Газета Спорт-Экспресс от 9 августа 1996 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 4

9 августа 1996

9 августа 1996 | Баскетбол

БАСКЕТБОЛ

Крешемир Чосич, Драгам Кичанович, Андро Кнего, Дражен Далипагич, Миховил Накич, Мирза Делибашич, Желько Йерков. На переломе семидесятых и восьмидесятых годов баскетбольная Европа бредила этими именами. В Белграде, Загребе, Сараево - по всей стране ту сборную называли "золотым поколением" югославского баскетбола. Победители Московской Олимпиады, европейских чемпионатов, они не делили друг друга на сербов, хорватов, мусульман, как это десятилетием позже сделали генералы и президенты. Сегодня, когда Югославия вернулась на олимпийскую арену, и сразу же добыла серебро Атланты они, ушедшие кто в бизнес, кто в политику, кто в спортивный менеджмент, до сих пор объединены романтическим прошлым, но, увы, разделены трагическим настоящим. Вряд ли "золотое поколение" когда-нибудь, на каком-то памятном матче ветеранов, соберется в составе одной команды

ДВЕ ЛЕГЕНДЫ "ЗОЛОТОГО ПОКОЛЕНИЯ"

Андрей ШАРЫЙ

из Загреба

Мирза ДЕЛИБАШИЧ

КАК БЫ Я ИГРАЛ, ЕСЛИ БЫ НЕ КУРИЛ...

Даже в том "золотом поколении" боснийский мусульманин Мирза Делибашич, лидер сараевской "Босны", считался "золотым мальчиком". Его и изящество и элегантность (впрочем, кое-кто называл это гусарским характером") превратили Делибашича в кумира болельщиков, и особенно - болельщиц. Его спортивный век оказался короче, чем мог бы быть, - в 1983 году Делибашичу пришлось закончить выступления - вынудила тяжелая болезнь, которая, к счастью, серьезных следов не оставила. Делибашич сейчас занимает кресло директора словенского клуба "Марибор" и по-прежнему в высшей степени элегантен. Курить со времен активных занятий баскетболом он меньше не стал.

-Вы действительно обладаете темпераментным характером?

- Да что вы, я разве что на площадке не был тихоней. А в остальном... Никогда не лез журналистам на глаза, хотя, чего греха таить, случалось так, что моя игра решала судьбу той или иной встречи. Однако баскетбол - это все-таки командный вид спорта, и лидеры рождаются только в команде.

-О Делибашиче-баскетболисте говорили как о, мягко говоря, небольшом поборнике спортивной дисциплины. Коллеги-журналисты, например, рассказывали, что на московской Олимпиаде вы позволили себе закурить прямо на скамейке запасных по время матча СССР - Югославия.

- Это полная чепуха! Чего только о себе не приходилось читать. Ну скажите, как это я бы мог закурить во время игры? И в голову такое не приходило! Хотя, конечно, сигареты мою спортивную жизнь не украсили. Представляете, как бы я играл, если бы не курил?!

-Почти вся ваша "клубная" карьера связана с "Босной", в составе которой вы выигрывали Кубок чемпионов. Но почему-то считается, что лучшие свои матчи Делибашич провел в составе мадридского "Реала".

- Это заблуждение. Я везде и всегда старался играть так, как в действительности был способен. Просто в "Реале" я играл за деньги, а в "Босне" - для души.

-Вас еще в конце семидесятых приглашали в Америку. Почему из Делибашича не получилось звезды НБА?

- Не забывайте, тогда все же были другие времена. Я побоялся неизведанного мира. Меня звали в лагерь "Атланты Хокс" в 1977 году, но ничего конкретного не обещали, и я не решился уезжать так далеко от дома. Слишком любил Сараево, для того чтобы покидать свой город. Сейчас все по-другому. Америка и Европа стали куда ближе, да и баскетбол тоже изменился.

-Но вы ведь родились в Тузле, и, насколько я знаю, первым вашим клубом был белградский "Партизан".

- Да, я уехал в Белград в семнадцатилетнем возрасте, но уже через месяц я почувствовал себя в "Партизане" чужим и собрал чемоданы. "Босне" я верил больше всего на свете, хотя чисто в материальном отношении клуб выдающимся не был, скоре напротив. Я - сараевец, и где бы ни жил сейчас, никогда об этом не забываю. Если бы не жизненные обстоятельства - на моем попечении престарелые родители, да и семью нужно кормить, - никогда бы не уехал.

-Если вы так любите Сараево, то как смогли пережить то, что случилось с городом за годы войны?

- Мне кажется, с начала войны прошла уже тысяча лет, что человеческая жизнь не способна вместить в себя столько событий и трагедий, сколько выпало на долю боснийцев. Кстати, я согласен с тем, что до войны Босния вообще и Сараево, в частности, представляли собой наглядную реализацию идеи единой Европы.

-Если все было так уж распрекрасно, почему тогда разразилась война?

- Вся проблема в том, что оказались утерянными критерии, по которым мы раньше жили.

-Вы встречаетесь со старыми друзьями по сборной?

- С Кичановичем мы виделись в прошлом году в Софии на квалификационном турнире чемпионата Европы. Встреча получилась настолько сердечной, насколько она могла быть таковой в дни, когда сербский снаряд в Тузле уложил насмерть 72 человека.

-Многие представители "золотого поколения" сейчас заняты политикой. Кичанович был министром спорта союзной Югославии, сейчас он менеджер сборной. Жарко Вараич, ваш многолетний партнер по "Босне", - один из руководителей боснийского спорта; покойный Крешемир Чосич работал в посольстве Хорватии в США. А вы не собираетесь уходить в политику?

- В жизни все возможно. Кстати, с Вараичем мы даже по телефону очень давно не разговаривали. Чосич же был самым великим югославским игроком того времени. Когда он вернулся из Америки, то привнес в команду какую-то новую философию, новое отношение к игре.

-Каково, по вашему мнению, будущее боснийского баскетбола?

- Прежде всего, потребуется не один год для того, чтобы добраться до приличного европейского уровня. Может быть, не хватит и десятилетия.

Андрей ШАРЫЙ

собственный корреспондент "СЭ" по странам Юго-Восточной Европы