Газета Спорт-Экспресс от 13 июля 1996 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 4
ФУТБОЛ |
НОВЫЙ ТРЕНЕР. НОВАЯ КОМАНДА. НОВЫЙ ФУТБОЛ?
В сборной России только-только поменялся главный тренер, но первый результат уже есть: вся предварительная работа наших соперников по отборочной группе чемпионата мира 1998 года пошла насмарку. Израильские коллеги, позвонившие вчера в "СЭ" для того, чтобы узнать подробности назначения Бориса Игнатьева, привели слова Ицхака Шума, помощника главного тренера сборной Израиля Шломо Шарфа: "Игнатьев был помощником Романцева. Следовательно, преемственность сохранена. И все же отставка Романцева нас не радует. Мы проделали большую работу по изучению будущего соперника, а изменения в его руководстве может нарушить наши планы".
Чтобы оценить, стала ли другой сборная России, у израильтян есть время до 9 октября, когда командам предстоит встретиться в отборочном матче чемпионата мира 1998 года. Но скорее всего серьезных изменений ожидать вряд ли приходится. За четыре года, что Игнатьев работает в сборной - сначала вместе с Павлом Садыриным, затем с Олегом Романцевым, - через его тренировки прошли, наверное, все сильнейшие российские футболисты. А еще раньше многие из них (Никифоров, Радченко, Саленко, Тедеев, Кирьяков и другие) выступали за юниорские и молодежные команды, которыми новый главный тренер сборной в то время руководил. Словом, вряд ли можно назвать второго такого наставника, который настолько хорошо знал бы футболистов, с кем ему предстоит работать, их слабые и сильные игровые стороны, особенности их характера и поведения. Наверняка Игнатьеву известно, сильно ли Шалимов любит деньги или насколько настойчив Кирьяков в выбивании премиальных из федерации.
Смена тренера не решит проблем сборной. Главное - создать благоприятный моральный климат, при котором за команду выступали бы сильнейшие на сегодняшний день футболисты, которым дорога честь из страны. И не надо делить их на российских и легионеров. Это - слова Романцева, сказанные в августе 1994-го. Это - слова Игнатьева, произнесенные в первые после назначения на должность главного тренера часы. Но сходство между ними ограничивается, пожалуй, общим взглядом на сборную, да еще тем, что оба - профессионалы. Остальное - разное...
Романцев был капитаном московского "Спартака" и сборной СССР, Игнатьев на футбольном поле не блистал. Романцев трижды приводил "Спартак" к победе в чемпионате России, Игнатьев клубов уровня "Спартака" никогда не тренировал. Романцев занимал сразу три поста (президента и главного тренера клуба и наставника сборной), Игнатьев довольствовался должностью "второго". Но Романцев признал себя виновником провала на чемпионате континента в Англии, а Игнатьеву пока признаваться не в чем.
Последнее, пожалуй, и определяет осторожное отношение к нему со стороны коллег, специалистов и журналистов. Игнатьев при всей его открытости и общительности фигура скорее загадочная. Впрочем, в Европе его знают неплохо хотя бы потому, что именно он, а не Романцев, выезжал просматривать легионеров, именно он представлял Россию на жеребьевках чемпионата Европы-96 в Бирмингеме и первенства мира-98 в Париже .
Последнее символично, потому что в декабре прошлого года никто, наверное, не мог предположить, что готовить сборную к отборочному турниру будет Игнатьев. Свой первый матч в нем новая российская команда проведет 1 сентября против киприотов. Соперник не бог весть какой сильный, но уже по игре против него можно будет отчасти понять, насколько велики различия между главным тренером Романцевым и главным тренером Игнатьевым.
Константин КЛЕЩЕВ