Газета Спорт-Экспресс от 2 августа 1996 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1
ОЛИМПИЗМ |
Atlanta 1996 |
ПОЕЗД НА ЧАТТАНУГУ ОТПРАВИЛСЯ БЕЗ НАС
Лев РОССОШИК |
из Second Ponce Church |
Спустя десять дней после старта на 13-километровой кольцевой трассе в пригороде Атланты по дороге на Чаттанугу, когда соревновались женщины и знаменитейшая Жанни Лонго праздновала свою первую олимпийскую победу, при тех же декорациях и на фоне переоборудованной под пресс-центр довольно уютной баптистской церкви Второго Пришествия на сцену вышли новые исполнители: впервые на Олимпийских играх награды разыграли велопрофессионалы. И сразу значимость групповой гонки на 221,85 км (17 кругов по 13,05 км) многократно возросла.
Прогнозов перед стартом было хоть отбавляй. Американцы, разумеется, делали ставку на экс-чемпиона мира Лэнса Армстронга. Поговаривали даже, что за победу ему обещано ни много ни мало миллион долларов. А популярная газета USA Today накануне посвятила своему фавориту несколько колонок, завершив материал любопытным заявлением Армстронга. Отвечая на вопрос, что для него важнее - победа в "Тур де Франс" или в олимпийской групповой гонке, Лэнс объяснил яснее ясного: "Выиграть "Тур де Франс" я не смогу при всем желании. А вот победить на Олимпиаде мне по силам". Вообще журналисткий испорченный телефон чего только не болтал в преддверии гонки. Говорили, к примеру, что от тех, кто прошел "Тур де Франс" до конца, не стоит ждать чего-то сверхъестественного: мол, олимпийский допингконтроль гораздо строже, чем на "Большой петле", а посему никто не будет рисковать, дабы не попасться. И кивали потом, кстати, на недавнего лауреата "Тура" датчанина Бьярне Рийса, который, покрасовавшись впереди на первых километрах первого круга, преспокойненько удалился в конец пелотона и отсиживался в хвосте до самого финиша.
Перед стартом повстречал Сергея Ушакова, представляющего здесь Украину. Рассказал он про свою неудачу на французском "Туре, когда после прокола на одном из первых этапов он в одиночку вынужден был ехать почти две сотни километров (никто из членов команды его не подождал) и сил на то, чтобы продолжать гонку, не осталось. Обменялись приветствиями с Джамолидином Абдужапаровым, единственным представителем Узбекистана, который мог оказаться вообще вне игры - его никто не предупредил, где и когда надо получать номер, и Абду узнал, что стартует 177-м, лишь перед самым началом. Увидел всю российскую пятерку, которая поставила свои подписи в стартовом листе в числе первых, а потом отправилась разогреваться на трассу - до этого ребят на нее не пускали, таковы олимпийские правила.
Вообще знакомых было немало, и русская речь слышалась отовсюду - ведь едва ли не треть пелотона составили гонщики из бывшего Союза.
- Кольцо очень непростое, - рассказывал Карло Шенгелия, тренер нашей трековой команды. - Когда проехал по трассе год назад, понял, что она для очень хорошо технически подготовленного гонщика. Из наших такая дистанция больше подходит Диме Конышеву. Вот только ребята считают, что коротковата дистанция - лучше было бы ехать чуть побольше, километров 250. Но ведь здесь кроме профессионалов есть еще и любители, которым большой километраж не под силу. Так что они наверняка будут провоцировать всех на первых кругах, а потом сойдут вообще.
В справедливости слов известного тренера убедился очень скоро: почти сразу же из пелотона начали убегать - когда в одиночку, когда группами - велосипедисты, имена которых ничего не скажут даже хорошо знающим велоспорт специалистам. Да и страны они, выскочки эти, представляли вовсе не велосипедные - Бразилию, скажем, или Гондурас, или ту же Австрию.
