Газета Спорт-Экспресс от 13 августа 1996 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1

13 августа 1996

13 августа 1996 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

Двенадцатый этап: "Гран-при ВЕНГРИИ"

ХИЛЛ - ВИЛЬНЕВ: КОМУ БЫТЬ ЧЕМПИОНОМ?

Лина ХОЛИНА

из Будапешта

Помнится, в начале нынешнего года Флавио Бриаторе, убаюканный сплошными успехами двух минувших лет и настроенный в связи с этим на более чем оптимистичный лад, вовсю рассуждал о том, как он был бы счастлив примерить на себя шкуру Рона Денниса образца 88/89 (тогда борьбу за титул чемпиона мира вели только два пилота - маклереновцы Ален Прост и Айртон Сенна): "Я буду рад, если Жан станет чемпионом мира в этом году, а Герхард - в следующем. Или наоборот, что не имеет никакого значения!" Но теперь, за четыре гонки до финиша, стало ясно, что не синьору Бриаторе пришлась впору эта власяница, а мистеру Фрэнку Уильямсу. Теперь-то абсолютно ясно, что в междоусобицу двух его пилотов, Дэмона Хилла и Жака Вильнева, вмешаться не может никто. Разве что Господь Бог... Мистер Уильямс божественные полномочия с себя целиком снял: "Дальнейшая борьба за титул после того, как мы завоевали Кубок конструкторов, пойдет между Дэмоном и Жаком без какого-либо вмешательства со стороны команды. Но я уверен, что они оба будут надежны и ответственны в этой схватке - я не готов увидеть, как они будут выпихивать друг друга с трассы или делать что-либо еще более глупое. Они пока еще гонщики одной команды, и, надеюсь, будут вести себя подобающим образом". Кому, как ни Фрэнку, знать, чем может обернуться слишком горячая домашняя война: в 86-м "Уильямсы" доминировали весь сезон, но чемпионом стал Ален Прост на "Макларене", воспользовавшийся крутой (без малейшей надежды на взаимный пиетет) междуусобицей Найджела Мэнселла и Нельсона Пике... Правда, на этот раз ничего похожего не предвидится: покидая Хунгароринг в воскресенье вечером, Хилл спокойно сказал: "Давление со всех сторон растет, но я не предвижу никаких проблем в наших отношениях с Жаком".

Видимо, вы уже поняли, чем и как завершился двенадцатый этап 47-го чемпионата мира. Да, Жак Вильнев одержал свою третью победу в нынешнем сезоне. Победу на трассе, которой до минувшего уик-энда и в глаза не видел! И ведь Хунгароринг - не тот автодром, который можно освоить с кондачка. Но канадец это сделал. Справедливости ради замечу, что в течение трех дней накануне венгерского этапа он тщательно изучал езду на извилистых трассах в Ногаро - французский трек был специально снят "Уильямсом" для тренировок канадца.

Да, Вильнев выиграл. И этой победой оставил в живых свои шансы на корону чемпиона мира "Формулы-1". Улыбаясь на постгоночной пресс-конференции, чрезвычайно довольный собой чемпион ИНДИКАРа сказал: "Я ведь обещал, что буду бороться, и делаю это!"

Субботняя баталия за обладание поулом обещала быть напряженней некуда, ибо в Венгрии первое место на старте, быть может, еще важнее, чем в Монако. Не только потому, что обгоны здесь весьма затруднительны, но, главным образом, потому, что четные места на стартовом поле Хунгароринга находятся на предельно замусоренной половине трассы, а посему обладатель поул-позишн приобретает по сравнению с гонщиком, занявшим вторую клетку, громадные шансы на успех. Круг претендентов на первое место в этом упражнении определился еще в пятницу - блестяще шла "Феррари" Шумахера, безупречно, как всегда, выглядел "Уильямс" Хилла, весьма браво для дебютанта смотрелся Вильнев, а вот, к примеру, оба "Бенеттона" были далеки от самих, себя образца "Хоккенхайм-96". Хотя и Алези, и Бергер довольно дружно утверждали, что их В196 прогрессирует от гонки к гонке и что большинство из мучивших команду проблем удалось разрешить, оба опять-таки в один голос говорили, что Хунгароринг для их машины - трасса неподходящая и что разные настройки (пробовали и избыточную, и недостаточную поворачиваемость) не дают никакого видимого эффекта с точки зрения увеличения скорости.

