Газета Спорт-Экспресс от 18 декабря 1996 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1
ФУТБОЛ |
Беньяминас ЗЕЛЬКЯВИЧУС
СОСКУЧИЛСЯ ПО НАСТОЯЩЕЙ РАБОТЕ
Как уже сообщал "СЭ", известный литовский тренер Беньяминас Зелькявичюс подписал годичный контракт в Набережных Челнах с "КАМАЗом". Его приход в российский чемпионат стал для многих неожиданностью. Болельщики до сих пор помнят Зелькявичюса по вильнюсскому "Жальгирису" второй половины 80-х, С предстоящего сезона они вновь увидят в деле литовского специалиста, на которого очень рассчитывает руководство "КАМАЗа"
-Господин Зелькявичюс, расскажите, как вы оказались в России? Каким образом на вас вышел "КАМАЗ"?
- Хотя в последние годы я работал в Литве и Европе, связь с Россией не терял никогда. У меня здесь масса друзей, знакомых, с которыми я регулярно общался. Перезванивался с Семиным, Тархановым, Игнатьевым. Именно они посоветовали мне попробовать свои силы в России. К тому вымени я уже не работал в "Жальгирисе", а занимался только со сборной Литвы. Но, видно, я так устроен, что не могу обойтись без повседневного контакта с игроками. Сборная собирается крайне редко, а я привык к другому образу жизни. Тут как нельзя кстати оказался звонок Валерия Четверика в Вильнюс. Я очень хотел работать и, немного подумав, согласился на предложение "КАМАЗа".
-До этого звонка вы знали Четверика?
- Нет. Но мы оба - коммуникабельные люди и быстро сошлись.
-Пост главного тренера литовской сборной остался за вами?
- Да. И в контракте с "КАМАЗом" мы оговорили этот момент. Несколько раз в году я буду отлучаться по делам сборной.
-Нет опасений, что могут возникнуть проблемы с совмещением должностей?
- Не думаю, что это неразрешимые вещи. Сборная проводит в сезоне не так много игр. Даты официальных матчей известны заранее. К тому же сейчас я смогу внимательнее следить за кандидатами в сборную Литвы, которые выступают в российском первенстве.
-Например, за вашим воспитанником Эдгарасом Янкаускасом, который в прошедшем сезоне прекрасно дебютировал в ЦСКА. Лично для вас это не стало неожиданностью?
- Нет. Я нисколько не удивился, потому что знал - Янкаускас очень талантливый футболист. У него жесткий характер, и он трудно поддается влиянию извне, но в то же время Эдгарас в хорошем смысле упрям и добивается намеченных целей.
-Почему вы покинули "Жальгирис"?
- Я ушел из команды, поскольку не получал удовлетворения ни от работы, ни от результата. Сейчас литовский футбол переживает далеко не лучшие времена. Материальная база наших клубов не идет ни в какое сравнение с возможностями российских, поэтому от нас то и дело уезжают игроки, чтобы хоть как-то заработать на жизнь. Каждый год команды искусственно омолаживаются, а добиться чего-либо серьезного с одной молодежью практически невозможно.
-Не опасаетесь, что в Литве вас могут обвинить в отсутствии патриотизма?
- Нет. Я профессионал, и, если мне предложили поработать в другой стране, почему я должен отказываться. На Западе это довольно распространенная практика, когда клуб возглавляет тренер-иностранец.
-Ваш контракт с "КАМАЗом" - сроком только на год. Почему?
- Здесь никаких проблем нет. Если дела пойдут хорошо, то мы продлим соглашение.
-Вы уже около двух недель в Набережных Челнах. Не скучаете по дому, по Литве?
- Немного есть. Я не слишком легок на подъем. Но сейчас уже начинается тренировочный процесс, и скучать не придется. Работа полностью поглотит меня.
-Какие у вас ощущения от первых дней, проведенных в "КАМАЗе"?
- Встретили меня исключительно тепло и радушно. Показали базу клуба, которая мне очень понравилась. Но самое большое впечатление - от посещения футбольного лицея. Сколько там детишек занимается! Никогда бы не подумал, что в таком небольшом городе может быть подобное. Это лишнее подтверждение того, что в Татарстане любят футбол и у республики хорошее футбольное будущее.
-Вас уже представили команде?
- Да. Ребята прошли медобследование и провели несколько легких тренировок. Скоро предстоит серьезная работа. В январе-феврале запланированы три зарубежных сбора.
-С руководством города встречались?
