Газета Спорт-Экспресс от 19 ноября 1996 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1

19 ноября 1996

19 ноября 1996 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЗОЛОТОЙ МАТЧ "СПАРТАК" - "АЛАНИЯ"

СПАРТАК - АЛАНИЯ - 2:1 (1:0)

ИГРА

"ПЕТРОВСКИЙ" - СТАДИОН ИМЕНИ ТИХОНОВА?

Газзаев не лукавил, когда говорил накануне, что выбором состава он вряд ли кого-то удивит. И действительно: среди одиннадцати первых были те, кто отыграл большую часть сезона, те, на кого в этом году выпала основная нагрузка - проверенные, испытанные бойцы. Владикавказские болельщики увидели всех, кого хотели бы видеть, - за исключением дисквалифицированного Тимофеева, мучающегося со спиной Касымова и Ревишвили, оказавшегося в каком-то странном состоянии не то отшельника, не то "вечно травмированного". Остальные заняли привычные для себя игровые позиции. Что характерно, "Алания" в который уже раз играла с двумя опорными, оборонительного толка хавбеками. Традиционную пару составили Яновский и Агаев.

Ярцев удивил. Коновалов с первых минут не играл уже давным-давно, а здесь получил доверие тренера в главном матче сезона. Зато не оказалось в составе ни Дуюна, ни Мелешина, которые в последнее время закрепили за собой репутацию основных игроков. Еще одним мини-сюрпризом был выход в старте Джубанова, которого Ярцев предпочитал прежде использовать только во втором тайме, - и несколько решающих мячей Джубанов таким вот образом забил.

Но Ярцев уже снискал репутацию тренера с удивительной интуицией, и теперь любой его - пусть даже нелепый, на первый взгляд - эксперимент заслуживает серьезного анализа. На этот раз таким анализом стала сама игра, которая и дала ответ: Ярцев не прогадал. Что касается группы травмированных игроков, к которой относились Цымбаларь, Мамедов, Кечинов и Хлестов, то она оказалась разбитой на две части. Первые двое на поле все же вышли, Хлестов остался в резерве, а Кечинов - в Москве. Не приехали в Санкт-Петербург и дисквалифицированные Ширко с Головским.

Уже по первым минутам игры стало ясно, что "Спартак" не намерен осторожничать. Тот задор, с которым он начал матч, не оставлял сомнений: Ярцев приготовил Газзаеву сюрприз в виде безотлагательного, внезапного и мощного наступления. Такой маневр был, конечно, сопряжен с определенным риском, но кто не рискует, тот, как известно, и шампанского не пьет.

"Алания" к такому решительному настрою соперника оказалась не готова. По крайней мере тактический рисунок в ее игре на протяжении первого тайма отсутствовал напрочь. Если обычно подопечные Газзаева сочетают длинный пас с коротким, фланговые проходы с комбинациями в центре, то в субботу им из этого тактического арсенала мало что удавалось. Подавленная движением соперника "Алания" была вынуждена отказаться от передач накоротке, чреватых постоянными потерями мяча, или, по-футбольному говоря, "обрезами". Поэтому, как только мяч оказывался у кого-то из владикавказских защитников, он тут же отправлялся верхом куда попало. Чаще всего в сторону Канищева, сновавшего от одной бровки к другой и являвшего собой единственную атакующую силу. Но один в поле не воин, и, за исключением редких случаев, когда "Алании" удавались фланговые проходы, спартаковцы оставляли ее игроков ни с чем.

Сами же они были подвижны настолько, что у владикавказцев голова шла кругом. Особенно тяжко пришлось Яновскому с Агаевым, "попавшим" под дуэт Титов - Аленичев. Не легче было Пагаеву и Шелии, которым попеременно выпадала малоприятная миссия опекунов Цымбаларя. Не всегда справлялся с Тихоновым и Деркач, который не очень-то охотно отрабатывал в обороне. А короткие, типично спартаковские перепасовки, постоянное движение хавбеков и форвардов навстречу мячу делали свое дело.

Моментов у ворот Крамаренко создавалось в достатке. Впервые, пожалуй, за последние два года "Спартак" в течение столь длительного игрового отрезка имел над "Аланией" неоспоримое преимущество. Такого не было даже весной, когда владикавказцы получили от москвичей четыре мяча.

