Газета Спорт-Экспресс от 3 сентября 1996 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 1

3 сентября 1996

3 сентября 1996 | Хоккей - Чемпионат мира

ХОККЕЙ

КУБОК МИРА-96

Американская группа

РОССИЯ - СЛОВАКИЯ - 7:4 (3:2, 2:1, 2:1)

Россия: Трефилов. Гончар - Каспарайтис, Могильный - Федоров - Немчинов. Твердовский - Фетисов, Жамнов - Ларионов - Козлов. Юшкевич - Житник, Ковалев - Яшин - Березин. Карповцев, Коваленко, В. Буре.

Словакия: Драган, Дроппа - Вархолик, Бондра - Штумпел - Палффи, Секераш - Смерчак, Колник - Хашчак - Цигер. Швехла - Бача, Шатан - Демитра - Зедник. Плавуха - Рыбович - Бартош.

1-й период. Бача (Швехла, Палффи). 4:33 (0:1 - бол.). Федоров (Гончар, Каспарайтис), 9:37 (1:1 - бол.). Бондра (Дроппа), 11:08 (1:2). Могильный (Федоров, Житник), 12:14 (2:2). Могильный (Федоров, Фетисов), 18:31 (3:2).

Удаления: В.Буре, 3:21. Дроппа, 8:55. Житник, 17:49. Цигер, 17:57.

2-й период. Палффи, 7:53 (3:3). Козлов (Ларионов, Трефилов), 12:47 (4:3 - бол.). Федоров (Могильный), 19:58 (5:3).

Удаления: Яшин, 1:44. Демитра, 1:44. Секераш, 11:23. Швехла, 12:42. Жамнов, 12:42. Смерчак, 15:04.

3-й период.Цигер, 1:27 (5:4). Гончар (Могильный, Немчинов), 5:28 (6:4 - бол.). Немчинов (Могильный, Гончар), 15:26 (7:4).

Удаления: Смерчак, 4:15. Козлов, 7:12. Жамнов, 7:49. Швехла, 7:49. Козлов, 12:18. Коваленко, 19:31.

Вратари: Трефилов - Драгам.

Штраф: 16 - 16. Большинство: 5(3) - 5(1). Броски: 27 (10+12+5) - 26 (9+10+7).

Судьи: Фосетт, Коллинз, Дрисколл (все - США).

31 августа. Монреаль. Molson Center. 7733 (21 361).

Алексей ЖУК, Всеволод КУКУШКИН

из Монреаля

ДО ИГРЫ

К понятию "до игры" относится отрезок времени, отделяющий окончание первого матча от начала второго. Так вот, пятничное утро в Ванкувере оказалось ранним - солнце взошло нормально, по своему расписанию, а вот нашей команде пришлось подниматься, когда рассвет только забрезжил, так как полет предстоял долгий - четыре с половиной часа. На прощание отправили в адрес НХЛ в Нью-Йорк факс - заключение из госпиталя, где делали рентген Александру Семаку. Брайан Бурк обещал разобраться и взял с собой видеокассету. Как говорят, в суде никакая бумага лишней не бывает.

На сей раз в ванкуверском аэропорту команду встречал давний друг всех наших хоккеистов - Агги Кукулович, который когда-то, в сороковые годы, играл немного за "Нью-Йорк Рейнджерс", а затем начал работать в "Эйр Канада", даже был представителем этой авиакомпании в Москве, о чем вспоминает с большим удовольствием. Сейчас Агги, хотя уже и на пенсии, время от времени работает на "Эйр Канада", когда дело касается спорта и особенно хоккея. Именно он организовал транспорт во время тех великих серий, начиная с 1972 года.

Удивительное дело: под присмотром Кукуловича и багаж почему-то оформили быстро, и посадочные талоны выдали моментально, и через всякие секьюрити прошли без сучка и задоринки. Даже задержка с вылетом из-за того, что над аэродромом разразилась гроза - и гром гремел, и молнии блистали, - была всего пятнадцатиминутной. Лететь, правда, пришлось почти пять часов - в довершение к грозе ветер оказался встречным.

