14 августа 2017, 00:00

Игорь Юзефович: "В российском тхэквондо допинга нет"

Елена СОБОЛЬ
Корреспондент
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте
Вице-президент Европейского союза тхэквондо (ETU), вице-президент Союза тхэквондо России подвел итоги выступления российской команды на чемпионате мира в корейском Муджу и этапе "Гран-при" в Москве, рассказал о планах по подготовке к Играм-2020 в Токио и объяснил, почему в тхэквондо не пользуются запрещенными препаратами

– "Гран-при" по тхэквондо прошел в Москве 4-6 августа. Как оцените итоги прошедших соревнований?

– Здорово выступили мужчины – завоевали две золотые медали и серебро в четырех весах. Это хорошее достижение. Алексей Денисенко вернулся после женитьбы и перерыва в карьере, Антон Катков в категории до 80 кг выступил очень неплохо, медаль Романа Кузнецова в тяжелом весе была неожиданной и приятной. Всемирная федерация тхэквондо высоко оценила проведение "Гран-при" в Москве. В плане организации наши соревнования – это отлаженный механизм, никаких сбоев нет.

– Как считаете, надо ли в России организовывать больше соревнований?

– Соревнования – очень важный механизм привлечения новой аудитории, но он зависит от многих составляющих. В мире есть определенная конкуренция за право проведения крупнейших мероприятий. К тому же проведение таких соревнований невозможно без финансовых затрат. Безусловно, в России будут регулярно проводиться большие соревнования. В 2018 году в Казани пройдет первенство Европы, а всего два года назад в Челябинске мы принимали чемпионат мира.

– В этом году на чемпионате мира в Корее российская сборная показала очень достойный результат, заняв четвертое общекомандное место.

– Наши спортсмены действительно выступили очень достойно. Максим Храмцов впервые за всю историю российского тхэквондо завоевал золото в весе 74 кг. Это молодой и очень талантливый спортсмен, большая надежда нашего спорта. У нас ведь уже были в прошлом медали на чемпионатах мира – серебро и бронза. Турнир в Челябинске был показательным: у нас был большой медальный фонд, но не было золота. И эта первая награда у мужчин – это большой прорыв.

В целом в Муджу состоялось очень много мероприятий. Там проводились отчетная ассамблея и выборы президента Всемирной федерации тхэквондо, выборы президента Европейского союза тхэквондо. Был открыт музей академии тхэквондо – грандиозный спортивный комплекс, где все посвящено нашему виду спорта. Это был большой праздник.

– К тому же это первый год нового олимпийского цикла.

– На этом чемпионате фактически формируется состав будущих участников Олимпиады-2020. После Игр всегда происходит обновление сборных и лидеров команд. Этот чемпионат мира показал, что во многих категориях лидеры действительно сменились. Тхэквондо в целом очень молодой вид спорта, средний возраст победителей – 19-24 лет.

– Как в этом плане смотрится наша сборная?

– В российской команде сейчас высокая конкуренция в каждом олимпийском весе. Всего в мужском тхэквондо восемь весовых категорий, но на Олимпиаде представлено четыре, существующие категории объединяются: 54 кг и 58 кг, 63 кг и 68 кг, 74 кг и 80 кг, 87 кг и выше. "Гран-при" тоже проходит по олимпийской системе, поэтому и соперничество здесь гораздо острее, чем на других соревнованиях.

За последние четыре года наша страна существенно прибавила – об этом красноречиво говорят наши медальные успехи. А главное – в каждом весе есть два-три сильных спортсмена. Взять, например, категорию 80 кг: Альберт Гаун – участник Олимпиады-2016, а Антон Катков – серебряный призер чемпионата мира и победитель "Гран-при". На Олимпиаде-2020 к этой категории присоединится и Максим Храмцов. Это три спортсмена, каждый из которых имеет все шансы выступать на крупнейших соревнованиях. И такая картина – в любой из олимпийских категорий.

