Газета Спорт-Экспресс от 6 декабря 1996 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 2

6 декабря 1996

6 декабря 1996 | Футбол

ФУТБОЛ от "СЭ"

Ги РУ

ВРЕМЯ КАМИКАДЗЕ ЕЩЕ НЕ ПРИШЛО

Вряд ли кто предполагал перед началом сезона, что "Осер", выигравший чемпионат страны во многом благодаря стечению обстоятельств и неудачам конкурентов, будет столь солидно выглядеть на фоне своих именитых соперников в Лиге чемпионов. Тем не менее команда Ги Ру сумела пробиться в четвертьфинал, показав к тому же футбол высокого уровня, и теперь уже никто, наверное, не решится объяснить успех "Осера" благосклонностью Фортуны. Но в начале августа, когда состоялся наш с Ру разговор, он сам даже не пытался загадывать, каким получится его дебют в Лиге чемпионов. Мы беседовали больше о нем самом, о традициях клуба, о поиске талантов и о том, почему "Осеру", не имеющему таких денег, как "ПСЖ" пли "Монако", удалось их обойти

ДОСЬЕ "СЭ"

Ги Ру

Родился 18 октября 1938 года в городе Кольмар.

Тренер "Осера" с 1961 года. С 1980 года - в первом дивизионе.

Первенство Франции (Д-1) - 630 матчей.

Чемпион страны 1996 года. Обладатель Кубка Франции 1994 года.

Еврокубки - 48 матчей.

Полуфиналист Кубка УЕФА 1994 года. Четвертьфиналист Лиги чемпионов-1996/97.

МОЖНО ЛИ НАЗВАТЬ "ОСЕР" ВЕЛИКИМ КЛУБОМ?

-За 35 лет, что вы провели в клубе (годовщину Ру отметил 1 августа . - Прим.ред.), наверное, привыкли уже ко всему: и к победам, и к поражениям, и к потерям игроков каждый год?

- Привыкнуть не сумел, но научился не переживать по любому поводу. После сезона-95/96 из "Осера" ушли Мартенс, Блан и Кокар, но замену им подыскивали заранее. Например, за Стивом Марле из "Ред Стар" мы следили несколько лет.

-Даже если замены окажутся равноценными, повторить прошлогодний успех вам будет нелегко.

- С этим трудно не согласиться. Я считаю, что и чемпионат мы выиграли случайно. В этом году цель - остаться среди лучших.

-Вы никогда не мечтали о том, чтобы превратить "Осер" в великий клуб?

- Смотря что вы подразумеваете под словом "великий". Если клуб, имеющий длинный список побед и бюджет в пять-шесть раз больший, чем наш, но меняющий тренеров и президентов как перчатки и время от времени объявляющий об угрозе банкротства, тогда "Осеру", конечно, далеко до величия. Если же великим вы называете клуб, который постоянно оказывается в верхней части таблицы, имеет устойчивое финансовое положение, позволяющее ему без скандалов прожить в трудные времена, тогда этот эпитет, безусловно, можно отнести к "Осеру".

-По-вашему, можно быть великим, ничего не выигрывая?

- Конечно, необходимо ставить перед собой самые высокие цели, но нужно прежде всего исходить из реальных возможностей. А возможности "Осера" определяются тем, что каждый год 2-3 ведущих футболиста покидают клуб.

НАДО ПРИВЫКАТЬ ЖИТЬ ПО СРЕДСТВАМ

-Долгое время главным спонсором "Осера" был Жерар Бургуэн, один из королей пищевой промышленности Европы (он поставляет кур и в Россию. - Прим.ред.). Неужели и при нем у вас не хватало денег на то, чтобы удержать лучших игроков?

- Наш годовой бюджет - 60 миллионов франков. Этой суммой мы можем распоряжаться по нашему усмотрению. Кроме того, у клуба развитая инфраструктура и ни сантима долгов.

-А вам никогда не хотелось рискнуть?

- Даже если мы привлечем дополнительные средства, не думаю, что нам удастся закончить в плюсе даже чемпионский сезон. Сейчас сбор от продажи билетов составляет в среднем 8 миллионов франков. В лучшем случае мы можем заработать миллионов десять. Кое-какие деньги подкинут спонсоры. Можно занять определенную сумму. Но в любом случае добиться значительного увеличения бюджета не удастся. Зато долги придется рано или поздно возвращать. И тогда придется продавать уже не одного-двух футболистов, а две трети команды. Если поставить перед собой цель во что бы то ни стало выиграть титул чемпиона страны, нужно располагать бюджетом в 200 миллионов франков. Таких денег у нас никогда не будет.

-Даже если Бургуэн вернется в клуб в качестве спонсора?

