Александр Емельяненко: «Я вышел на расслабоне. А Дацик кинул свою закорюку из-под жопы»
Александр Емельяненко и тем более Вячеслав Дацик — далеко не лучшие бойцы. Но однозначные легенды российских ММА. И гремят они уже очень давно. О Емельяненко узнали, когда Pride показывали глубокой ночью на НТВ, в записи. Александр потрясал — скоростью рук (при не самой, на первый взгляд, спортивной фигуре) и, конечно же, тюремными татуировками. «Ну тут и персонажи дерутся!» — такие мысли приходили в голову. К тому же и другие герои Pride из России были яркими и бойцами, и личностями — что Роман Зенцов, что, конечно же, Федор Емельяненко.
Дацик на высоком уровне никогда не дрался. Да и за пределы России и Белоруссии выезжал, кажется, только в Норвегию (не бои проводить). Он был исключительно локальной звездой. Дрался так себе, зато дрался так, что его бои конца 1990-х — начала 2000-х сложно забыть до сих пор: грязные приемы, гримасы, кривляния, танцы. Плюс к этому — броская внешность, рыжие-рыжие волосы и атлетичное телосложение. Причем за личиной психа-отморозка скрывается вполне интересный спикер — Дацик никогда не медлит с ответами, вполне остроумен и достаточно эрудирован.
Со временем и Емельяненко, и Дацик добавили к своему имиджу социальный подтекст — пьяные дебоши (у Емельяненко), антибордельные рейды (у Дацика), тюремные сроки и другие приключения. Это сделало их известными людьми не только в среде любителей ММА, но и для широкой общественности. Их бой — не фрик-шоу, не поп-бокс, а, как уже было сказано, бой легенд, легенд российских ММА. Кто-то скажет: «Да какие они легенды! Вы в своем уме?!» Но как раз они-то и есть легенды, самые настоящие, ибо историй и о Саше, и о Славе множество — и не всегда ясно, где правда, а где вымысел.
Жаль, что дрались по боксу — по правилам ММА бой смотрелся бы еще более интригующим, но тем не менее. Забавно, что, когда Емельяненко в 2010-м назвал сбежавшего в Норвегию Дацика неспортсменом, их потенциальный бой интриги не имел вообще — Александр был гораздо сильнее. В 2019-м, когда Слава вышел на свободу и бросил Саше вызов, Слава снова выглядел катастрофическим андердогом. А вот в мае 2022-го, когда их бой, наконец, назначали, явным фаворитом уже был набравший форму Дацик, а не запойный Емельяненко. Но Александр, на днях взявший себе прозвище Феникс, вновь продемонстрировал умение набирать форму даже после очень жестких загулов. Уже в августе на его животе красовались кубики пресса, и в глазах массового болельщика их шансы выравнялись.
И все же было очевидно, что Александр растерял рефлексы, причем уже довольно давно. Ключевым вопросом был такой: выдержит ли Емельяненко стартовый атакующий порыв Дацика, его размахайку? Не выдержал. Уже на 12-й секунде Рыжий Тарзан левой влупил в челюсть Александра, и тот упал на канвас. Рефери Андрей Курнявка бой остановил. Вскоре Емельяненко пришел в себя и даже предложил Дацику реванш. О нем он напомнил и когда они пересеклись у раздевалки. «Дацик (Александр называет его только по фамилии, причем довольно часто. — Прим. «СЭ»), не отказывайся от реванша, давай еще раз подеремся», — сказал Емельяненко, ударив победившего его соперника по плечу. «Не откажусь», — буркнул Дацик и удалился в раздевалку.
Примерно через 20 минут Емельяненко вышел с «Арены ЦСКА». Мне удалось поймать его прямо около машины и задать несколько вопросов.
— Александр, ну как бой? Что скажете?
— Очень расстроен своим боем. Можно сказать, недоразумение.
— А почему оно произошло?
— Недооценил Дацика. В хорошей форме подошел, погнался за ним. Он, в принципе, ничего не делал. Он сделал то, что делает обычно: кинул свою закорюку из-под жопы. Не чувствовал я от него никакой опасности. Недооценил его просто.
— Но вы же, наверное, понимали, что он может кинуться в атаку с первых секунд. Он же так всегда делает.
— Буду смотреть бой в повторе, анализировать, работать над ошибками, и больше я их не допущу. Зрелищнее и ожидаемее, чем реванши, турниров нет. Поэтому я, можно сказать, заработал реванш.
— Главное, что вы не собираетесь завязывать.
— Не-е-ет. На следующей неделе уеду на сбор — дальше готовиться, тренироваться. Ничего такого серьезного не было. Пройду обследование медицинское. Я себя замечательно чувствую.
— Это самый жесткий пропущенный удар в карьере?
— Ну, неприятный удар. Я не ожидал. Я недооценил Дацика, вышел на расслабоне. В принципе, видел его бои — и поспешил его быстро побить. Погнал-погнал, он убегал-убегал, встал. Я вроде дернул, а он из-под жопы кинул свою коронку. В принципе, он больше ничего не сделал.
— По-прежнему в Екатеринбурге будете готовиться?
— Да. Там очень хорошая школа, очень хорошая тренировочная база. Меня там все устраивает.
— В общем, никакого возвращения... к веселью, так это назовем?
— Нет-нет. Все, с алкоголем я завязал.