Газета Спорт-Экспресс от 23 июля 1996 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 1

23 июля 1996

23 июля 1996 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

СПОРТ-ЭКСПРЕСС НА ОЛИМПИАДЕ-96

ВЕЛОСПОРТ

СЕГОДНЯ ИЛИ НИКОГДА? НЕТ, ТОЛЬКО - СЕГОДНЯ!

Алексей ДОСПЕХОВ

из Second Ponce Church

Она могла и должна была сделать это четыре года назад. Но тогда судьба обошлась с Жанни Лонго немилостиво. Причем дважды. Первый раз, когда за месяц до Олимпиады она упала на тренировке и здорово повредила колено. Второй - когда уже в Барселоне, послав ко всем чертям травму, все-таки уехала в свой отрыв. Потом она - как всегда спокойная и с виду больше похожая на робкую домохозяйку - говорила: "Я думала, сзади никого нет - за несколько минут до финиша мне сообщили, что ближайшая из преследовательниц отстает на километр..." Позади осталась финишная черта, и она вскинула руки. Неужели она сделала это! И... в тот же момент увидела, что рядом, точно так же торжествуя, едет непонятно откуда взявшаяся и как проскочившая мимо Кэти Уотт... Победу отдали велосипедистке из Австралии, а француженка философски заметила: "Жизнь - это не золотая медаль. Я могу обойтись и без нее".

Жанни Лонго было 33 года. Чтобы перечислить все титулы, которые на тот момент были в ее послужном списке, не хватит, наверное, и целой страницы. Шестикратная чемпионка мира на шоссе, четырехкратная - на треке, трехкратная победительница Tour Cycliste Ferainin - аналога мужского "Тур де Франс", обладательница мировых рекордов в часовой гонке... Но на Олимпиадах судьба издевалась над ней поистине изуверски. В Лос-Анджелесе Жанни столкнулась на трассе групповой гонки с итальянкой Марией Канинс. Четыре года спустя в Сеуле переоценила свои силы и слишком далеко отпустила американку Ингу Томпсон. В Барселоне не заметила Уотт. Впрочем, Лонго ведь сказала, что медаль ей не очень-то и нужна. Действительно, сказала. Но теперь я не сомневаюсь, что в словах, которые она произнесла в Барселоне, не было ни грамма истины.

... Где американцы умудрятся пристроить велошоссейный пресс-центр, я, думаю, не смог бы догадаться и с миллионной попытки. Расположился он, как водится, оборудованный компьютерами и всеми другими положенными прибамбасами... в баптисткой Церкви Второго Пришествия, рядом с каким-то приютом для инвалидов и умалишенных. Когда завершилась гонка, я предположил, что соседство финиша с храмом, возможно, помогло Лонго: не мог же Бог допустить, чтобы Жанни не получила того, чего давно заслуживала. Во всяком случае, если Всевышний и не добавил француженке в ее 37 лет сил на 104 с лишним километра дистанции, то от эксцессов, которыми изобиловала гонка, уберег надежно.

В отличие, увы, от двух наших Светлан - Бубненковой и Самохваловой, которых эти самые эксцессы лишили возможности побороться за медали. А в том, что россиянки, особенно учитывая традиционную непредсказуемость женских шоссейных гонок, могли бы претендовать на многое, сомнений не было. В итоге же Бубненкова через полчаса после старта попала в грандиозный завал, а незадолго до финиша на мокрый - от второй день кряду поливавшего Атланту ливня - асфальт упала и Самохвалова. (Кстати, дождь едва не привел к настоящей катастрофе - на крутых, причудливо изогнутых спусках падали очень многие.) В этой связи шестое место третьей нашей гонщицы - Зульфии Забировой можно расценивать едва ли не как подвиг. Ехать в одиночку, без поддержки партнеров по команде - занятие, как известно, не самое легкое.