Первый более или менее серьезный отрыв был на шестом круге, когда очередной бразилец спроворил побег, а сам потом ушел в тень, оставив впереди "заместителей" - словака Мирослава Липтака и австралийца Дамиана Макдональда. Эта парочка работала так дружно, что укатила от пока еще ничего поначалу не предпринимавшего пелотона более чем на минуту и держалась на таком почтенном расстоянии еще два круга. Однако стоило группе чуть прибавить скорости, как ни о Липтаке, ни о Макдональде никто больше ничего не слышал.
На какое-то время на первые роли вышли хорошо знакомые датчанин Брайан Хольм, француз Ришар Виранк, Олаф Людвиг из Германии - между прочим, олимпийский чемпион Сеула-88 в такой же гонке, - бельгиец Вильфрид Пеетерс и Ян Сворада, представляющий Чехию. Эта компания была уже посолиднев, но опять-таки долго в лидерах не продержалась. А вот российских гонщиков не было ни слышно, ни видно. Наблюдавший вместе со мной за происходившим на огромном экране в зале баптистского храма Шенгелия не на шутку разнервничался: "Ну хоть для приличия в каком-нибудь отрыве объявились бы!"
К 11-му кругу впереди образовалась новая и уже по-настоящему опасная, если взглянуть на имена, группа: Мельчор Маури из Испании, итальянец Максимилиан Шиандри, защищающий цвета Великобритании, и американец Фрэнк Эндрю. Затем численность лидирующей группы увеличилась, и отрыв начал расти. К моменту, когда до финиша оставалось четыре круга, лидеры опережали ближайших преследователей на полминуты и еще на минуту - пелотон, в котором находились российская и все прочие эсэнговские сборные.
Какое-то время радовал несколько тысяч своих соотечественников, собравшихся вдоль трассы, Армстронг: он бросил вызов всем остальным 182 участникам гонки и уехал вперед. Правда, как оказалось, недалеко и ненадолго. Довольно скоро, похоже, даже не сговариваясь, швейцарец Паскаль Ришар, датчанин Рольф Соренсен и уже знакомый нам британо-итальянец Шиандри, чуть поднажав на педали, уехала от Армстронга с такой стремительностью, словно он остановился.
В этот момент и произошел перелом в гонке. Но на задворках пелотона, где обреталась российская компания, об этом узнали лишь тогда, когда что-либо предпринимать было поздно. Всего за круг тройка лидеров увеличила свой отрыв от остальных почти до трех минут. Причем работала она, как хорошо отлаженная команда, поочередно сменяя друг друга на первой позиции.
Это был верный и, как оказалось, вполне оправданный тактический ход, который, выражаясь шахматным языком, остальные просто-напросто зевнули. Лишь Эндрю спохватился раньше других, отъехал от первой группы преследователей, но, как ни старался, так и не смог приблизиться к лидерам ближе чем на 40 секунд.
Финиш был разыгран в классическом стиле. Подергался на последнем километре Соренсен, но первым пересек черту - на мой взгляд, вполне заслуженно - Ришар: в момент решающего отрыва он больше других трудился впереди, вот и заработал золото. Лучший из россиян - Конышев - 13-й, следом за Армстронгом.
После финиша поспешил в бокс российской сборной. Увидел расстроенных Петра Угрюмова и Василия Давиденко, несколько растерянного Конышева, как всегда не очень разговорчивого Павла Тонкова и улыбающегося во весь рот Евгения Берзина, направо и налево раздававшего интервью и автографы. Сразу стало ясно, что групповая гонка (Берзин занял в итоге 103-е место, до финиша же добрались всего 116 участников) была для него не более чем тренировкой перед разделкой в субботу, 3 августа. И ни о каком командном интересе Берзин и думать не думал. А еще мне было не очень понятно, как в сборную были включены гонщики, которые между собой даже не разговаривают? Имею в виду Берзина и Угрюмова.
Попросил сказать пару слов о происшедшем Конышева.
- Сложность заключалась в простоте трассы, - считает он - Мне казалось, что гонка должна была сложиться не так, что будут разборки по силам. A вышло так, что главную роль сыграла хитрость. Когда узнал, что вперед уехали "старые лисы" Соренсен, Ришар и Шиандри, понял, что ничего уже сделать нельзя, тем более что эти опытные гонщики очень быстро увеличили свое преимущество. У меня даже есть подозрение, что они заранее сговорились между собой, слишком уж все произошло быстро и неожиданно.