- Пока у него другие планы - не связанные со спортом, но Жерар по-прежнему почетный вице-президент "Осера" и, если нужно клубу, всегда готов пустить в ход свои связи. Кроме того, в нашем распоряжении его самолет - на нем мы прилетели во Владикавказ (на Кубок президента Северной Осетии).

-Хотя вы говорите о скромном бюджете, дважды за последние годы "Осер" отступил от правила не покупать слишком дорогих звезд. Я имею в виду Энцо Шифо и Лорана Блана.

- В обоих случаях речь все же идет об удачных денежных операциях. Хотя суммы, которые нам пришлось выложить за Шифо и Блана, значительно превосходят те, что мы платили за других игроков. Шифо выступал за "Осер" два сезона, и при его продаже мы вернули все, что вложили, и даже больше.

-Почему бы не попробовать еще раз, если все так удачно получилось?

- Мы не одни на рынке. Когда речь заходит о крупных суммах, держимся в стороне. Но если подворачивается случай, не упускаем. Без лишней скромности скажу, что считаю себя специалистом по таким операциям. Контракт с Шифо был подписан через 18 часов с момента начала переговоров, с Бланом - через 14.

-Сдержанность в сочетании с продуманным риском - ваш главный принцип?

- Да. Наши желания всегда совпадают с нашим возможностями. Об этом знают игроки, и от этого их доверие к нам только крепнет. Спросите об этом у Сабри Лямуши. В одном из интервью он сказал, что если Ру берет в команду футболиста из второго дивизиона, то только потому, что собирается использовать его в основном составе. За Лямуши мы могли заплатить всего 2 миллиона франков, тогда как "Монако" предлагало пять миллионов, но принял он все же наше предложение! Я не даю гарантий, но даю шанс. Лилиан Ласланд, которого мы нашли в "Сен-Серене", и Лямуши, который играл в "Алесе", его использовали.

-А кроме Блана были у "Осера" в последнее время дорогие приобретения?

- Марле из "Ред Стар" обошелся нам в пять миллионов франков.

КАНУ МЫ ПРОСМОТРЕЛИ

-За "Осер" выступают в основном воспитанники вашей школы?

- Со стороны обычно 2-3 опытных игрока. Остальные дебютируют в Д-1 с "Осером". Каждый год у нас есть выбор из своих воспитанников, за остальными, кого приглашаем, наблюдаем до этого по несколько лет.

-У "Осера" большая школа?

- Каждый год в ней тренируются около 30 человек. Цикл рассчитан на 4 сезона. Выпуск - 7 человек, новый набор - тоже 7.

-Когда она была основана?

- В начале 80-х. Мы вышли в первый дивизион, но у нас не было достаточно средств, чтобы покупать игроков с именем.

-И вы пошли по пути "Аякса"?

- С той лишь разницей, что "Аякс" очень богатый клуб, а в футбол в Амстердаме играют уже сто лет. Там есть кварталы - в особенности суринамские, - где молодые люди мечтают только о том, как бы сделать карьеру футболиста. "Аякс" собирает юношей с округи и работает с ними. Каждый год одного-двух потенциальных гениев голландцы находят. Кроме того, селекционеры "Аякса" везде имеют глаза. На юниорском первенстве мира, которое выиграли нигерийцы, у нас тоже был свой человек. Но он заметил Тарибо Уэста, потому что тот был игроком основного состава, а голландцы пригласили Нванкво Кану, который выходил только на замену. Если в "Аяксе" узнают, что где-то появился интересный молодой игрок, тут же берут билет на самолет, чтобы на этого игрока посмотреть. Мы себе такого позволить не можем.

-Сколько выпускников вашей школы попадает в основной состав?

- Если двое, мы считаем, что школа работала не зря - каждый вложенный в нее франк должен окупиться.

-А откуда приглашаете детей?

- Кроме французов у нас учатся в основном африканцы. В этом году школу окончил Сергей Яковлев из Киева. Он приехал в "Осер" в 15 лет, тренировался, учился в средней французской школе и иногда даже помогал нам с переводом.

-Яковлев остался в "Осере"?

- Да, но пока в резерве, потому что до уровня первого дивизиона он не дотягивает.

-Кто ищет для "Осера" юные дарования?

- Таких людей много. Например, Марле нам нашел Серж Месонес, бывший капитан "Осера", сын испанца-республиканца и одно время член ЦК Компартии Франции!

КАК КУПИТЬ ЗВЕЗДУ ЗА 600 ТЫСЯЧ И ВИДЕОМАГНИТОФОН

-Но Марле пришел к вам уже почти готовым игроком так же, как Ласланд или Лямуши.

- С начала 90-х мы все больше внимания уделяем селекции во втором дивизионе. Там немало уже более или менее опытных футболистов, которым нужно совсем немного, чтобы вырасти в игрока первого дивизиона, а цена на них еще не столь высока.