Тихонов, неожиданно появившийся на правом фланге полузащиты (видимо, из-за "левоногости" Коновалова), был поначалу не столь заметен, хотя внимания у соперника отнимал изрядно. Спартаковский лидер не давал ровно дышать ни Деркачу, ни Пагаеву, попеременно оказывавшимся рядом с ним. Осложняла жизнь "Алании" и активность московских защитников, смело врывавшихся с мячом в свободные зоны и довольно легко ускользавших от Сулейманова с Канищевым, которые в таких случаях должны были по идее за ними присматривать. Каждый такой рейд создавал численный перевес "Спартака" на определенном участке поля. И хотя газон был все же довольно вязким, спартаковцам это обстоятельство не мешало играть с традиционной легкостью.

Не забывали защитники "Спартака" и о своих прямых обязанностях. Горлукович играл так, будто хотел выместить на сопернике всю обиду за прошлогоднее решение Газзаева отказаться от его, Горлуковича, услуг. Канищев был полностью лишен свободы на протяжении первого тайма, пока Горлукович по какой-то причине от него не отстал. Сулейманову, за которым первое время присматривал Евсеев, тоже было несладко.

Остальные владикавказские игроки вынуждены были больше думать об обороне. К тому их вынуждали соперники. Коновалов создал голевой момент уже на первой минуте, он же постоянно нагнетал давление своими резкими рывками и он же, что не случайно, разделил с Цымбаларем авторство первого гола. Комбинация была разыграна на загляденье: Цымбаларь, вроде бы не глядя, отдал передачу на свободное место на левом фланге. Коновалов оказался у мяча первым и своевременно вернул его Цымбаларю с фланга в центр. Атака с двумя действующими лицами была великолепна по своей динамике и качеству исполнения!

Еще до пропущенного мяча в действиях владикавказцев было заметно волнение, которое становилось тем сильнее, чем опаснее атаковали москвичи. Скажем, Тетрадзе и компания после острейшего выхода Джубанова не могли прийти в себя минут пять. Среди спартаковцев нервы подводили разве что Филимонова, не сумевшего несколько раз сладить с простыми, как казалось, мячами. Получая такие вот подарки от спартаковского кипера, футболисты. "Алании" время от времени вспыхивали, но Тедееву, который довольно быстро мог сравнять счет, не повезло, а в остальных случаях блестяще играла спартаковская оборона.

До матча болельщики красно-белых опасались верховых передач в штрафную Филимонова, сеющих там уже несколько месяцев невероятную панику. Но на этот раз борьбе на "втором этаже" Ярцев, по всей видимости, уделил повышенное внимание. И хотя Деркач, подавая угловые, все делал грамотно, пытаясь закрутить мяч от вратаря, ни Шелии, ни Пагаеву, приходившим на подачи, встречаться с мячом практически не приходилось. Рядом с ними всегда были высокорослые Титов и Горлукович, снимавшие мячи, как рукой. И все-таки несколько передач с флангов "Алании" в первом тайме удались - и тогда в спартаковской штрафной возникала острота, где Канищев, оттирая соперников корпусом, снабжал мячами партнеров.

Это был явно не день Сулейманова. Он то отпускал мяч, то запаздывал с передачей, то выбирал ошибочное решение. Однажды сорвал голевую атаку (тут же, правда, любезностью на любезность ответил Аленичев). Но самый большой промах, который привел всех в предынфарктное состояние, Сулейманов совершил на последней минуте этого драматичного матча, когда не попал по мячу, находясь в нескольких метрах от пустых ворот.

После пропущенного гола "Алания" заиграла повеселее. Но много двигавшийся Джубанов и особенно везде поспевавший Цымбаларь не снимали напряжения с защитников владикавказцев. Капитан "Спартака" выглядел великолепно, в его игре не было даже намека на проблемы со здоровьем. Уходя в глубину поля, где он принимал львиную долю мячей, Цымбаларь как бы раскручивал маховик спартаковских атак. Передачи его были ювелирно точны, а мысли, как всегда, отличались изяществом. В то же время Цымбаларь продемонстрировал эталонную модель игры современного форварда. Постоянный прессинг с его стороны ощущали на себе все защитники "Алании". Стелясь в подкатах, он нередко вырывал-таки мячи и организовывал внезапные выпады.

