Газета Спорт-Экспресс от 19 октября 1996 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 3
ХОККЕЙ |
НХЛ |
Тони ГРЭНАТО
КАК ЗДОРОВО, ЧТО ВСЕ БЕДЫ В ПРОШЛОМ!
Грэнато болельщики Сан-Хосе неизменно встречают овацией, хотя в "Шаркс" он пришел только в августе. В пяти матчах "Акул" того сезона 32-летний правый крайний забил четыре гола и сделал две результативные передачи. Но дело не в этом. А в том, что еще полгода назад мало кто верил, что Тони вообще выйдет когда-нибудь на лед. 25 января в Хартфорде после жесткого столкновения в матче с "Уэйлерз" он попал в больницу. Позже в Лос-Анджелесе ему сделали операцию на головном мозге. Длилась она четыре часа. Оставшиеся матчи прошлого сезона Грэнато, естественно, пропустил
История его второго "рождения" как игрока уже стала легендой. Так же, как самоотверженность Лемье, вернувшегося в хоккей после года болезни, мужество Гэри Робертса, Пэта Лафонтэна и Гранта Фюра, заигравших после тяжелейших травм. Все произошло, как в американской мелодраме. В первом матче "Сан-Хосе" играл против бывшей команды Тони - "Лос-Анджелеса". Ветеран провел на льду больше всех времени в команде и забил три гола. И во многом благодаря его усилиям "Акулы" вырвали победу - 7:6! Неудивительно, что руководство НХЛ вскоре после этого организовало с ним пресс-конференцию. И началась она как раз с матча, ставшего легендарным.
-Тони, давайте вернемся к матчу с "Лос-Анджелесом". Вы заявили перед его началом, что вовсе не волнуетесь: опасности для здоровья нет - медицинские показания в норме, и если бы это было не так, то врачи просто не позволили бы вам играть. Не могли бы вы поподробнее рассказать, какие чувства испытывали, когда поняли, что возвращение состоялось. И вообще, часто ли вы задумываетесь над тем, что произошло с вами?
- Откровенно говоря, я стараюсь не вспоминать того, что было. Прошлый сезон получился действительно очень нелегким во всех отношениях. Даже после того, как я уже фактически выздоровел, где бы я ни появлялся, куда бы ни поехал, меня неизменно спрашивали: что вы чувствовали перед операцией? нервничали ли? что вообще это такое - пережить операцию? какой момент был самым тяжелым? сильно ли переживала ваша семья? не впали ли вы в какой-то период в отчаяние?.. Иными словами, все семь месяцев после операции я был вынужден как бы прокручивать эту историю в голове снова и снова, раз за разом возвращаться в самое начало, пропускать через себя происшедшее. Скажу честно, очень долго не мог привыкнуть и отвечать на такие вопросы "на автомате". Но сейчас, когда я снова на льду, уже можно сказать: no problem, все в полном порядке. И мне не кажется, что я как-то отличаюсь от других игроков и от самого себя - того, каким был до операции. Почти уверен, что моя игра совершенно не изменилась за год, во всяком случае, на льду я чувствую себя по-прежнему уверенно. Вне льда мне было намного тяжелее...
-Извините за настойчивость, но как ваши жена и дети относятся к хоккею после того, что произошло?
- Сейчас уже все в порядке. Линда снова смотрит матчи без особого внутреннего напряжения. При этом она никогда не была фанатом хоккея и не может просто так сидеть и наслаждаться игрой. Переживает, когда видит столкновения, силовые приемы. Я знаю, что на первых играх этого сезона Линда нервничала особенно сильно и дались они ей, конечно, не без труда. Но ей очень помогли работники клуба, и теперь перед матчем я чувствую, что она уже не так взволнована и напряжена, как две-три недели назад. Что касается детей, то тут проблем еще меньше: они рады уже тому, что у меня на груди сейчас такая красивая эмблема, а у них много сувениров с акулой, перекусывающей клюшку. Мы с ними всегда очень живо обсуждаем и матчи, и то, что происходит в команде.
-А они смотрят хоккей без напряжения?
- Думаю, что да.
-Когда вы решили, что все-таки вернетесь на лед? Летом или раньше?
- Критическим можно считать дооперационный период: я был уверен, что расстанусь с хоккеем, и далее не предполагал, что мне представится когда-нибудь шанс вернуться на лед. Лучик света во тьме возник почти сразу после операции - когда состоялись первые беседы с врачами. Надежды укрепились через три-четыре недели - после первых детальных обследований. И в конце прошлого сезона мысль о возвращении уже не давала мне покоя.
-Вы прибегали к услугам психолога во время реабилитации?
- Нет, мне было достаточно поддержки близких мне людей и того, что говорили лечащие врачи. Правда, прежде чем принять решение о возвращении, я обращался за консультацией сразу к нескольким хирургам и физеотерапевтам.
-К скольким, если не секрет?
- У меня было примерно восемь-девять консультантов.
-Были ли среди них те, кто отговаривал вас от возвращения?
- Нет.
-И еще один "медицинский" вопрос. Каков окончательный диагноз по поводу опухоли в вашем головном мозге? Была ли она действительно вызвана столкновением (поначалу у медиков были в этом сомнения)?
- Да, это доказало обследование. Кроме того, головные боли, головокружения я начал испытывать только после злополучного матча в Хартфорде.
-Давайте сменим тему и поговорим о вашей нынешней команде. Состав "Сан-Хосе" этим летом претерпел серьезные изменения. Теперь в вашем клубе много ветеранов - вы, Эл Айэфрети, Берни Николлз... Что вы думаете об "Акулах" и как они смотрятся, на ваш взгляд, на фоне соперников по Западной конференции?