- Сколько раз бывало, что ваша команда проигрывала канадцам первый матч, а потом в финале показывала игру, которая приводила всех в восторг, - говорил нам Кукулович. - Они составили дурацкое расписание - команды России и Канады не должны играть первый матч турнира. Канадцы не могут позволить себе его проиграть - иначе зритель скажет, что, мол, наша команда плохая, чего на нее ходить... Пусть вас не огорчает то, что произошло в Ванкувере.

Конечно, болельщики не знают, как работает вся сложная машина организации турнира, каковы законы маркетинга и что они диктуют. Но не случайно еще классик английской литературы Сомерсет Моэм писал: "Не пускайте зрителя за кулисы. Пусть для них останется хотя бы несколько тайн". Так что не будем вдаваться в детали организации Кубка и политики его хозяев, которая, увы, противоречит интересам отдельных команд, которые становятся жертвами.

В полете кто спал, кто читал, некоторые смотрели сентиментальную мелодраму по телевизору. А когда развлекательная программа закончилась, в салоне вдруг зазвучал аккордеон - массажист нашей команды Валерий Лавров, в прошлом музыкант-эстрадник, поздравил таким образом с днем рождения Владимира Малахова.

В Монреаль мы прилетели ближе к вечеру и сразу были атакованы журналистами и телерепортерами. Все-таки этот город - самый хоккейный в Канаде, здесь живут знатоки этой игры, которые чуть ли не по взгляду хоккеиста понимают, на что он готов. Борису Михайлову вновь пришлось отвечать на вопрос о судействе. На сей раз он сказал следующее: "Такие судьи - трагедия для НХЛ. Не потому, что они не могут судить. Они, наоборот, умеют судить, но самое страшное другое - они умеют "сплавить" игру".

Нелегкий перелет и разница во времени сделали свое дело - команда сразу после приезда в отель "Шато Шамплейн" быстро поужинала и отправилась спать.

Приходилось ли вам встречать человека, который в пятизвездном отеле снимает с постели простыню и спит на полу? Понимающий доктор скажет, что спать на жестком - очень правильно, так как это способствует хорошему самочувствию. Так вот, в нашей команде такой человек - Андрей Николишин. Он проверяет постель на жесткость и после этого принимает решение, где ему спать.

-Андрей, что, сегодня опять на полу?

- Нет, здесь нормальные кровати, так что выспался хорошо.

На завтраке не было одного из игроков нашей команды - Александр Семак накануне связался со своим агентом, тот - с врачом "Нью-Йорк Айлендерс", и форвард вылетел утренним самолетом на медосмотр. Михайлов объявил, что участие Семака в играх будет зависеть от решения врачей и самого хоккеиста - настаивать на том, чтобы Александр играл в маске, он не будет.

Утренняя тренировка принесла приятный сюрприз - нашу команду разместили в раздевалке "Монреаль Канадиенс". По местным понятиям это высшая честь. Туда обычно пускают посторонних только на экскурсию, а здесь - пожалуйста, пользуйтесь. Раздевалка действительно уникальная - о таком тренировочном зале даже на олимпийской базе можно только мечтать. Неслучайно раздевалка "Монреаль Канадиенс", вернее, ее копия, является экспонатом Зала хоккейной славы в Торонто.

- Никогда еще раньше не бывало, чтобы в раздевалку нашей команды пускали чужих, - сказал ассистент генерального менеджера монреальцев Фил Шойер. - Но для российской сборной мы сделали исключение - ведь это особая команда.

Утренняя тренировка - Анатолий Тарасов, кстати, страшно ругался, когда кто-то говорил "раскатка" о тренировке в день матча - началась с того, что хоккеисты выстроились в центральном круге и классическим хоккейным приветствием - стуком клюшек о лед - поздравили уже Андрея Трефилова с днем рождения. Естественно, ему пожелали победного матча, из чего стало ясно, что тренеры намеревались дать Андрею возможность выйти на лед.

У входа в зал лежал пресс-релиз НХЛ. Брайан Бурк, написав, что хоккеист должен отвечать за то, что "делает его клюшка", дисквалифицировал Брендана Шэнахэна на одну игру. Для нашей команды это уже не имело никакого значения, но все-таки преступление без наказания не осталось.