Те же итальянки, например, всеми возможными способами, подчас на грани фола, притормаживали пелотон, когда вдогонку за резко ушедшей в отрыв Лонго бросилась их лидер Имельда Кьяппа. Потом к этой паре присоединилась соотечественница Уотт, выглядевшей на сей раз довольно пассивно, Энн Уилсон. Вскоре, однако, австралийка сдалась, и ее место заняла, вырвавшись из цепких объятий группы, рыжеволосая Клэр Хьюз из Канады. В новом составе трио, тон в котором явно задавала Лонго, заработало гораздо активнее. Отрыв рос стремительно. 17 секунд, 20, 30... За круг до финиша (всего в гонке их было восемь) стало ясно - победа достанется кому-то из этих трех велосипедисток.

Только вот кому? Маленькой (и впрямь - Кьяпуччи с косичкой) Кьяппе, атлетичной (рост - 1,75) Хьюз или... Что ж, Лонго расставила все точки над 1 километров за девять до финиша. Откуда у нее взялись силы на решающую атаку, уму непостижимо. Но факт остается фактом: француженка буквально одним рывком уехала от своих соперниц метров на пятьдесят. И взяла наконец свою золотую медаль. (На пресс-конференции Хьюз, ставшая бронзовым призером, скажет: "Я и не мечтала о победе. Когда едешь рядом с Жанни, об этом можно смело забыть".)

Сразу после финиша, почему-то смущенно улыбаясь - будто извинялась за столь поздний золотой олимпийский почин и за то, что перекрыла дорогу молодым, - Жанни первым делом пошла позвонить родителям, живущим недалеко от Гренобля. А затем уже ей позвонил из Франции министр по делам молодежи и спорта Ги Дрю, чтобы передать поздравления от лица всей страны. Освободилась, пройдя еще и необходимый допинг-контроль и раздав несколько интервью для французского телевидения, Жанни Лонго лишь часа через полтора. Слава Богу, выяснилось, что она неплохо владеет английским, а то бы многочисленным журналистам, не владеющим родным языком героини, пришлось бы туго.

- Что для меня значит эта победа? Это, наверное, просто объяснить: она - как финальная черта.

-Это означает, что вы собираетесь завершить карьеру?

- В такой момент не хотелось бы говорить на эту тему. Я еще не решила для себя, как долго буду продолжать выступать. Может быть, сезон, может, больше - не знаю... В конце концов, - Лонго улыбнулась, - у меня теперь есть все титулы, которые можно вообразить. Правда, с другой стороны, мои результаты внушают оптимизм и надежду на новый успех.

-К тому же, помнится, вы уже однажды объявляли о том, что уходите из спорта...

- Да, пять лет назад. Но потом, когда в Барселоне в программу Олимпиад включили трековую гонку преследования (я поеду ее и в Атланте), вернулась.

-Сегодняшняя медаль, наверное, - достойная компенсация за те неудачи, которые преследовали вас на Олимпиадах?

- У меня действительно до этого дня были исключительно плохие воспоминания от Олимпийских игр. Сломанная нога накануне Сеула, Барселона... Там, в Испании, я про себя решила, что раз до сих пор не было медали, значит, не суждено. Но потом, когда поняла, что ни в чем не уступаю соперницам, передумала.

-А кому бы вы хотели посвятить свою победу?

- Она вообще-то не совсем моя.

- Половина ее, если не больше, по праву принадлежит Патрису (Патрис Сипрелли - муж и тренер Лонго. - Прим. "СЭ"). Я не представляю, что бы делала без его помощи.

-А как долго Патрис работает с вами?

- С 1979 года. С тех пор, как мы познакомились и я переключилась на велогонки - до этого занималась лыжным спортом.

-Если вы не против, поговорим немного о прошедшей гонке. Порой создавалось впечатление, что вы в буквальном смысле слова заставляли работать своих партнеров по отрыву, кричали им что-то...

- Если откровенно, то Клэр и Имельда - мне так по крайней мере казалось - не очень сознавали, насколько близко идет пелотон. Не увеличивай мы постоянно темп, нас бы скоро настигли, и я пыталась им это внушить.

-Вас не напугал дождь?

- У меня все-таки есть кое-какой опыт. Я прекрасно знала, что, если не буду предельно внимательна, рискую получить травму. Поэтому ехала очень осторожно.

-Говорят, у вас издавна не сложились отношения с национальной федерацией велоспорта. Это правда, что вы регулярно конфликтуете с ее руководством?

