Черный пояс из Колумбии
Известный специалист японец Нориюки Наякава рассказал "СЭ" о том, почему единоборства уступают в популярности футболу, где интереснее работать японскому тренеру - на родине или за ее пределами, а также почему в последнее время российским мастерам татами стало сложнее выигрывать медали.
Японский стиль общения имеет свои особенности. Убедиться в этом мне довелось лично - после того как на недавнем чемпионате мира по дзюдо в Токио я решила поговорить с весьма интересным собеседником, главным тренером колумбийской сборной японцем Нориюки Наякавой. Мой новый знакомый внимательно посмотрел мне в глаза и, согласно японскому этикету, двумя руками с поклоном вручил свою визитную карточку. Чтобы выглядеть хоть мало-мальски вежливо, я примерно полминуты старательно смотрела на чужую визитку, после чего так же, двумя руками и с поклоном, протянула свою. Следующая ритуальная пауза затянулась уже на две минуты. Почувствовав себя, словно на татами в ожидании чужой атаки, я все же рискнула задать первый вопрос.
- Каким ветром вас занесло в Южную Америку?
- Все получилось само собой. Сначала я учился в самом престижном гуманитарном университете Токио, занимался дзюдо и выступал там за клуб, который, кстати, считается самым сильным в городе. В составе той команды у меня были определенные достижения, а также несколько лет назад я даже выступал в России в составе национальной сборной на международном турнире на Кубок президента-2002 в весе до 73 кг. Помню, тогда уступил вашему дзюдоисту Виталию Макарову (в настоящий момент экс-чемпион мира Макаров - тренер мужской сборной России. - Прим. Е. Р.). А после окончания университета я перешел на тренерскую работу. Сначала получил интересное предложение поработать год в Америке, затем тренировал команду Австралии, а последние два года работаю тренером в Колумбии.
- А почему не в Японии?
- Считаю, что сделать сильную команду еще сильнее - это легко, поскольку такой процесс, как правило, идет по накатанной колее. А вот добиваться прогресса с относительно слабыми сборными - действительно интересная задача. Надеюсь, что в будущем мои ребята сумеют конкурировать даже с японскими мастерами. И потом мне нравится распространять дзюдо в мире.
- Выгодно ли работать профессиональным тренером по дзюдо?
- Конечно. Хотя тренерская зарплата в странах, где дзюдо не очень развито, значительно ниже, чем, к примеру, в Голландии или Франции, где наш вид весьма популярен.
- А сколько зарабатывают тренеры в Японии?
- Японские тренеры обычно работают со своими учениками в свободное от основной работы время, даже если они имеют соответствующее спортивное образование. Доходы от тренерской деятельности не столь велики, они значительно ниже, чем в других сферах. Средняя зарплата тренера составляет 150 тысяч японских йен в месяц (около 1,5 тысячи долларов. - Прим. Е. Р.). Но, как правило, японские тренеры на жизнь не жалуются, так как суммарный доход получается приличным.
- С чего начинается ваша работа с зарубежными учениками?
- Я стараюсь преподносить дзюдо как интересный вид единоборства, а не как способ стать очень сильным человеком. Чтобы понять, что такое дзюдо, человек должен попробовать, позаниматься этим видом спорта - год или полтора. Только тогда человек сможет себе ответить на вопрос - твое это или нет.
- В Японии дзюдо по-прежнему популярно?
- Раньше дзюдо было национальным видом боевого искусства. Теперь же оно стало таким же видом спорта, как футбол, теннис, бейсбол, которым уступает в популярности. Молодежь гораздо лучше знает известных футболистов и теннисистов и часто совсем не знает дзюдоистов. Это связано с общей политикой мирового телевидения, которое не уделяет достаточного внимания популяризации дзюдо. Кроме того, наш вид спорта - не самый простой. Далеко не каждый зритель до конца понимает дзюдо, знает правила, успевает разобраться, что же на самом деле происходит на татами. Чтобы с интересом смотреть схватки дзюдоистов, надо самому этим заниматься! Однако такие занятия - большой труд, который к тому же порой сопровождается болью. А это далеко не всем подходит.
- А традиционная философия дзюдо еще культивируется в Японии?
- Дзюдо - джентльменский вид спорта. Основатель нашей борьбы Дзигоро Кано считал, что она представляет собой не столько защиту без оружия, сколько философию повседневной жизни. Кодекс чести дзюдоиста включает такие понятия, как скромность и самоконтроль, смелость и вежливость. Но сейчас все сводится к наработке технической базы.
Лично я перед каждой тренировкой всегда провожу минутную медитацию, определяя главную цель текущей тренировки. Затем настраиваю ребят, чтобы они отстранились от всего, что не касается тренировочного процесса. Если человек сможет преодолеть нагрузки, боль, научится концентрироваться на тренировках, то он останется в дзюдо. И с каждым днем тренировочный процесс будет становиться для него все более интересным.
- Любопытно было бы услышать ваше мнение о российских дзюдоистах?
- Введение новых правил, запрещающих атаковать соперника ниже пояса, вынудило представителей многих стран отказаться от наработанных эффективных техник борьбы. Раньше российская сборная выглядела очень мощной. Но тот факт, что и после изменения правил российская сборная продолжает выигрывать медали, говорит, что ваша школа дзюдо по-прежнему достаточно сильна.
- Насколько техника российских дзюдоистов соответствует классическим канонам?
- Ваши спортсмены часто используют самбистские элементы. Европейцы, кстати, добавляют рестлинг, а монголы элементы своей национальной борьбы. Но, на мой взгляд, включение элементов других стилей в дзюдо - естественный процесс, который делает наш вид спорта более современным.
- А есть ли у вас желание поработать с российской командой?
- Возможно, это было бы интересно. Скажу больше, я бы с большим удовольствием поработал с россиянами, поскольку у вас другой стиль дзюдо, отличающийся от японского. Особенно хорошо это заметно, когда ваши дзюдоисты заходят на бросок.
Елена РЕНЖИНА