В субботу пятничные впечатления полностью подтвердились. Правда, первым на поул-позишн покрасовался... Мика Сало! Но только потому, что никто из лидеров на засыпанный песком асфальт не спешил (кстати, Вильнев потом скажет, что количество песка на трассе невероятно, а Хилл езду на таком асфальте сравнил с ездой по пескам пляжей Копакабаны). Но как только мусор слегка разгребли аутсайдеры, потихоньку из боксов потянулись фавориты: первым на 9-й минуте Хилл, за ним Бергер, Вильнев. Хилл быстро отобрал первое место у Сало (1.18,475), Бергер едва не перевалил отметку 1.19 (1.19,034), потом Вильнев - 1.18,025! За этими упражнениями, сидя в кокпите "Феррари", внимательнейшим образом наблюдал Шумахер. Как только первая смена лидеров зарулила в боксы, он сразу же дал команду: "Заводи!" Шла 18-я минута. Первый же летучий круг оказался исполненным просто прекрасно - 1.17,445! Вильнев обставлен на 0,580, Хилл - аж на 0,803.

Спустя минут пятнадцать на сотую этот результат превзошел Вильнев (Хилл - только 3-й - 1.17,606). Еще через десять минут на вторую серию кругов выехал Шумахер. На этот раз он был гораздо агрессивнее - и закончил круг за 1.17,129. Показалось, что этого рубежа соперникам уже не одолеть. Тем более что на промежуточных отрезках гонщики показывали секунды хуже, чем у Шумахера. За 17 минут до конца отведенного на квалификацию часа вернулся на трек Хилл. На втором отрезке он проигрывал немцу две десятые, но на финиш накатил сильно - и... уступил Михаэлю 0,053! Позади него атаковал повороты Вильнев - и делал это, как казалось, куда успешнее: на первой отметке выиграл у Шумахера почти десятую, на второй чуть проиграл, хотя был быстрее коллеги по "Уильмсу", но на финише ничего не смог сделать - только 1.17,259. Третий.

Потом у Вильнева была еще одна попытка, но она чуть не закончилась вылетом в песок - машину понесло боком, но канадец проявил колоссальное самообладание и отменный контроль над машиной. В эти мгновения Хилл сидел в кокпите, а его инженер Тим Престон глаз не отводил от секундомера на руке. И когда стрелка показала, что до конца сессии две минуты, Хилл покинул боксы. Немедленно ему в кильватер пристроился Шумахер. Когда до флага оставалось 0.28, англичанину начали отсчет последнего дозволенного круга. На первом промежутке он отстал от времени Шумми всего на 0,028, но потом пошел тише - и показал только 1.17,543. Шумахер шел за ним с просветом метров в триста - и нажимал на газ отнюдь не играючи. В последнем повороте машину понесло на отбойник, немец вывернул руль, вернул "Феррари" на трассу, но время было безвозвратно упущено.

Все! Есть 14-й в карьере поул - и четвертый для "Феррари" в этом сезоне. Это был тот самый результат, который как воздух необходим команде, чтобы облегчить груз потерь. Двукратный чемпион мира не скрывал удовольствия:

- Я полагал, что мы будем гораздо сильнее в Хоккенхайме, чем на Хунгароринге, но ошибся. Я в последнее время что-то часто ошибаюсь в предсказаниях... Но как бы то ни было, приятно возвращаться. Команду сочли мертвой, но мы пока живем!

Хилл не считал нужным скрывать огорчения:

- Я всегда говорил, что Михаэль по-прежнему опасен, и он это подтвердил сегодня. "Феррари" выглядит очень сильно сейчас - это хорошая новость для него и плохая для меня. Но весь вопрос в том, насколько она надежна в гонке... Я же здесь не для того, чтобы просто собирать очки. Я хочу выигрывать!

Для того чтобы выиграть, Хилл в воскресенье с утра, во время прогревочной тренировки, сделал максимум возможного - он не гонялся за временем на круге, а раз за разом проезжал по правой стороне прямой "старт/финиш", старательно разгребая скопившуюся там за ночь пыль и грязь.

