Газета Спорт-Экспресс от 8 октября 1996 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 2

8 октября 1996

8 октября 1996 | Велоспорт

ВЕЛОТРЕК

2-й чемпионат Европы по велоспорту на треке. Москва

ТУСОВКА ДЛЯ ОБЕЗДОЛЕННЫХ

Очень прошу - не обижайтесь на заголовок. Нет в нем ничего обидного. Наоборот! Я не знаю, насколько высокую, чисто спортивную ценность имел завершившийся на олимпийском велотреке Крылатского второй чемпионат Европы - он ведь проходил под занавес напряженнейшего сезона, после и Олимпийских игр, и чемпионата мира, во время которых вся трековая элита все для себя выяснила (именно поэтому, видимо, организаторы придумали ловкий ход - по традиционной олимпийской программе на чемпионате состязались гонщики так называемой молодежной группы, то есть в возрасте до 23 лет, элите предложили посоревноваться, а вернее будет сказать - побаловаться, омниумами), но вот чисто человеческую ценность для экс-советских специалистов трека имел несомненную. Ах, ностальгия... Странное чувство. Вроде бы насквозь пропитанное горечью и грустью и в то же время приносящее радость. Не могу сказать, чтобы на обширных трибунах Крылатского яблоку негде упасть было, нет, но вот от обилия велосипедных звезд, честное слово, в глазах рябило. На несколько коротких мгновений я словно бы окунулась в прежнюю жизнь: еще лет пять-шесть назад, когда одно соревнование на полотне Крылатского сменялось другим, мы, немногочисленные журналисты и многочисленные (по сравнению с количеством прессы!) судьи, тренеры и гонщики, встречаясь, всегда говорили друг другу вместо "привет!" - "с праздником!". Соревнований было много, далеко не все из них были организованы так, как минувший чемпионат Европы (с длинноногими девушками - "модельками", вручавшими цветы победителю и призерам, национальными гимнами и так далее), но все они все равно были праздниками. Вот и нынче я, встретившись в бесконечном коридоре Крылатского с международным комиссаром УСИ Вадимом Бахваловым, по привычке выпал ила: "С праздником!". И встретила в ответ грустную улыбку: "С праздником, Оля. Только что будет завтра?.."

Я тоже, как и Вадим Андреевич, знаю, что будет завтра. Для того, чтобы представить себе это, было достаточно только покинуть празднично освещенное полотно трека и его, пусть не до конца, но заполненные все-таки трибуны - и пройтись по витиеватым коридорам любимого трека: ободранные стены, следы от унесенных куда-то кресел, мусор, известка и вообще грязь на ковровом покрытии полов...

Я не хочу никого ни в чем упрекать - наш трек умер вместе с СССР. Это ведь дорогое удовольствие - содержать такого класса спортсооружение и воспитывать на нем классных гонщиков: шоссейника можно накатать и на проселочной дороге, а вот трековика... Раньше в Крылатском, почитай что, круглый год жили все советские мастера трека - и литовцы, и грузины, и армяне, и казахи, и латыши, и русские. Сегодня здесь не живет почти никто. И дико было видеть, к примеру, знаменитого нашего преследователя Дайниса Лиепиньша (в начале и середине восьмидесятых соперничавшего с олимпийскими чемпионами Гинтаутасом Умарасом и Вячеславом Екимовым, неоднократного чемпиона СССР) или не менее знаменитого латышского тренера Арвида Богданова (заслуженного тренера СССР!) гостями в Крылатском!

Но это, наверное, было дико мне. Они-то гостями себя тут если и ощущали, то совсем чуть-чуть. Отвлекаясь от спортивной ценности события, скажу - это все-таки была классная тусовка для обездоленных наших трековиков, повод для встреч и воспоминаний. И в пустых коридорах Крылатского лучились счастливыми улыбками лица трековых звезд прошлого. Им было наплевать на мусор - долгожданная встреча искупала все! А настоящей наградой были зрители на трибуне - вопящие, аплодирующие, размахивающие российскими (а также украинскими и всякими прочими) флажками и флагами, скандирующие, например, "Потапов, давай!" или "Оля, Света!". И устроившие овацию французу Жерому Невиллю, который из-за взорвавшейся не к месту однотрубки упал на скорости в преследовании, а потом во время перезаезда в одиночку показал лучший результат дня. Да, все-таки это был праздник!

В субботу, финальный день турнира, разыгрывалось основное количество наград. Отличилась ростовчанка Наталья Каримова, в одну калитку выигравшая преследование. Маленьким бенефисом стал женский омниум - тулячка Ольга Слюсарева и москвичка Светлана Самохвалова весьма грамотно построили вообще-то всегда сумбурную и мало предсказуемую групповую гонку, хорошо, видимо, еще до старта просчетав ее арифметические варианты и не дав опытнейшей Натали Эван-Лансьен, олимпийской чемпионке Атланты-96 в групповой гонке шансов на победу в омниуме.

Весьма зрелищными были состязания мужчин. Россиянин Валерий Потапов, вице-чемпион Еропы-95 в спринте, второй год подряд поднялся на серебряную ступеньку пьедестала, проиграв в финале воспитаннику заслуженного тренера СССР Владимира Леонова Виестурсу Берзиньшу в общем-то довольно легко. Чета Леоновых (а вместе с Владимиром Петровичем с латышскими спринтерами работает и его супруга, психолог и врач Нина Олеговна) ходила именинниками дважды за вечер - спринтерский, омниум выиграл Айнарс Киксис. Причем заставив поволноваться!

Очень красивым был уже полуфинал, из которого напрямую дальше прошли грек Георгеос Химонетос и француз Лоран Гане. Киксис же вынужден был в заезде "надежды" соперничать с объективным фаворитом омниума чехом Павлом Бураном. Надо сказать, что чех явно боялся латыша - это было видно хотя бы по тому, как он вел заезд против Айнарса, кроссингу я на глазах изумленной публики. Но Киксис "надежду" выиграл - а потом чистым и безупречным рывком (между увлекшимися друг другом Гане и Химонетосом) на скорости выиграл и финал: грек и француз изо всех сил мешали друг другу в погоне за латышом! Трудно сказать, где комиссары усмотрели у Айнарса кроссинг, но дисквалифицировали его, отдав победу в заезде греку и подняв француза на второе место.

- Медальку украли... - грустно, полушутя-полусерьезно прокомментировал главный тренер российской трековой сборной Карло Шенгелия. И в самом деле украли - не окажись француз вторым в финале спринта, на третью ступень по сумме омниума (за первое место в котором положено 15 очков, за второе - 12, за третье - 10, далее - по убывающей) поднялся бы олимпийский чемпион Сеула-88 в гите Александр Кириченко. А там, глядишь, и в командном зачете вся наша команда выиграла бы чемпионат!

Но этого не случилось. И не беда. Главное, что случилось на треке Крылатского, - это зрелище. И короткое свидание с прошлым. Которое, хочется верить, ушло не насовсем!

Ольга ЛИНДЕ