-А сколько вам стоили алжирцы?

- Муссу Саиба в 1992-м году мы купили за 200 тысяч франков, Абдельхаджада Тасфаута в 1995-м - за 400 тысяч и стажировку на нашей базе его клуба - "Орана".

-Какое приобретение вы считаете самым удачным в истории клуба?

- В 1980-м мы купили поляка Анджея Шармаха за 600 тысяч франков и несколько видеомагнитофонов. Вообще в Польше я нашел 12 игроков. Правда, сейчас поляков в команде нет - хорошие слишком дороги, а средние нам не нужны даже по дешевке. В мае я все же ездил просматривать "Легию", и кое-кто мне понравился.

-А кого из ныне известных футболистов вам удалось найти?

- Последний - Сабри Лямуши. За ним следили два года и просматривали девять раз, из них дважды - лично я. Помню, уже через 15 минут после начала первого матча с его участием, на котором я присутствовал, сказал себе, что Лямуши нужно заполучить во что бы то ни стало. Но мы не стали торопиться, пока не убедились в своей правоте.

-А случались неудачи?

- Да. Мне не удалось уговорить Патриса Локо. Я приезжал в гости к его отцу семь раз, даже младшего брата Патриса - ему тогда было семь лет, сажал на колени. Ничего не подействовало. Локо хотел играть только за "Нант".

-Кто из игроков сборной Франции, прошедших через "Осер", на ваш взгляд, уже в вашей команде подавал большие надежды?

- Таких несколько. Брюно Мартини, чьи задатки не вызывали сомнений, стал выдающимся вратарем. Базиль Боли с 14 лет тренировался наравне со взрослыми. То же самое Кантона: некоторые требовали, чтобы его убрали подальше, потому что он слишком часто ставил профессионалов в неловкое положение. Карьере Жана-Марка Феррери может позавидовать любой, но мне кажется, что у него были все данные, чтобы играть не хуже Платини.

-Кто-нибудь из ваших бывших подопечных вас впоследствии удивлял?

- Кантона. Я знал, что природа не обделила его талантом, но в последние три года он стал игроком мирового класса.

-На месте Эме Жаке (тренер сборной Франции) вы бы взяли его в сборную?

- Я никогда не вмешиваюсь в дела сборной.

-Удается ли вам сегодня сохранять такой же интерес к футболу, как и 35 лет назад?

- Началом своей тренерской карьеры я все же считаю 1980-й год. Сегодня о футболе знаю неизмеримо больше, но желание побеждать не стало слабее. Мне осталось тренировать еще лет десять, и потому хотелось бы успеть все, что задумал.

-Как вам удалось столь длительный срок проработать в "Осере"?

- Причина одна - результаты команды устраивают и руководство, и болельщиков. За пятнадцать лет в первом дивизионе "Осер" четырнадцать раз занимал места в первой десятке. Девять раз мы получали право участвовать в еврокубках. Поэтому если меня еще держат на моем месте, то не за красивые глаза.

ЗА 35 ЛЕТ РУ ПРОПУСТИЛ ВСЕГО ТРИ ТРЕНИРОВКИ

-Вы никогда не жалели о том, что так надолго задержались в одном клубе?

- Дважды федерация предлагала мне возглавить сборную, дважды руководство клуба резко выступило против. Сам я, честно говоря, в детали возможного контракта даже не вникал и теперь иногда об этом сожалею. Меня приглашал "Пари Сен-Жермен", но тут я уже сам отказался.

-А если бы сейчас вам предложили возглавить сборную, согласились бы?

- Не уверен. Мне трудно представить себя вне "Осера". За 35 лет в клубе я пропустил всего три тренировки. Первый раз, когда пришлось оказывать помощь ребенку, которого сбила машина. Второй - когда меня задержал президент. Третий - когда возвращался домой из Бордо, где подписал контракт с Феррери, но самолет при заходе на посадку не смог выпустить шасси и потом полчаса кружил над аэродромом. Но, может быть, если случай представится, я все же стану однажды тренером сборной.

-Что это должен быть за случай?

- Допустим, сборная успешно выступит на чемпионате мира, и Жаке получит приглашение от богатого иностранного клуба. Уйдут из команды и многие игроки. Чтобы создать новую сборную, потребуется тренер-камикадзе, готовый сносить ради дела любую критику. Я на эту роль подхожу идеально.

-В "Осере" вам новую команду удается создавать чуть ли не каждый сезон. Сильно ли изменилась методика ваших тренировок по сравнению с первыми годами вашей тренерской карьеры?

- Конечно. Мы используем все новое, что появляется в футболе. Правда, новые идеи стараемся воплощать по-своему. За счет этого "Осер" и держится наверху.