- В последнее время мы, к счастью, нашли общий язык. Главное, в федерации наконец осознали: единственное, что нужно, - это не навязывать мне своего мнения. Позволить, например, жить, где я считаю нужным, а не где живут все. Поэтому я и поселилась здесь не в Олимпийской деревне, а в тихом мотеле неподалеку от города вместе с Патрисом - там можно спокойно тренироваться. Я, кстати, в Атланту приехала за свой счет и за номер плачу сама. Полная свобода у меня была и в выборе места подготовки к Играм.

-Где она проходила?

- Три недели назад я отправилась в Колорадо - на высокогорье. Там, на мой взгляд, были как раз подходящие условия для тренировок. Неделю безумно скучала в одиночестве, потому что Патрису никак не хотели предоставить отпуск на работе (он инструктор по горным лыжам, и я тоже обожаю их). А три дня назад прилетела в Атланту.

-Многие спортсмены утверждают, что к здешней жаре невозможно привыкнуть.

- Значит, я не из их числа. Меня не выбило из колеи даже то обстоятельство, что я в начале гонки потеряла бутылочку с водой (представляете, как я удивилась, пошарив рукой за спиной и ничего не обнаружив), а согласно регламенту получить вторую можно было только через три круга. Вы, наверное, удивитесь, но здешний климат показался мне почти прохладным. Что такое 35 градусов? В Колорадо было гораздо жарче. Так что я нисколько не жалею, что не поехала вместе с командой сразу в Атланту.

-Не потому ли ходят упорные слухи, будто партнеры по сборной недолюбливают вас?

- Это и в самом деле больная тема. Почему люди так говорят, я не представляю. Поверьте, у меня дружеские отношения со всеми девушками. Может, всему виной мой слишком уж независимый характер?

-А может, то, что вы раз за разом отнимаете у них победы?

- Разве вы сами не любите выигрывать?

-В течение пятнадцати лет быть в элите велоспорта! Вы можете как-то сами объяснить этот феномен?

- Я не считаю себя экстраординарной личностью. Причина моей спортивной стабильности, наверное, в том, что я веду тихую и спокойную жизнь. Легче переживаю неудачи, чем другие.

-Помимо гонки преследования на треке в Атланте вы намерены участвовать в шоссейной "разделке". Судя по всему, у вас есть отличный шанс завоевать и второе золото.

- Шанс есть у всех. Так же, как сегодня могли выиграть и Клэр, и Имельда. Но я не упустила свой звездный миг.

-Как вы собираетесь отмечать успех?

- Скромно - ведь завтра тренировка. А сегодня мы с Патрисом устроим небольшой ужин - для двоих.

21 июля. Шоссе. Женщины . Групповая тонка на 104,4 км (8 кругов по 13,05 км). 1. Жанни ЛОНГО (Франция) - 2:36. 13 (средняя скорость 40.10 км/ч). 2. Имельда Кьяппа (Италия) - отставание 0.25. 3. Клэр Хьюз (Канада) - 0.51. 4. Вера Хольфельд (Германия) - 0.53. 5. Иоланта Поликавичуте (Литва) - то же время. 6. Зульфия Забирова (Россия). 7. Алессандра Каппельотто (Италия). 8. Барбара Хееб (Швейцария). 9. Кати Уотт (Австралия). 10. Сьюзан Палмер (Канада)... 12. Раса Поликавичуте (Литва)... 14 Зинаида Стагурская (Белоруссия) 16. Катрин Марсель (Франция)... 20. Хайди вам де Вийвер (Бельгия). 21. Хоана Соммарриба (Копания)... 29. Дженни Голэй (США). 30. Наталья Кищук (Украина)... 32. Роберта Бонаноми (Италия)... 34. Tea Викстед-Ньюман (Финляндия) - у всех то же время 38. Марион Клинье (Франция) - 5.37.

Стартовали 58 гонщиц. Финишировали 43. Сошли россиянки Светлана Бубненкова и Светлана Самохвалова, Алла Висиленко (Казахстан), Ингрид Харинга (Голландия). Дайана Зилуте (Литва).