Газета Спорт-Экспресс от 23 мая 1996 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2
ШАХМАТЫ |
Анатолий КАРПОВ
РАБОТА ШАХМАТИСТА ТРЕБУЕТ КРЕПКИХ НЕРВОВ
Если бы существовало шахматное приложение к Книге рекордов Гиннесса, то фамилия Карпова упоминалась бы там чаще других. Судите сами. Карпов выиграл 137 шахматных турниров и матчей (причем речь идет только о профессиональных соревнованиях, различные детские турниры не в счет) - больше не выиграл никто за всю историю шахмат. Через несколько дней Карпов будет проводить свой десятый матч на первенство мира (больше матчей не играли ни Ласкер, ни Алехин, ни Ботвинник). Карпов получил 10 шахматных "Оскаров", 16 раз самое авторитетное шахматное издание мира "Информатор" присуждало ему 1-е место за самые красивые партии (и это тоже - абсолютные рекорды). Наконец, ему принадлежат и абсолютно лучшие показатели в турнирной борьбе: в сражениях при Линаресе в 1994 году его результат (10 из 13) соответствовал рейтингу 3000. Рекорд!
Но, спросит удивленный читатель, к чему бы этот парадный список? Причина есть. Во-первых, сегодня Анатолию Евгеньевичу Карпову исполняется 45 лет. А во-вторых, сегодня же исполняется 30 лет его профессиональной шахматной деятельности. Именно 30 лет назад он сыграл свой первый матч за сборную команду страны. Тогда это был великий и могучий Советский Союз, а Анатолия Евгеньевича коллеги звали коротко - Толиком.
Однако не только юбилейными мотивами руководствовался автор, когда вчера вечером позвонил Карпову в Италию, где он проводит свой подготовительный сбор. Главная причина - открывающийся через двенадцать дней в Элисте матч на первенство мира Карпов - Камский.
-Анатолий, прежде всего поясните, зачем же вы отказались от вековой привилегии чемпиона, которая оставляла за ним титул в случае ничьей в матче? Почему при счете 10:10 вы решили продолжать игру до первой победы?
- Я думаю, так будет демократичней и по-спортивному честней. Слишком большие привилегии сохранял для себя чемпион мира.
-Извините, но все же раньше такого демократичного шага не делал никто. Не было ли давления со стороны Камского в этом вопросе?
- Нет, решение было принято задолго до матча с Камским.
-Как выдумаете, возможен ли в вашем мачте счет 10:10?
- Думаю, очень возможен, почему же нет? Камский - блестящий шахматист с отличными результатами, с хорошей подготовкой, с крепкой нервной системой, он очень спортивен. Так что все возможно в этом матче.
-Что вы думаете по поводу решения Камского играть накануне матча в очень сильном по составу турнире в Дос-Эрманасе? Ведь Гата оставил себе всего пару дней между Дос-Эрманасом и Элистой. Как вы расцениваете этот необычный эксперимент?
- А это не эксперимент, это их метод подготовки. Камские считают, что Гата очень молод и у него большой запас энергии (это абсолютно соответствует действительности) и что для него самое главное - быть наигранным, войти в матч, так сказать, хорошенько разогревшись. Но, откровенно говоря, для этого, на мой взгляд, больше подошел бы закрытый матч с кем-нибудь из хороших гроссмейстеров, а не такой сильный и престижный турнир.
-Камский-старший, Рустам, сказал: все равно, как Гата сыграет в Дос-Эрманасе, - даже, дескать, если провалится, они расстраиваться не будут...
- Говорить-то можно все, но если результат будет посредственным, это неизбежно бьет по нервам и по престижу...
-...и по рейтингу, которым Камские так дорожат...
- Да, и по рейтингу - тоже. А если в Дос-Эрманасе придется выкладываться, то все же еще вопрос, сумеет ли Камский сохранить настрой и желание играть? Ведь все это весьма индивидуально, и наперед точно знать нельзя, как получится. Честно говоря, для меня вообще большая неожиданность, что Камский согласился играть в этом турнире. Первоначально он так же, как и я, узнав, что организаторы пригласили Каспарова, отказался играть, а потом, вдруг, согласился...
-А что, участие Каспарова настолько для вас меняет ситуацию?
- Конечно. Ведь соревнование с Каспаровым - очное или заочное - не прекращается. Он уже выиграл свой матч у Ананда и в турнире играть будет раскрепощенным. Тогда как у меня впереди трудный и ответственный матч, а это уже получается игра с большим гандикапом. Поэтому-то я давно уже отказался выступать в Дос-Эрманасе. Даже если бы матч состоялся позже, играть с Каспаровым в одном соревновании в этой ситуации я бы не стал.
-С Камским вы серьезную партию последний раз играли в Гронингене, там вам не хватило до победы нескольких секунд. А как сложилась борьба в "слепо-быстром двоеборье" в Монако?