Он расчищал себе путь к победе, но старт все-таки проиграл. В первый поворот первыми нырнули те пилоты, чьи машины стояли на чистой стороне дороги - Шумахер, Вильнев и Алези. Те же, кто занимал места рядом с ними на левой половине, вошли в гонку следом - Хилл, Ирвин, Бергер.

Шумахер и Вильнев сразу начали отрыв, "Бенеттон" же Алези был явно медленнее, и Хилл надолго застрял за французом, давая возможность соперникам строить жизненно важный гандикап. Обогнать Жана, одного из самых неуступчивых гонщиков, на Хунгароринге можно было только при его ошибке. Чем Хилл и воспользовался, но это была не ошибка Жана, а проблемы тормозов на "Бенеттоне", и случилось сие уже после первой серии пит-стопов, во время которой Вильнев вернулся на трассу впереди Шумахера! А ведь до этого момента канадец немца обогнать не мог, хотя его машина, как снаряд с системой самонаведения, буквально носом торчала в коробке скоростей "Феррари". После первых экскурсии положение стало таким - Вильнев, Шумахер (разрыв - почти 7 секунд), Алези, Хилл, Бергер. И стало ясно, что Хилл, который отстал от Вильнева уже на 25 секунд, больше не будет ждать, а будет пытаться атаковать Алези. Осторожнее бы!

Он атаковал - в тот момент, когда оба проходили на круг Россета: в повороте после прямой "Бенеттон" закапризничал в зоне торможения, Алези был вынужден выйти на внешний радиус - и Хилл чисто и быстро прошел внутри. И понесся в погоню за Шумахером, который опережал англичанина на 22 секунды. Это была погоня не безнадежная, потому что машина Шумахера шла на 1,3 секунды на круге медленнее машины Хилла (буквально несколькими кругами раньше замер на обочине Ирвин - и этот вылет слегка снизил процент адреналина в крови у Шумми).

Но догнать немца ему было не суждено - все решилось на второй, а затем и на третьей серии пит-стопов, после которой стало ясно: борьба за победу пойдет между Хиллом и Вильневом. Канадец на третьем заезде в боксы из-за проблем с правым задним колесом потерял почти десять липших секунд - и это позволило его партнеру, посещавшему боксы четырьмя кругами позже, выехать из них всего в шести секундах позади (а не в 26!). Машина Хилла шла быстрее машины Вильнева на 1,02 секунды на круге! Он догонял неумолимо - а чуть позади него очередную драму переживал Бергер. После того как австриец и его партнер по команде Алези пришли к консенсусу и поменялись местами, Герхард стал четвертым - и от шедшего на тот момент (за 15 кругов до конца) третьим Шумахера его отделяли тридцать секунд! Он ринулся в погоню, потому что шел на 2,5 секунды на круге быстрее немца. Но внезапно "Рено" картинно испустил дух - второй раз подряд за две недели! А ведь Бергер не относится к числу тех пилотов, которые безжалостны с мотором... Спустя еще несколько кругов на обочине остановился и Шумахер, расчищая таким образом место на третьей ступени подиума для Алези.

До финиша - восемь кругов, и Вильнев впереди Хилла всего на 1,8 секунды. И разрыв продолжает таять. Канадец начал нервничать - по крайней мере вежливого Лаваджи он прошел неоправданно резко! Показалось даже, что Шумахера позади себя он воспринимает гораздо спокойнее, чем Хилла. И неизвестно, чем бы кончилось дело, если бы на стене, отделяющей прямую "старт/финиш" от пит-лайн, механики "Уильямса" не вывесили табло с легко расшифровываемой надписью: "1-2. Р.2". Что означает - сохранить диспозицию до финиша. И Хилл перестал прессинговать, только сохраняя расстояние между собой и Вильневом в 0,7 секунды.

Что ж, "Уильямс" понять можно - им был нужен Кубок конструкторов, а борьба за первое место могла ведь в сложившейся ситуации закончиться и обоюдным сходом.

Как бы то ни было, до конца сезона еще четыре гонки, между Хиллом и Вильневом всего 17 очков. И это значит, что, как сказал Фрэнк Уильямс, они сами решат, кому из них быть чемпионом мира в 96-м.