ТРИ ГОДА ДО ТОКИО

– Какие выводы можно сделать из прошедшего чемпионата мира?

– Вступили в силу изменения в правилах тхэквондо, и соревнования стали более зрелищными и динамичными. Теперь идет больший акцент на сложные удары, а это пробуждает больший интерес к виду спорта. Сильнейшие спортсмены уже адаптировались к новым правилам. Да и тренерский штаб сборной России работает как отлаженный механизм.

– Таким составом и будете готовиться к Токио?

– До Игр еще три года, за это время многое может измениться. Программа подготовки выстроена не на год, а на весь четырехлетний отрезок, могут появиться другие лидеры, что вполне закономерно. Ярким примером может служить Храмцов – он выступал среди молодежи. Сейчас он выступает во взрослой команде, перешел в довольно конкурентный вес – 74 кг. Федерация возлагает на него большие надежды и смотрит как на будущую звезду нашего вида – он уникальный парень! Он в молодежных турнирах выигрывал все, что мог. Перешел во взрослую категорию – сразу выиграл чемпионат мира. Если у него не наступит головокружение от успехов, он может показать достойный результат на Олимпиаде-2020.

– Тренеры не дадут этому головокружению случиться?

– С ним работает Александр Лашпанов – очень опытный специалист, долгое время сотрудничавший с национальной командой. Он вырастил его с детских лет. И вот теперь – такой спортсмен! Молодой парень, ставший чемпионом мира, – достаточно неожиданно, теперь пример для молодежи. Везунчик!

– Тоже хорошее качество для спортсмена...

– В любом виде спорта без везения не бывает успеха.

– Возвращаясь к подготовке к Олимпиаде-2020, какие в ней будут особенности с учетом того, что Игры пройдут в Японии?

– К чемпионату мира в Корее мы готовились на Дальнем Востоке, там практически такие же условия. Подготовка к Олимпийским играм будет проходить по похожему сценарию. Выступление на чемпионате мира показало, что команда не испытывает каких-либо проблем при подготовке к соревнованиям в Азии, будь то разница в часовых поясах или в климатических условиях.

ТХЭКВОНДО РАЗВИВАЕТСЯ, НЕ ХВАТАЕТ ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ

– Насколько сейчас активно развивается тхэквондо?

– На сегодня это один из самых многочисленных видов спорта – по всему миру около 70 миллионов человек занимаются тхэквондо. И поскольку это одно из немногих единоборств, которые входят в олимпийскую программу, то оно, конечно, довольно популярно.

– Несколько лет назад борьба была под угрозой исключения из программы Олимпийских игр. Тхэквондо в этом плане в безопасности?

– Никаких угроз нет, тхэквондо не находится в зоне риска. Медальный фонд распределяется между странами довольно равномерно, нет какого-то одного "собирателя медалей". Многие европейские и азиатские спортсмены завоевывают медали, американские тоже. Думаю, что в этом есть заслуга президента Всемирной федерации тхэквондо доктора Чунгвон Чо, который выступает за развитие, за то, чтобы в каждой стране были свои герои, свои успехи и достижения. Он проводит взвешенную и продуманную политику в отношении международных соревнований: чем больше стран вовлечено в движение, тем интереснее итоговый сплав.

– Как обстоят дела с количеством занимающихся?

– 16 августа под моим патронатом и при поддержке компании "Экспател" откроется первенство России среди юниоров в Тюмени – самый многочисленный турнир по количеству участников. Но дальше, в профессиональный спорт решаются пойти не все – кто-то делает выбор в пользу учебы или работы. Вопрос перехода во многом зависит от родителей: если ребенка хотят вырастить бухгалтером, он уйдет из тхэквондо, а если хотят вырастить спортсменом или отправить служить в Вооруженные силы – конечно, он продолжит заниматься.

– Со скольких лет можно начинать заниматься тхэквондо?

– С пяти-шести лет, так как есть определенные ограничения по спаррингам. У нас действуют очень четкие правила по возрастам, и мы этих правил придерживаемся.