После провала с исполнением российского гимна в Ванкувере Валентина Сыча пригласили для консультации в специальную компьютерную комнату "Молсон Центра", откуда идет управление всем техническим обеспечением этой арены. И опять мы чуть со стульев не попадали - зазвучала мелодия, похожая на нечто среднее между похоронным маршем и "Боже, царя храни". Оказывается, какие-то головотяпы выпустили компакт-диск с гимнами всех стран. Так вот, российский на нем записан с неправильной скоростью - то ли звукооператор был пьян, то ли техника подвела. Хорошо, что удалось дозвониться до российского консульства в Монреале. Генконсул Николай Смирнов, хотя и была суббота, был найден по мобильному телефону, и "правильный" гимн был доставлен во дворец.

За два часа до игры, когда наша сборная появилась в своей раздевалке, там по телевизору показывали в прямом эфире матч Германия - Чехия. Победа немцев вызвала какие-то странные чувства - и удивления, и недоумения.

А часа за три до матча у входа в отель Chateu Champlain можно было увидеть мирно беседующих друг с другом Йозефа Голонку и Бориса Михайлова, главных тренеров команд-соперниц. Оба жаловались друг другу на предвзятость североамериканских судей. А в самой гостинице в двух метрах друг от друга рассчитывались за свои номера Петер Бондра и Вячеслав Фетисов, капитаны сборных Словакии и России...

ИГРА

Михайлов, испытывая дефицит защитников (Кравчук уже уехал домой, травмированы также Малахов и Зубов), сразу же заявил на матч присоединившегося только накануне к команде Александра Карповцева. Первый раз на лед на турнире вышел Твердовский. Наши тренеры заменили также двух форвардов - Семака и Николишина - на монреальца Валерия Буре и Березина. В ворота у нас на этот раз встал Трефилов, а запасным был Шталенков.

Нашему голкиперу пришлось вступить в игру в начале второй минуты матча. Словаки, как выяснилось, мириться с ролью заведомого аутсайдера не собирались. Во всяком случае, начали наши соперники очень бойко. Уже в четвертой смене они получили численное преимущество: правила в чужой зоне нарушил Валерий Буре. И усиленное звено словаков, в котором играли практически все их легионеры - Бондра, Палффи, Штумпел, Швехла и Бача - реализовало большинство: Йергус Бача, выступающий в Интернациональной хоккейной лиге, на замахе обыграв Трефилова, умудрился попасть в ворота практически с нулевого угла. Начало почти сенсационное.

Первым очнулся от охватившего всех оцепенения Сергей Федоров. Его проход на шестой минуте был красив, бросок эффектен, но вратарь словаков Драган взял его без труда. Через минуту другой детройтец - Вячеслав Козлов - попал в штангу. Словом, стало ясно, что наши взялись за дело.

На восьмой минуте мужественно поборолся на "пятачке" Буре, и Дроппа заработал две минуты. Наши разыграли лишнего довольно быстро: нацеленный бросок того же Федорова по воротам пришелся в конек Немчинова, от которого шайба влетела в сетку. По НХЛовским законам гол был забит правильно: шайба нашла конек, а не наоборот, и ее записали на счет Федорова.

На девятой минуте бывший гражданин СССР Петер Бондра напомнил всем, что не зря считается в НХЛ звездой первой величины. Он обежал Фетисова и, проехав вдоль ворот, примерно с той же точки, что и Бача, поразил ворота Трефилова.

Но уже через две минуты Могильный играючи реализовал выход один на один: словаки неудачно делали смену, и Федоров тут же заметил оставшегося в одиночестве партнера - 2:2.

До перерыва сборная России создала еще с полдесятка опасных моментов. Особенно явным стало ее преимущество в последние две минуты, когда команды играли в неполных составах - сначала Житник сфолил на Бондре, а потом Цигер попал клюшкой по лицу Гончара. В конце концов наши добились своего. Фетисов начал комбинацию, Федоров продолжил - сделав паузу, он красиво переправил шайбу на одиноко стоявшего у штанги Могильного, и тот забил свой второй гол на турнире - 3:2.