- Мне нравится моя нынешняя команда. Ее состав по меньшей мере перспективен. Правда, начали мы этот сезон не так хорошо, как хотелось бы. У нас очень многое получалось, но в то же время мы наделали и немало промахов. Например, вели дома в матче с "Бостоном" со счетом 3:0, но затем расслабились, начали ошибаться в простейших ситуациях и в конце концов проиграли. У нас, без сомнения, достаточно талантливых молодых ребят, но им надо еще очень многому учиться. Сейчас в команде, на мой взгляд, по меньшей мере пять-шесть игроков, которые могут подняться до уровня ведущих звезд лиги. И наша - ветеранов - задача помочь им раскрыться... Будущее клуба, без сомнения, связано прежде всего с этими ребятами. Мы же в команде только для того, чтобы добывать ей победы в настоящее время - ведь без успехов никакой рост невозможен. Долго ли еще нашим болельщикам придется ждать, пока молодежь возмужает? Думаю, не очень.
-"Сан-Хосе" сейчас не только много забивает, но и много пропускает. Что нужно, на ваш взгляд, сделать, чтобы исправить положение?
- Прежде всего нужна игровая дисциплина. В среднем за игру мы зарабатываем по семь-восемь удалений. Это недопустимо много. К тому же многие удаления совершенно необоснованны. Нельзя наказывать всю команду за собственный просчет, цепляя соперника в средней зоне. Плюс нам забивают слишком много голов в большинстве. Любой - даже самый сильный клуб - может "отстоять" три-четыре удаления за игру, но никак не больше.
-У игроков не принято интересоваться их мнением о тренере, но тем не менее: как вам работается с новым наставником "Акул"?
- Мы доверяем Элу Симсу. И поверьте, это не лесть. Он заслужил уважение игроков еще в тренировочном лагере. Эл стремится превратить "Шаркс" в самую трудолюбивую команду лиги, и мы его в этом поддерживаем. Я убежден, что у Симса в лиге большое будущее.
-А почему вы решили снова выйти на лед именно в составе "Сан-Хосе"? Чем вас привлекли "Акулы"?
- Окончательно ясно, что послеоперационный период завершился успешно, стало примерно к началу августа. Но еще до этого, когда проходил последние тесты, я начал присматриваться к командам. Естественно, сначала к тем, что базируются рядом с моим домом в Калифорнии - "Сан-Хосе" и "Анахайму". Мне больше импонировали те шаги, которые перед началом этого сезона предпринимало руководство "Шаркс". Здесь не сидели сложа руки и явно не собирались "плыть по течению": взяли сразу несколько свободных агентов (игроков без контрактов. - Прим. "СЭ"), сделали пару заметных трейдов. Команда у них получалась очень даже солидной, и мне просто захотелось сыграть в ней.
-А с "Лос-Анджелесом" вы разве не обсуждали свое возвращение?
- Естественно, что, когда стало ясно, что у меня есть шанс вернуться, я прежде всего связался с "Лос-Анджелесом". Но им нужно было, чтобы я определился до первого июля. А тогда у меня еще не было окончательного ответа от врачей. Впереди было еще несколько тестов... Ну а вообще я очень рассчитывал поначалу именно на "Кингз". Внимательно, как я уже сказал, следил за тем, что делают команды в межсезонье. И выяснил, что фигурировал во всех трейдах, которые сделали или собирались сделать "Кингз" в последние шесть месяцев. Словом, я понял, что мне в любом случае придется искать новый клуб. А руководство "Сан-Хосе" заверило, что будет ждать окончания обследования. Целый месяц представители клуба поддерживали со мной постоянный контакт, и когда медики дали добро, я уже в принципе особо не раздумывал.
-Примерно в такой ситуации, как и вы, оказался этим летом другой ветеран лиги - Айэфрети, который тоже очень долго не играл из-за целой серии тяжелых травм. Вы вместе готовились к сезону, а теперь порой вместе выходите на лед. Это обстоятельство как-то помогло вам?
- Несомненно. Я хорошо знаю, как нелегко пришлось Элу в последние два года. Это очень мужественный и стойкий человек. И прекрасный защитник атакующего плана... Для него, к несчастью, испытания не закончились. Еще и сейчас ему приходится быть предельно внимательным на льду - Эл залечил не все свои болячки. Он, например, практически каждый день наблюдается у врачей: все ли в порядке с коленями. Тем не менее ни у кого к нему нет претензий. Играет он просто замечательно. Я уверен, что этот сезон будет одним из самых удачных в его карьере. Буду счастлив, если хоть как-то смогу помочь ему окончательно почувствовать уверенность.
- Вы всегда считались одним из самых патриотично настроенных американских хоккеистов. Какие чувства испытывали, наблюдая за сборной США на Кубке мира?
- Я был, пожалуй, самым страстным ее болельщиком. Конечно, было бы просто замечательно самому надеть форму сборной США, но я радовался уже тому, что мог поддержать ее по-особенному - как друг большинства игроков. Они ведь представляли всех нас - американских хоккеистов. И добились самой большой победы в истории нашего хоккея с 1980 года. Это просто фантастический успех!
-В чем же преимущество американской сборной этого года перед ее предшественницами, которые не смогли добиться громких побед?
- У нас появились прекрасные силовые форварды на флангах, такие, как Кейт Ткачук и Билл Герен, каких раньше нам всегда не хватало. Им нет равных в мире, и именно они чаще всего определяли результат игры на Кубке мира.
Алексей ЖУК