-На ваш взгляд, футбол сильно изменился за последние 15 лет?

- За 15? Он совсем не похож на тот, в который играли еще пять лет назад, а через три года не будет похож на сегодняшний. Меняются не только тренеры и игроки, меняются правила. Открытого насилия, которое можно было наблюдать еще недавно, почти нет, стало больше уважения к судьям, как бы мы юс иногда ни ругали между собой.

-А как вы отнеслись к "делу Босмана"?

- В целом спокойно. Футболисты по-прежнему будут подписывать контракты, богатые клубы как покупали кого хотели, так и будут покупать, бедным, чтобы выжить, также придется продавать игроков. В "деле Босмана" меня больше всего беспокоит пункт о свободе перемещения. Он ударит прежде всего по игрокам среднего уровня - цена на звезд вряд ли упадет. Сегодня мне, чтобы купить, скажем, хорошего крайнего защитника во Франции, нужно заплатить приличную сумму, потому что большинство игроков этого амплуа связаны с клубами контрактами. Благодаря "делу Босмана" я могу приобрести за небольшую, сумму или получить даже бесплатно крайнего защитника в Бельгии, где их избыток. И платить ему могу меньше, чем должен сегодня.

-А как бы болельщики "Осера" отнеслись к тому, что большинство футболистов команды - иностранцы?

- Когда я был ребенком, осерские газеты подсчитывали, сколько в клубе местных игроков. Сегодня считают французов. Но когда Тасфаут забивает решающий гол, никто не вспоминает о том, что он - алжирец! Лично я по политическим убеждениям - голлист и хотел бы, чтобы в моей команде французов было большинство. Это, однако, никак не влияет на мое отношение к иностранным игрокам.

НЕ ПУТАЙТЕ ЭКОНОМНОСТЬ СО СКУПОСТЬЮ

-В "Осере" вы только тренер или ваши обязанности шире?

- Конечно, я помогаю президенту во всех делах клуба. Мне пришлось заниматься и строительством нового стадиона. Старый был рассчитан всего на 200 мест, вместимость нового - 23 тысячи. "Осер" - единственный во Франции клуб, у которого есть футбольный манеж. Если стадион мы строили с государственной помощью, то манеж - на собственные деньги. Он нам обошелся в 9 миллионов франков.

-Вы иногда выступаете в роли радио- или телекомментатора, не так ли?

- Я еще до службы в армии пробовался на лиможском радио, а в Осере закончил курсы телерадиовещания. Кроме того, я читаю лекции. В год зарабатываю на них примерно 150 тысяч франков, которые обычно отдаю на благотворительные цели, как и гонорары за публикации.

-В "Куклах" ваш персонаж довольно скуп...

- Моя кукла на меня похожа не во всем. У меня нет привычки швыряться деньгами - это правда, но ради стоящего дела они всегда найдутся.

-О вас говорят также, как об одном из самых богатых людей Осера.

- Это преувеличение. Живу в доме, который построил почти 30 лет назад, владею небольшой страховой фирмой, получаю зарплату тренера. Моих доходов явно не хватит, чтобы участвовать в президентской кампании, хотя работать приходится 340 - 345 дней в году без выходных, но что-то, конечно, остается.

-Среди матчей, сыгранных вашей командой за 35 лет, есть такие, которые навсегда остались в вашей памяти?

- Финалы Кубка Франции, встречи с "Аяксом" и "Боруссией" (Дортмунд).

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ - ЗАКРЫТАЯ ТЕМА

-Вы считаете вашу карьеру успешной или могли все же добиться большего?

- Сожалеть мне, пожалуй, не о чем. Не думаю, что совершил в прошлом какие-либо серьезные ошибки. Я всегда доверял людям, "они платили мне взаимностью. У меня всегда были прекрасные отношения с президентами клуба, а Мишель Идальго и Эме Жаке помогали и помогают мне профессиональными советами.

-Если 345 дней в году вы - на работе, на семейную жизнь, наверное, времени не остается?

- О личной жизни я никогда не беседую с журналистами. Если ваши коллеги звонят мне домой, разговаривать с ними отказываюсь. Могу сказать только, что женат уже 32 года и что у меня взрослый сын.

-Дома вы продолжаете думать о делах клуба?

- Напротив, стараюсь выбросить их из головы. Дома только фотография сына в спортивной форме напоминает мне о том, что я имею к футболу определенное отношение.

-Карьеру вы собираетесь завершить в "Осере"?

- Не знаю. У меня есть несколько предложений, которые я внимательно изучаю. Решение приму через два года, когда истечет мой нынешний контракт.

Константин КЛЕЩЕВ

Владикавказ - Москва