Газета Спорт-Экспресс от 19 октября 1996 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1
ХОККЕЙ |
НХЛ |
КУБКОВЫЙ СИНДРОМ ПОШЕЛ НА УБЫЛЬ
Евгений РУБИН |
из Нью-Йорка |
Евгений РУБИН - собственный корреспондент "СЭ" по Северной Америке.
После пяти первых матчей нынешнего чемпионата НХЛ у "Нью-Йорк Рейнджерс" была всего пара ничьих при полном отсутствии побед, хотя две встречи клуб провел дома. Это - самый плохой старт ньюйоркцев за последние десять лет. Команда "Даллас Старз" в шести первых матчах не потеряла ни одного очка и стала единоличным лидером. Это - лучший старт "Далласских Звезд" за все время их существования в НХЛ, включая и те годы, когда они были "Миннесотскими Звездами".
Неделю назад, комментируя в "СЭ" первые игры, я высказал мнение, что не следует удивляться этим сюрпризам - мол, подобные отклонения - обычная вещь в начале каждого чемпионата. Но тогда, неделю назад, еще не было достаточно материала, чтобы уловить хоть какие-то намеки на тенденции, и я не мог обоснованно написать - "самый плохой старт" или "самый удачный старт". Теперь такой материал есть. А коли есть, то объяснения типа "все образуется" уже не годятся, и не остается иного выхода, как заняться поисками причин этих неожиданностей. Пока мои американские коллеги с этим не торопятся. Думаю, главным образом потому, что общенациональной прессы здесь почти нет, а местная занята проблемами команд своих городов. У меня же, корреспондента российской газеты, "своего" клуба нет. Так что мне, как говорится, сам Бог велел попробовать перекинуть мостик от частного к общему.
Итак, лучше всех стоит в чемпионате "Даллас". Всего два очка потеряли "Флоридские Пантеры". Высоко по сравнению с прошлым сезоном поднялись "Тампа Бэй Лайтнинг", "Эдмонтон Ойлерз", "Калгари Флэймз". В то же время круто скатились с прошлогодних высот "Рейнджерс", "Детройт Ред Уингз", "Филадельфия Флайерз", "Питтсбург Пингвинз".
Задумаемся: что роднит команды, принадлежащие ко второй группе? Игра каждой из них может нравиться или не нравиться, но они считаются претендентами на высшие достижения, так как располагают большим, чем основная масса клубов, набором звезд. Именно это обстоятельство сделало их основными поставщиками хоккеистов в сборные, выступавшие на Кубке мира. "Рейнджерс", например, отправил в четыре национальные команды 8 своих игроков. "Флайерз" - столько же, "Пингвинз" - 7, "Ред Уингз" - 6, в том числе всех россиян, исключая лечившегося Владимира Константинова. Это чуть больше или чуть меньше трети состава каждого клуба. Впрочем, в данном случае арифметика не совсем годится: отдавали-то они самых своих лучших, которые только и потребны в сборных.
Между тем из "Старз" в Кубке мира участвовали двое, из "Лайтнинг" - столько же, из "Пантерз" - один, да и тот, Эд Жовановски, не играл из-за травмы, из "Флэймз" - тоже один.
Не для того, чтобы не нарушить стройность своих рассуждений, я опустил в них "Колорадо Эвеланш". Обладатель Кубка Стэнли, чьи 6 игроков участвовали в Кубке, тоже ведь начал чемпионат совсем плохо - с двух поражений, но сравнительно быстро выправился. Думаю, что постепенно зашагают вверх по турнирной таблице и другие неудачники первых недель - одни быстрей, другие медленней, но зашагают. Однако пока они отстают. И их слишком много, чтобы счесть это простым совпадением.
Сроки всех этапов сезона - отпусков, контрольных матчей, открытия чемпионата, розыгрыша Кубка Стэнли, интервалов между играми, даже каникул на время ALL-STAR GAME и Рождества - в НХЛ не нарушаются десятилетиями. Это вообще свойство профессионального спорта в Северной Америке. Здесь и матч-то переносится лишь в том случае, если команде помешало добраться до места его проведения как минимум стихийное бедствие. Расписания спрессованы и рассчитаны до дней, даже до часов. Да иначе и быть не может: с одной стороны, нестабильность чревата убытками для бизнеса, с другой - все сроки оговорены в коллективных договорах между профсоюзами и лигами.
И вот в незыблемый распорядок, вошедший в плоть и кровь игроков и клубов, врывается новый турнир.
"Нью-Йорк Рейнджерс", например, как рассказывают его тренеры, не провел перед чемпионатом ни одной тренировки и ни одного контрольного матча в том составе, который наметил как основной: участвовавшим в Кубке мира требовался отдых, а некоторым и лечение. И хотя для того, чтобы наладить взаимодействие, здешним профессионалам нужно меньше работать вместе, чем, скажем, хоккеистам российских команд, но неделя-другая необходима и им.
Еще один пример из практики нью-йоркского клуба - я живу в этом городе и потому больше знаю о жизни его команд. Хоккеисты "Рейнджерс" в один голос говорят, а специалисты, которых я спрашивал, это подтверждают, что найти взаимопонимание на льду с Уэйном Гретцки значительно сложнее, чем с другими. Большинство игроков НХЛ пользуется шаблонными ходами: известно, когда партнер даст пас, когда пошлет шайбу вперед, когда бросит по воротам. Гретцки же обязательно ищет нестандартные и острейшие решения. К этому надо привыкнуть. А еще лучше - понять ход его мысли. Один здешний комментатор верно заметил, что если бы новые партнеры научились говорить с Гретцки на одном хоккейном языке, то он бы к этому дню получил, как ассистент забивавших, не 5 баллов, что все равно больше всех в команде, а минимум 15.