"Алании" же даже в те минуты, когда активность спартаковцев гасла, не хватало атакующей мощи в центре поля. Сказывалась все-таки склонность Яновского и Агаева к оборонительным действиям. А последний так и не смог вписаться в игру - постоянно ошибался в передачах, не успевал перекрывать зону, да и в отборе действовал неважно. Иногда складывалось впечатление, что в центре поля у "Алании" зияет гигантская дыра - с такой легкостью плели свои кружева Титов, Аленичев и Цымбаларь.

Во втором тайме Тихонов выдвинулся вперед, а Мелешин занял место на правом краю полузащиты. Но внимание зрителей уже было приковано не к спартаковцам, а к их соперникам. Не откладывая дела в долгий ящик, "Алания" устремилась к воротам Филимонова. Устремилась через фланги, что в условиях превосходства москвичей в центре было единственно верным решением. Заводилой у чемпионов (теперь уже с приставкой "экс") был правый хавбек Джиоев, чей дриблинг несколько раз привел в восторг владикавказскую публику и заставил ее поверить в то, что не все еще потеряно. И все-таки "Алания" была мало похожа на команду, с таким запасом прочности выигравшую предыдущий чемпионат. Нет уже в ее игре прежней легкости, да и чемпионская уверенность куда-то подевалась.

Впрочем, уход с поля подуставших Джубанова и Коновалова помог "Алании" завладеть инициативой. С каждой минутой ее превосходство становилось все явственнее, хотя кинжальные выпады "Спартака" по-прежнему смотрелись привлекательнее монотонного давления "Алании". Ее игрокам не хватало движения в то время, как москвичи брали именно постоянными перемещениями без мяча. Едва кто-то из полузащитников получал мяч в центре поля, он тут же шел с ним вперед, а партнеры, разбегаясь в разные стороны, предлагали ему возможность выбрать любой из адресатов. Оборона "Спартака" в то же время играла практически без срывов. Она состояла из нескольких редутов, начинавшихся еще на чужой половине с Тихонова и Цымбаларя, а кончавшихся, естественно, самим голкипером.

"Алания" вроде бы и владела мячом львиную долю второго тайма, но извлечь пользу из этого территориального превосходства никак не могла. Даже угловые, сериями назначавшиеся у ворот Филимонова, ей в этот вечер не удавались. То Деркач, то Тедеев не могли добить мяч даже до дальней штанги, а на ближней его непременно встречали либо Ананко, либо кто-то из его партнеров.

Канищев! Он действительно был фигурой на поле. Канищев является воплощением идеального форварда таранного типа, мало забивающего, но создающего уйму возможностей для партнеров. И на этот раз его не смущали ни плотная опека Горлукович а с Мамедовым, ни пассивность своих полузащитников - подносчиков снарядов. Двигаясь по всему фронту атаки, он ближе к концу матча стал, казалось, успевать за всеми адресованными вперед мячами. Момент для Яновского, сбитого в последнюю секунду Мелешиным, создал именно он, для Сулейманова на последних секундах - тоже. Гол, подаривший владикавказцам пусть иллюзорную, но все же надежду спасти матч, забил опять же Канищев.

Но незадолго до этого состоялся ставший уже знаменитым левофланговый рейд Тихонова, а дальняя штанга рассудила эпизод в пользу "Спартака". Именно здесь, на "Петровском", при счете 0:1 Тихонов забил "позолоченный" гол "Зениту", после чего вообще стала возможна эта переигровка, и вот теперь снова на "Петровском" - уже "золотой" гол "Алании". Таким вот символичным оказалось для Тихонова завершение лучшего его сезона в футболе, который так и можно назвать - сезоном Тихонова. А может быть, сезоном "Спартака"?

Продолжение на стр. 4

27-я МИНУТА. Илья ЦЫМБАЛАРЬ - 1:0

84-я МИНУТА. Андрей ТИХОНОВ - 2:0

88-я МИНУТА. Анатолий КАНИЩЕВ - 2:1

Схемы голов смотрите в формате PDF