Газета Спорт-Экспресс от 6 ноября 1996 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 4

6 ноября 1996

6 ноября 1996 | Баскетбол - Россия

БАСКЕТБОЛ

СУПЕРЛИГА. ИГРОК ОКТЯБРЯ. Версия "СЭ"

Гинтарас ЭЙНИКИС

БЫВАЮТ ПРИСТУПЫ НОСТАЛЬГИИ, НО Я ДЕРЖУ СЕБЯ В РУКАХ

Мнение специалистов о том, что стартовая пятерка "Автодора" - сильнейшая в российской суперлиге, получило в октябре новое подтверждение. Второй раз подряд лучшим игроком месяца по версии "СЭ" становится саратовец. Гинтарас Эйникис приучил всех к тому, что ниже определенного уровня он не опускается. Но, несмотря на стабильно хорошую игру, большого внимания к своей персоне он почему-то не привлекает. Впрочем, сам центровой сборной Литвы полагает, что много говорить о самом себе не стоит: "Это - не моя работа".

- Я из Паневежиса. Учился там в интернате спортивного профиля. Потом пригласили в Каунас, где я заканчивал последний класс школы, играя за дубль "Жальгириса". А вскоре, когда Сабонис получил травму и пропустил целый год, стал выходить на площадку постоянно.

-Тогда в "Жальгирисе" подобралась великая команда. Стоило ли мальчишке соваться в нее, зная, что на твоем месте играет Сабонис? Не проще ли было начинать карьеру, например, в "Статибе"?

- Я об этом и не думал. Тогда в Литве для молодых не существовало другой команды, кроме "Жальгириса".

-Сабонис в чем-то мешал вам раскрыться как игроку?

- Наверное. Но в то же время рядом с ним я ведь и прогрессировал. Со временем это не могло не принести плоды.

-Как только Литва вышла из Союза, вы сразу получили место в составе "Жальгириса" - Сабонис ведь уехал.

- Тогда очень многие уехали. В Польшу, Чехословакию, кто куда сумел.

-А вы? Не скучно было играть в "турнире оставшихся"?

- А что было делать? Я не успел к тому времени заработать себе имя - надо было играть дома.

-Литва уже 6 лет проводит свой чемпионат, причем в отличие от Латвии и Эстонии он достаточно силен и интересен. Чем это объяснить?

- Почти все, кто когда-то уехал, вернулись. Это во-первых. А во-вторых, нашлись деньги, и клубы могут теперь платить игрокам не меньше, чем в той же Польше, а порой даже больше.

-А сколько продолжался период, когда клубный баскетбол Литвы бедствовал?

- Где-то два-три года. Было тяжело. Женился я рано, нужно было содержать семью. Терпел и играл.

-Не хотели уезжать или не было серьезных предложений?

- Второе. Лучших условий, чем дома, никто не предлагал.

-"Автодор" присмотрел вас на турнире в Эмиратах. Был ли тогда выбор - Саратов или что-то еще?

- В принципе был. Но в беседах с теми, кто интересовался мной, дело до конкретных сумм не доходило. "Автодор" же повел себя солидно: приехал в Каунас человек, переговорил со мной, с моим агентом, с клубом.

-Ваша жена, насколько мне известно, тоже баскетболистка.

- В свое время в юниорках она была одной из лучших защитниц. Ее девичья фамилия Усинайте. Но потом получила травму, и баскетбол для нее закончился. Сейчас занимается семьей.

-Вы намерены привезти ее в Саратов?

- Может, на будущий год. Если, конечно, я буду здесь играть.

-Не тяжело одному?

- Тяжело. Я человек домашний. И до Саратова самым большим сроком, на который я уезжал из дома, был месяц. А теперь, случается, и по два, и по три месяца не видишь родных.

-Это мешает работе?

- Иногда. Скажем, до поездки домой осталось несколько дней, ты психологически уже дома, а приходится выходить и играть. Но такие приступы ностальгии бывают очень редко, и я стараюсь, чтобы они не отражались на результате. Держу себя в руках.

-Уклады жизни в Литве и России сильно отличаются друг от друга?

- Трудно сказать. Я особо никуда не хожу. Сижу дома, тренируюсь, играю. Это мой мир. Сейчас мы живем вместе с Лукминасом - еду готовим, видео смотрим.

-К его переходу в "Автодор" вы приложили руку?

- Все, что я сделал, это сказал: есть такой игрок, и он может подойти нашей команде.

-В прошлом году "Автодор" быстро вылетел из еврокубков - не то что в этом.

- В прошлом году нам не хватило международного опыта. Сейчас картина иная. Мы за год сыгрались с братьями Пашутиными, пришел Лукминас, с которым мы вдвоем отыграли не один год вместе. А Мальцев настолько опытен и так умеет влиться в любой коллектив, что проблем не возникло. Загадывать я не хочу, но получается у нас неплохо.

-В Литве ревниво отнеслись к вашему отъезду в Россию?

- Поначалу - да, но сейчас все успокоилось. Кому какое дело, куда я уезжаю.

-На ваш взгляд, что лучше для литовского баскетбола - если все сильнейшие будут играть на родине, в LKL, или же разъедутся по сильным заграничным клубам?

- Я не думаю, что в Литве можно удержать всех. Клубы просто не в состоянии платить те деньги, какие предлагают лучшие команды России, Испании, Германии. Очень много молодежи уехало учиться в Америку. В этом году лига стала слабее, сейчас в ней нет клубов экстра-класса. Может, чуть посильнее "Жальгирис". Остальные - крепкие команды, не более. В России уровень выше.

-Летом ваш контракт с "Автодаром" закончился, и вы предпочли продлить его, хотя имели еще несколько интересных предложений. Почему?

- Деньги тоже играют большую роль в этой жизни.

-А откуда взялось ваше прозвище - Пукис?

- Когда я начинал играть в "Жальгирисе", как-то после дневного отдыха пришел на тренировку. Перед этим я постригся, и волосы от подушки стали похожими на пух, сбились смешно. Вот и назвали Пукисом - это в переводе на русский что-то вроде "пушистый, пушок".

-Вы не очень разговорчивы. Не любите давать интервью?

- В общем-то, нет. Однажды, когда еще был молодым, много чего лишнего наговорил журналистам - потом были неприятности. Видимо, с тех пор и не люблю говорить. Хотя сегодня я старался как мог.

Андрей АНФИНОГЕНТОВ

Саратов

СИМВОЛИЧЕСКАЯ ПЯТЕРКА МЕСЯЦА. Версия "СЭ"

ЭЙНИКИСАвтодор,ЯНУШКОШахтер,АСТАНИНДинамо,Е.ПАШУТИНАвтодор,БАЗАРЕВИЧЦСКА.