- Пока нет, но в ближайшее время такая встреча должна состояться. "КАМАЗ", безусловно, нуждается в поддержке городских и республиканских властей. Команда из небольшого города выступает в высшей лиге, и это само по себе немалое достижение. Но для того, чтобы добиться большего, необходима постоянная забота со стороны руководства и четко выбранная стратегия.
-Какая задача поставлена перед "КАМАЗом" на предстоящий сезон?
- Конечно, здесь никого не устроил тот факт, что в минувшем первенстве команда избежала вылета лишь в последнем туре. В 1997 году мы планируем быть как минимум в десятке. Полагаю, это вполне реальная задача.
-Интересно, когда вы впервые услышали о существовании такого города - Набережные Челны?
- Еще в школе. Я, кстати, любил географию и мог показать на карте любой город.
-С чем у вас ассоциировались Челны?
- Естественно, с автомобильным заводом. Футбольная команда здесь появилась позднее.
-И все-таки, согласитесь, Зелькявичюс и "КАМАЗ" - звучит несколько необычно. Вы привыкли к европейскому образу жизни, а здесь российская глубинка.
- Но я же сюда не развлекаться приехал, а работать. Сейчас начнется сезон, и на личную жизнь у меня практически не будет времени. Тренерам ради своего дела всегда приходится чем-то жертвовать. Такова жизнь. А представляете, какие сложности у наших специалистов, которые работают где-нибудь в Африке или Азии. Чужая страна, незнакомый язык, жаркий климат. Вот кому по-настоящему несладко.
-Вы приехали один или с семьей?
- Один. Супруга осталась дома. Клуб снимает мне номер в гостинице. Меня это вполне устраивает.
-В прошлом году на Кубок Содружества приезжал ваш сын. Как обстоят его футбольные дела?
- Сейчас он перешел в клуб "Каунас". Из педагогических соображений не хотелось бы парня захваливать, но скорость у него действительно впечатляющая. Если будет серьезно относиться к делу, то из него получится хороший нападающий.
-Скорость у него, случайно, не от отца?
- Нет. Отец больше уповал на технику.
-Вернемся к "КАМАЗу". Какие позиции в команде нуждаются в усилении?
- Нам необходимы последний защитник, центральный нападающий, разыгрывающий хав и, конечно же, вратарь вместо ушедшего Захарчука.
-Им будет ваш соотечественник Вальдас Мартинкенас?
- Да. Со дня на день он должен приехать. В последнее время Вальдас играл в швейцарском "Виле" и в финской "Хаке".
-Наверное, в "КАМАЗе" появятся и другие легионеры из Литвы.
- Мы ведем переговоры с двумя игроками сборной. Фамилии пока назвать не могу, но сами футболисты горят желанием играть в России.
-Возможно, что теперь "КАМАЗ" по стилю будет чем-то похож на "Жальгирис"?
- Сложно сказать. В команде существуют определенные традиции, сложившиеся годами. Я здесь человек новый и не собираюсь переделывать все абсолютно на свой лад. Конечно, какие-то новшества будут, и я буду рад, если они приживутся.
-Как дела у Панченко. Сможет ли он вернуться в большой футбол?
- Все зависит от него самого. Шанс проявить себя у Панченко, безусловно, будет. Сейчас он вместе с командой прошел тестирование. Я, кстати, уже заметил, как его любят местные болельщики. А это немаловажный фактор.
-Находясь в Челнах, вы не утратите связей с литовскими легионерами, выступающими в Европе?
- Ни в коем случае. Когда я работал в Вильнюсе, постоянно держал связь с Иванаускасом, Нарбековасом, Сукристовым и другими.
-Все эти игроки были на виду и в союзном первенстве. Не испытываете ностальгии по той команде и тому чемпионату?
- Есть такое чувство. Я вообще соскучился по большому футболу, по настоящей работе. Конечно, литовская сборная играла и против итальянцев, и против румын. Но такие матчи бывают раз в год, а хочется вариться в этом постоянно. Именно с этими мыслями я приехал в Россию, где, как и в союзные времена, работают такие известные и уважаемые мной специалисты, как Иванов, Семин, Садырин, Игнатьев, Романцев, Бышовец, Прокопенко, с чьими командами приходилось соперничать "Жальгирису". Думаю, сезон получится интересный. Все-таки российский чемпионат по ранжиру ближе всех к союзному.
-Тренер Зелькявичюс в союзные времена и сейчас - это разные люди?
- Наверное, немного разные.
-В чем это "немного" выражается?
- С годами человек приобретает жизненный опыт и у него возрастает внутренняя ответственность за проделанную работу и за результат. Что касается принципов, то я их никогда не меняю.
Алексей МАТВЕЕВ