В перерыве в пресс-центре мы наткнулись на оживленно что-то обсуждающих Пэта Бернса и Майка Кинэна, известных НХЛовских тренеров. На вопрос, нравится ли им матч, Бернс скривился, а потом с уверенностью заявил, что россияне, конечно, сильнее и должны победить. Кинэн же бросил: "А я ничего не могу пока сказать о вашей команде. В первом периоде она, как мне кажется, валяла дурака, а до этого я ее ни разу не видел - только что прилетел из Европы, где смотрел матчи в Хельсинки и Стокгольме".

Во втором периоде игроки сборной России еще достаточно долго продолжали "валять дурака". Хотя можно сказать и по-другому: играть им не давали словаки, для которых этот матч был дебютом на турнирах такого уровня. Они не только отбивались, но временами и контратаковали. На седьмой минуте сказал свое слово еще один лидер словаков - Зигмунд Палффи. Он обманул на своем фланге Твердовского и поразил ворота Трефилова со средней дистанции - 3:3.

На этот раз первой характер проявила тройка Ларионова. Ее центрфорвард обыграл на фланге Секераша, вышел к воротам, Драган хоть и с трудом, но остановил его, однако Козлов вовремя пришел на помощь партнеру.

Но и после этого наши еще продолжали играть как-то неубедительно, особенно в обороне. Словаки не раз могли вновь сравнять счет. Демитра, например, однажды даже победно вскинул руки - шайба попала после его броска в штангу, а ему показалось, что в ворота.

К концу периода словаки устали, россияне уже почти хозяйничали на льду. Федоров с партнерами вообще практически не отдавали в своей смене шайбу сопернику, да и другие тройки тоже особых проблем не имели. Однако это преимущество почему-то никак не хотело воплощаться в голы. Лишь за 1,7 секунды до перерыва Федоров снял напряжение.

Он почувствовал в последней смене периода, что на розыгрыш шайбы времени уже нет, и мощно щелкнул. Драган не среагировал - 5:3.

Во втором перерыве в пресс-центре появился только Кинэн. Он опять много говорить не стал, заметив только, что игра ему не очень нравится - как-то вяло борются команды и, в общем, исход матча уже ясен.

Но уже на второй минуте третьего периода словаки заставили всех усомниться в безоговорочной победе сборной России. Цигер обыграл у борта Твердовского и, выйдя вместе с Колником вдвоем против Фетисова, пасовать не стал, а со всего размаха щелкнул. Трефилова в пропущенной шайбе упрекнуть никак нельзя.

Окончательно снял все вопросы защитник Сергей Гончар. Когда наши имели на одного игрока больше, он взял инициативу на себя и сумел завершить свой проход точным броском между щитков Драгана. К этому времени сборная России играла уже в три звена - Березин и Буре сидели на скамейке запасных. Словаки, пропустив этот гол, явно сникли и на вылазки к нашим воротам решались только тогда, когда на площадке появлялся Бондра или они получали численное преимущество.

Последняя шайба российской сборной была просто на загляденье: после паса Могильного Немчинову осталось только подставить клюшку. Гол этот, казалось, уже ничего не решал. Но перед самым вылетом в Нью-Йорк - а после финальной сирены наши, переодевшись, сразу сели в автобус и поехали в аэропорт - пришло известие, что американцы в Филадельфии выигрывают у канадцев.

- В самолете тренеры нашей сборной обсуждали не столько то, какие варианты в турнирной таблице могут возникнуть, если канадцы проиграют, а кого вызвать в команду: Александр Карповцев провел на Кубке всего три смены и растянул связки на колене, по-прежнему серьезные проблемы с коленом и у Зубова, не ясно пока, сможет ли сыграть Семак. Поскольку канадцы проигнорировали правила и вызвали незаявленного первоначально игрока, наши решили сделать то же самое, В воскресенье утром они начали поиски по телефону Дмитрия Миронова, Игоря Королева, Игоря Уланова и Алексея Гусарова...

ПОСЛЕ ИГРЫ

Александр МОГИЛЬНЫЙ,нападающий сборной России:

- Эта была на самом деле очень тяжелая игра. И, я бы сказал, симпатичная. А что, разве не так? Мы выглядели прилично, и словаки играли весьма неплохо - быстро, отлично комбинировали. Нам было нелегко победить. Кроме того, у нас в команде, как вы знаете, сейчас много травмированных.

-Но с канадцами было тяжелее?

- Все, о той игре мы уже забыли... Нет смысла обсуждать ни ее ход, ни судейство.