-Но у вас тоже наверняка был свой план?
- Был, конечно. Но осуществить его не удалось: мы опоздали сесть на колесо Ришару и К°, и они нас опередили на пару кругов.
-А в конце можно было бы что-то предпринять?
- Бесполезное занятие: четыре оставшихся человека в команде - это не восемь, как на чемпионате мира. Им просто не дали бы привезти вперед своего лидера.
-Неужели нельзя было призвать на подмогу кого-то из могучего отряда стартовавших в Атланте и не претендовавших на победу представителей других государств СНГ?
- А кого? Чмиля с Ушаковым? Так у них были свои планы. Других же я просто не знаю.
Вот и весь сказ про мужскую групповую олимпийскую гонку. Образно говоря, поезд на Чаттанугу отправился без россиян. Остается дожидаться теперь октябрьского чемпионата мира в Швейцарии. Может, там российским профи повезет больше?
31 июля. Мужчины. Групповая гонка на 221,8 км. 1. Паскаль РИШАР (Швейцария) - 4:53.56 (средняя скорость 45,29 км/ч). 2. Рольф СОРЕНСЕН (Дания) - то же время. 3. Максимилиан ШИАНДРИ (Великобритания) - отставание 0.02.4. Фрэнки Эндрю (США) -1.14. 5. Ришар Виранк (Франция) - то же время. 6. Мельчор Маури (Испания) - 1.15. 7. Фабио Бальдато (Италия) - 1.28. 8. Микеле Бартоли (Италия) - то же время. 9. Збигнев Спрух (Польша) - 1.29. 10. Йохан Мюзеув (Бельгия) - то же время... 12. Лэнс Армстронг (США) - то жевремя. 13. Дмитрий Конышев (Россия) - 2.29. 14. Сергей Ушаков (Украина) - то же время... 16. Олаф Людвиг (Германия) - 2.36... 18. Арвис Пизикс (Латвия) - 2.37... 20. Эрик Цабель (Германия)- 2.47. 21. Лоран Жалабер (Франция) - тоже время. 22. Каспарс Озерс (Латвия) - то же время... 24. Яан Кирсипуу (Эстония) - 2.48... 26. Мигель Индурайн (Испания). 27. Василий Давиденко (Россия)... 29. Андрей Кивилев (Казахстан). 30. Ян Сворада (Чехия). 31. Юрис Силовс (Латвия)... 33. Андрей Чмиль (Украина) - у всех то же время... 36. Лаури Аус (Эстония) - 2.49. 37. Маурицио фондриест (Италия) - то же время... 43. Олег Панков (Украина)... 45. Эрик Брейкинк (Голландия) - у обоих то же время... 49. Андрес Лаук (Эстония) - 2.50... 51. Павел Тонков (Россия)... 53. Александр Винокуров (Казахстан)... 58. Петр Угрюмов (Россия) - у всех то же время... 67. Абрахам Олано (Испания) - 2.52... 69. Павел Кавецкий (Белоруссия) - то же время... 81. Петер Луттенбергер (Австрия) - 2.54. 82. Марио Чиполлини (Италия)... 85. Александ Шефер (Казахстан) - у всех то же время... 87. Бьярне Рийс (Дания) - 2.55... 89. Андрей Тетерюк (Казахстан)... 92. Дайнис Озолс (Латвия) - то же время... 95. Ремигиюс Лупейкис (Литва) - 2.56. 96. Райдо Коданипорк (Эстония) - то же время... 100. Джамолидин Абдужапаров (Узбекистан) - 2.57... 103. Евгений Берзин (Россия) - 2.57.104. Алекс Цулле (Швейцария) - 2.58... 106. Романс Вайнштейнс (Латвия) - 2.58... 113. Евгений Голованов (Белоруссия) - 11.42. В заявочном листе значились 194 гонщика, финишировали 116.