Гретцки терпелив. Каждый раз, не встретив понимания, он лишь покачивает головой, а сев на скамью, принимается объяснять напарнику, рисуя что-то на бортике, что задумал он и куда, по его идее, должен был бежать тот. Нетерпелива публика. Да и обстоятельства заставляют торопиться: чемпионат бежит.
Это что касается "Рейнджерс". Но перестановки произошли во всех командах, и везде, за редкими исключениями, существенные. Скажем, нет больше "Русской линии" в "Ред Уингз": и тренерами, и самим Сергеем Федоровым признано, что ему целесообразней играть в центре - на месте, которое он в прошлом сезоне уступил Игорю Ларионову. И сформирована в "Уингз" новая тройка из "суперзвезд": к Федорову прикомандированы Стив Айзерман и Брендан Шэнахэн. И что же? Во-первых, все они должны в интересах общего дела чем-то поступиться. А во-вторых, Шэнахэн - форвард не только сильный, но и своеобразный, контракт же с ним был подписан, когда чемпионат уже начался. Естественно, на доводку до ума этого потенциально очень мощного оружия требуется время. А пока ничего не клеится ни у Федорова, ни у остальных двух.
Наверняка по причинам, родственным тем, которые я назвал, говоря о клубах Детройта и Нью-Йорка, не могут заиграть в свою обычную силу и такие выступавшие в Кубке мира мастера, как Яромир Ягр и Петр Недвед из "Пингвинз", Александр Могильный из "Ванкувер Кэнакс ", Кейт Ткачук из "Финикс Койотс", Бретт Халл из "Сент Луис Блюз", Дуг Уэйт из "Эдмонтон Ойлерз". Но постепенно они себя находят. А некоторые, как Джо Сакик и Петер Форсберг из "Эвеланш" и Теему Селянне из "Анахайм Майти Дакс", да и тот же Гретцки, уже успели стать самими собой.
Ситуация, похожая на ту, с какой здешний профессиональный хоккей столкнулся теперь, складывалась каждый раз, когда разыгрывался Кубок Канады. Вроде пора бы приспособиться. Но в том-то и дело, что ситуации эти только похожи - они ни в коем случае не близнецы. Даже изменение названия турнира говорит о разнице.
Пять лет назад сборные США, России, Швеции не располагали таким набором звезд НХЛ, и потому игры Кубка Канады не вызывали такого жгучего интереса, не привлекали такого всеобщего внимания, как матчи Кубка мира. Ведь теперь речь шла о месте стран-участниц в мировом хоккее. По крайней мере три сборные рвались доказать, что веку канадской гегемонии пришел конец. И одной, американской, это отчасти удалось.
Когда заканчивается турнир такого ранга, к игрокам вместе с физическим утомлением приходит нервная разрядка. Одни удовлетворены сделанным, другие расстроены и разочарованы. Душа требует отдыха так же, как тело. И дальше уже от разных обстоятельств зависит, как быстро удастся хоккеистам привести себя в рабочее состояние.
Снова - о "Нью-Йорк Рейнджерс". После пяти первых матчей у команды были две ничьи и три поражения, 10 шайб заброшено и 17 пропущено. В шестом она встречалась дома с "Флэймз" и после первого периода проигрывала 0:2. Второй она начала, когда у противника был удален игрок. Прошла минута, но хозяева даже в зону гостей не могли войти. И в паузе капитан Марк Мессье вдруг потребовал тайм-аут. Игроки съехались к скамье, над которой возвышался тренер Колин Кэмпбелл. Однако он молчал. Говорил Мессье - тихо, чтобы не слышали посторонние, но резко, рубя ладонью воздух. Тайм-аут закончился, все встали по своим местам, и через считанные секунды в ворота гостей влетела шайба. Еще через несколько, когда команды были в полных составах, другая. Третью забросил сам Мессье. И "Рейнджерс" одержал первую свою победу на чемпионате. Через день им была разгромлена - 8:1 - команда Марио Лемье и Яромира Ягра - "Питтсбург Пингвинз". В двух этих играх "Рейнджерс" забросил 13 шайб, пропустил 5.
Будут у нью-йоркского клуба на чемпионате, как бывают они у всех и всегда, и взлеты, и спады, но кризис он преодолел: играть из матча в матч безвольно и бессмысленно команда уже не станет. Возможно, "Флайерз" придет в себя, когда вернется ее выздоровевший и отдохнувший лидер Эрик Линдрос. А может, уже и приходит. В среду, проигрывая в Анахайме - 1:3, "Филадельфия" спасла два очка - 4:3. В какой-то момент появится чувство локтя у трех детройтских форвардов - Федорова, Айзермана и Шэнахэна, и это возвратит душевное равновесие им самим и их партнерам...
Словом, хорошо, что все нынешние передряги, вызванные во многом - я в этом не сомневаюсь - вмешательством в рутину НХЛ грандиозного по масштабам и спринтерского по темпам турнира на Кубок мира, происходят теперь, когда у всех есть время и возможности поправить свои дела.
Следующий такой стресс поджидает мировой хоккей в связи с зимней Олимпиадой 1998 года. Она проходит в феврале, когда для большинства клубов НХЛ решается вопрос, быть им или не быть в розыгрыше Кубка Стэнли. И, надо думать, опыт этого Кубка мира поможет лиге что-то усовершенствовать в подготовке игроков к Олимпиаде. Во всяком случае, какой бы оборот ни приняли события после Игр, это не будет уже сюрпризом.