-Вы ждали от словаков упорного сопротивления?

- Конечно. Я как только увидел их состав перед матчем, сразу понял, что нам будет нелегко и что они будут играть в типичный чехословацкий хоккей, с которым у нас были проблемы в свое время.

-Кстати, как прокомментируете крупное поражение чехов от сборной Германии?

- Мы перед игрой обсуждали этот матч, и кто-то правильно сказал: таланта у чехов - вагон, а желания играть - на копейку. Они просто отнеслись к немцам по-пижонски - ну и получили. У них не было команды... Вот вам лишнее доказательство того, что на Кубке мира нет слабых соперников.

-Каковы главные проблемы в игре российской сборной?

- Нам нужно, думаю, прибавить в защите. И еще мне кажется, что все должны внимательно прислушиваться к советам тренеров и выполнять построже их указания. Словом, нужна игровая дисциплина.

-Это был лучший матч сборной в этом сезоне?

- Вряд ли.

-Своей игрой удовлетворены?

- В общем, да. Но тоже не могу сказать, что это был мой лучший матч.

-Как считаете, вы уже нашли взаимопонимание с партнерами по тройке?

- Во всяком случае, мне нравится играть с Немчиновым и Федоровым. В атаке - особенно в большинстве - у нас уже хорошо, на мой взгляд, получается.

-Чего ждете от следующего матча?

- У американцев, безусловно, очень сильная команда, но если игровая дисциплина у нас будет на должном уровне, то больших проблем с ними возникнуть не должно. Нам надо обязательно постараться сыграть в командный хоккей. Если будем биться с ними по отдельности, то ничего не получится.

-Борьба будет наверняка жестче, чем сегодня?

- Скорее всего... Но в этом нет ничего страшного. Мы уже привыкли в НХЛ к жесткости.

Петер БОНДРА,нападающий сборной Словакии

-У вас проблемы с плечом? (К плечу словацкого капитана был привязан пакет со льдом. - А.Ж. и В.К.)

- Это старая травма - еще в контрольном матче кто-то из канадцев ударил. А тут в самом конце игры Дмитрий Юшкевич добавил мне по больному месту.

-У вас с ним старые счеты?

- Да нет, какие могут быть у меня счеты с русскими? Вот с канадцами, с американцами они есть. Почти в каждой НХЛовской команде у меня есть недруги... Дмитрий был прав: напомнил, что в таких матчах нельзя опускать глаза на шайбу.

-Мы заметили, что на льду вы успевали несколько раз переброситься парой фраз с Гончаром...

- Да, мы с ним друзья - все-таки в одном клубе уже не один год вместе выступаем. Он хорошо играл сегодня.

-А кто еще вам понравился из русских?

- Очень многие. Ваши ребята сегодня, думаю, играли вполсилы, не так, как с канадцами. А может быть, просто устали после первого матча. Я смотрел, кстати, ту игру. Ваша сборная была лучше, два ее гола опять же не засчитали. Первый из них, когда Ларионов вкатился в ворота, был, на мой взгляд, забит правильно.

-Игрой своей команды довольны?

- Да, мы сыграли сегодня достойно. Ошиблись, правда, грубо несколько раз в обороне, и Могильный с Федоровым нам эти промахи не простили. Им шансов давать нельзя.

-Какие задачи ставит перед собой словацкая сборная на этом турнире?

- Мы хотим прежде всего самим себе доказать, что имеем право считаться одной из сильнейших команд в мире. И мы приложим все силы, чтобы и другие убедились в этом.

-Вы лично к этому турниру готовились в Словакии?

- Домой я приехал за три недели до начала Кубка, но в основном все же готовился в США.

Сергей ГОНЧАР,защитник сборной России

-Так о чем вы говорили с Бондрой во время матча?

- Да просто шутили друг с другом... Я сказал: "Что, Банзай (это прозвище такое дали Бондре американские болельщики), драться с нами собрался? А он мне: мол, и не думаю, сами меня постоянно цепляете.

-А что скажете о матче?

- Непривычный был сегодня для меня хоккей. Какая-то странная игра: вроде и быстрая, но в то же время немного сонная. И мы, и они делали такие ошибки, которые, думаю, в другом матче не допустили бы.