной и других командах, даже если мне предложат начать все заново и я буду снова лежать на этой постели".

-Из России какие-то предложения вам в последнее время поступали? Говорят, "Динамо" интересовалась вашими планами?

- У меня же обязательства по контракту. Я не могу срываться по первому звонку и лететь куда-то. Поэтому какие-то серьезные переговоры я сейчас вести просто не имею права.

-Следите за тем, что происходит в "Динамо"?

- Разумеется.

-С нынешним его тренером вы знакомы, я знаю, уже очень давно. Ваши взгляды на хоккей совпадают?

- А разве есть тренеры, у которых взгляды на игру совпадают? Уверен, что нет. Юрий Георгиевич - очень своеобразный специалист, с интересными идеями, которые он умеет отстаивать. Он только что заходил ко мне, поздравлял с победой.

-Видеозаписи матчей "Динамо" успели просмотреть перед турниром?

- Откровенно говоря, нет.

-Какие проблемы беспокоили вас больше всего перед финалом?

- Травмы ведущих игроков. У нас сейчас не было в составе двух ключевых защитников Сокко и Сало и трех нападающих - Ринтанена, одного из лучших игроков Финляндии, на мой взгляд, на сегодняшний день, а также Илоранты и Роусу. Все это, между прочим, кандидаты в сборную страны.

-Почему так мало народу было на матчах финального турнира?

- Во-первых, этот турнир еще не очень хорошо знаком болельщикам, а во-вторых, сейчас в европейском хоккее происходит очень много событий. В Финляндии транслируются почти все крупные турниры, многие матчи финны видят живьем. Кроме того, и здесь актуальна та же проблема, что и у нас. Пресса и телевидение постоянно твердят, что все лучшее - за океаном, а то, что в Европе - второй сорт. Хотя, на мой взгляд, Евролига могла бы стать чем-то вроде противовес а НХЛ. Здесь есть сильные команды - "Лада", "Йокерит", "Спарта", которые умеют играть в любом стиле. Чешскую команду я, например, назвал бы представителем НХЛ в Европе - в ее составе мощные, мастеровитые игроки, которые могут и любят побороться. Станислав Ленер же долго работал за океаном. Чехи, кстати, былы на этом турнире потенциально сильнее ТПС. А вообще я убежден, что нужно возрождать встречи между Европой я НХЛ на клубном уровне.

-Ваша команда вместе с "Ладой" в начале следующего сезона встретится, к слову, с НХЛэвскими клубами на Суперкубке, Какие шансы у европейцев?

- Что вы, какой Суперкубок - я так далеко не заглядываю! Я не знаю сейчас, что у меня через несколько месяцев от моей команды-то останется.

- А на Олимпиаду планы есть?

- До нее же еще дальше!

-Лукавите?

- Нет, правда. Ни с федерацией, ни с игроками никаких контактов или переговоров по поводу Олимпиады у меня к было.