- Ну, белыми (вслепую) у меня получилось то, что обычно получается не только вслепую: удалось получить преимущество и четко довести партию до победы, даже без какой-либо существенной контригры со стороны Камского. А черными мне поначалу пришлось защищаться, но Камский слишком долго продолжал считать, что у него лучше, и в эндшпиле мне удалось выиграть довольно любопытное ладейное окончание.
-Как Камский перенес чувствительное поражение? Ведь о нем сложилось мнение, что он чуть ли совершенно нечувствителен к поражениям. Крамник говорил о Гате как о некоем "роботе", которому безразлично, сколько проиграть - одну, две, пять партий...
- Нет, это не так. Гата всегда играет с полной отдачей и терпеть неудачи ему, безусловно, неприятно. И хотя он пытается сохранять внешнюю беспристрастность, но чувствуется, что внутри все бушует...
-Вы бывали раньше в Элисте?
- Нет, никогда не бывал.
-Что вам известно об условиях игры и проживания?
- Там был мой представитель Олег Ладыченко, с которым я провожу несколько последних матчей. Он сказал мне, что условия игры - хорошие, а условия проживания - блестящие. Все сделано, чтобы никаких проблем не было.
-Вам известно про стеклянную стену, которую по настоянию отца Камского соорудили организаторы, про восемь телекамер, которые он потребовал установить, чтобы неотступно следить за игроками в ходе матча?
- Про стекло знаю, это нормальная и абсолютно оправданная мера, чтобы на всякий случай отгородить игроков от шума из зала. Это придумал не Камский, эту вещь мы еще с Фишером обсуждали. Сейчас это уже не кажется причудой и экзотикой, это необходимо для нормальной игры. Что же касается телекамер, про них я слышу впервые.
-Тренеры у вас те же - Владимир Епишин, Михаил Подгаец, Рон Хенли?
- Да.
-Они также не будут приходить в пресс-центр, как это было в Индии?
- Нет, почему же, могут и приходить, это как они сами захотят. У меня запретов нет.
-Вопросов о матче у меня пока больше нет, теперь мне бы хотелось немного поговорить на общие темы, учитывая некую круглую дату, которая вас подстерегает, тридцатилетие профессиональной деятельности. Что самое главное для шахматиста и что помогло и помогает вам выигрывать эту бешеную прорву турниров и матчей? Что помогает продолжать оставаться на самом верху?
- Самое главное для шахматиста - нервная энергия. А помогает мне ее сохранять одно хорошее качество: я стараюсь тут же забыть о соревновании, в котором участвовал.
-Независимо от результата?
- Негативный результат надо постараться забыть еще быстрее.
-Могли бы вы назвать самую лучшую партию или самый лучший матч в вашей карьере, а также самый трагичный момент?
- Трагично я никогда не относился к этому делу, поскольку всегда считал и считаю, что все можно вернуть и все можно поправить, если будут силы и здоровье. Самым ярким матчем в моей карьере, наверное, был матч с Борисом Спасским в 1974-м, когда он был все еще велик. Первую партию я проиграл, а потом выиграл четыре из десяти. В том матче было много красивого и даже блестящего.
-Могли бы назвать шахматистов, которые оказали на вас наибольшее влияние?
- Прежде всего это Капабланка - мой заочный учитель. Это Ботвинник - мой учитель очный, правда, недолгий, он оказал большое влияние на меня как на шахматиста. А больше всего восхищался я в свое время Фишером и Спасским.
-Не в традициях нашей газеты задавать политические вопросы, равно как и вообще писать о политике, но эту спортивно-политическую сенсацию трудно обойти вниманием. Появилось сообщение, что вы с Каспаровым состоите в одной команде поддержки Бориса Ельцина...
- Да, это так. Я - в этой команде. А то, что в ней Каспаров, это уже второй вопрос. Мы поддерживаем Ельцина с разных сторон.
-Будете ли вы принимать участие во Всемирной шахматной олимпиаде в составе российской команды?
- Порядки, существующие в Российской шахматной федерации, которой руководит Макаров, не позволяют говорить о моей игре за российскую команду. У меня слишком свежо в памяти то, как отнеслись к нам с Ботвинником во время Московской шахматной олимпиады...
-На миноре заканчивать не хотелось бы... Не могли бы вы поделиться с вашими многочисленными болельщиками самыми приятными моментами последних дней?
- Слава Богу, хорошего тоже много. Моя чернобыльская шахматная школа отметила в этом году пятилетие, на днях в Баден-Бадене открыли шахматную школу, которой дали мое имя. 27 мая в Риме мне будут вручать очень престижную международную награду, которая называется красиво "Римские фонтаны", а значение ее красиво вдвойне: "За благотворительную и общественную деятельность"
-Когда домой? Когда в Элисту?
- Домой прилечу 28 мая, а в Элисту отправлюсь, наверное, 1 июня.
-Желаем победы, Анатолий! И еще раз - с днем рождения!
- Спасибо.
Юрий ВАСИЛЬЕВ