– С тренерскими кадрами у нас все в порядке?

– У нас в стране отличный тренерский корпус, есть опытные специалисты, как Палкин, есть молодые, как Петров или Хан. Петров тренирует Каткова, Хан – Денисенко. Есть сплав молодости и опыта. У нас есть и свои лидеры-регионы, на сегодня это Челябинск, Петрозаводск, Иркутск. География достаточно широкая, стоит только взглянуть, из каких регионов пришли наши лидеры.

– Вопрос титульного спонсора для Союза тхэквондо России решен?

– Он пока остается открытым. Привлечение крупного спонсора – это многоплановая задача, и быстро ее не решить. Но мы прилагаем к этому серьезные усилия, изучаем вопрос. С другой стороны, с государственным финансированием у нас нет никаких проблем. К тому же мы успешно выступаем!

– Какие задачи на ближайший олимпийский цикл стоят перед вами в ETU?

– Это уже второй олимпийский цикл для меня. Я возглавляю финансовую и экономическую комиссию Европейского союза тхэквондо, также в моем ведении находятся страны Восточной Европы. У нас все достаточно структурировано, работают три вице-президента – каждый занимается своим делом.

– Довольны ли вы тем, как освещается тхэквондо в нашей стране?

– Думаю, что можно будет со временем сделать телепередачу о нашем виде спорта. Ведь есть же, к примеру аналогичные программы о боксе. Понятно, что у бокса более давние корни в нашей стране, больше олимпийских чемпионов, есть содействие со стороны профессионального бокса. Тем не менее тхэквондо имеет достаточно успешные позиции. Но нет передачи или человека, который бы последовательно занимался освещением этого вида спорта. Но, думаю, это вопрос времени. Что касается трансляции турниров, то в этом плане все нормально.

– Можно ли что-то позаимствовать у наших соседей в плане продвижения тхэквондо? У тех же корейцев?

– В Корее это национальный вид спорта. Можно заимствовать многое, но по масштабу и ментальности мы совсем другая страна. Попросите назвать несколько самых известных фактов о Корее – и тхэквондо будет вверху списка. А попробуйте перечислить самые важные факты о России? Совсем другой масштаб, сравнивать невозможно.

Если все-таки говорить о том, что можно заимствовать, – вот, к примеру, в Манчестере создали академию тхэквондо за счет средств Олимпийского комитета Великобритании, там спортсмены проходят полный цикл подготовки. И они всегда получают хороший медальный фонд на Олимпиадах – как у мужчин, так и у женщин. У нас такого комплекса нет, этим надо заниматься. По территории и численности населения у нас страна гораздо больше, и поэтому сложно собрать всех в одном месте. Нам, возможно, нужно две или три такие академии.

– Как обстоят дела в плане борьбы с допингом?

– Борьба с допингом – важнейший фактор для будущего российского спорта. О необходимости эффективной, независимой системы контроля за неприменением допинга неоднократно говорил президент нашей страны.

К счастью, в российском тхэквондо абсолютно нет допинговых скандалов, все благополучно. Это единоборство, здесь выигрывают не мышцами, а головой. Спортсмены доходят до определенного уровня, и дальше атлетические данные играют большую, но не главную роль. Спортсмену нужен интеллект, а иначе в некоторый момент он остановится в развитии.

– И даже для улучшения психических качеств ничего не употребляют?

– В тхэквондо это не принято. Невозможно в одночасье превратиться в атлета высокого уровня. В течение года мы проводим очень много соревнований, все на виду, у спортсменов очень плотный график. До финала может состояться, к примеру, шесть боев. Все соперники с разных континентов, с разной ментальностью, разным уровнем подготовки. Допинг считается у нас просто недопустимым.

– Хороший пример другим видам спорта.

– Наверное, да. Но каждый играет на своем поле.

Olimpbet awards

КХЛ на Кинопоиске

Новости