Сергей Харитонов: "Пропустить удар может каждый. Но не каждый способен подняться"
Российский боец-тяжеловес смешанного стиля, которому 11 октября в Москве предстоит важный бой против Андерсона Брэддока Сильва, объяснил "СЭ", чем ММА лучше бокса, и признался в желании выступить на Олимпиаде
– В ближайшие два месяца вам предстоит провести два боя с разными по стилю бойцами – бразильцем Андерсоном Сильвой и японцем Сатоси Исии. Расскажите, как проходит подготовка.
– Матч-реванш с Сильвой пройдет по правилам кикбоксинга, а бой с японцем – по правилам ММА. Конечно, к каждому бойцу я готовлюсь индивидуально. Сейчас прохожу сбор, где упор делается на кикбоксинг. Все спарринг-партнеры весят в районе 100-105 кг. Мы специально подбирали тех, кто побыстрее меня, и моя задача – войти в среднюю и ближнюю дистанции. Что касается Исии, то он сильный дзюдоист, поэтому необходимо тренировать борьбу в партере. Для этого будем работать в спаррингах с Алексеем Олейником.
– С каким настроением ждете боя-реванша против Сильвы? Чувствуете агрессию по отношению к противнику?
– Естественно, этот бой особенный для меня. Я очень хочу взять реванш, но никакой агрессии нет. Мы оба – профессио-налы, всегда здороваемся при встрече. Сильва вполне адекватный, достойный спортсмен.
– Как так случилось, что вы вчистую проиграли первый раунд в майском поединке с бразильцем? В следующих раундах вы смотрелись предпочтительнее его.
– Все очень просто. Я пропустил сильный удар. Пропустить может каждый, но не все способны потом подняться. Я быстро собрался и переломил ход боя. Считаю, что во втором и третьем раундах выглядел вполне достойно. Не понимаю, почему судьи не приняли решение назначить экстра-раунд, хотя он был предусмотрен правилами.
– В чем вы видите свое преи-мущество перед бразильцем?
– Его конек – это удары с дальней дистанции. На ближней и средней я сильнее. Кроме того, компания W5, которая организует бой, скорее всего, разрешит большую свободу действий в клинче по сравнению с тем, что было на Glory 16.
– Ранее сообщалось, что в Пекине вы будете драться с Дамианом Грабовским, но в итоге соперником стал Исии. Как вам такая замена?
– Для меня никакой разницы нет. Сначала предложили бой с Грабовским – я согласился. Прошло дней десять, и соперника поменяли. Не вижу в этом проблемы.
– Исии в 2008 году стал олимпийским чемпионом по дзюдо, а потом перешел в смешанные единоборства. Если бы перед вами стоял выбор между ролью лидера национальной команды по боксу и бойцом ММА, что бы выбрали?
– Было бы здорово выступить на Олимпийских играх. Наверное, я бы предпочел место в сборной.
– Мысли заняться профессио-нальным боксом не посещают?
– Все зависит от конкретных предложений. Думаю, что к началу следующего года сделаю шаг в ту или другую сторону. Я уже долгое время не боксирую, но часто встаю в пару с боксерами. Мы с Александром Поветкиным, кстати, выступаем за один клуб и несколько раз спарринговали.
– Уход самого знаменитого бойца ММА Федора Емельяненко из большого спорта стал для вас такой же неожиданностью, как и для всех?
– Да, я этого никак не ожидал. Уверен, что Федор был в состоянии продолжать карьеру еще как минимум лет пять. Полностью он свой потенциал не раскрыл. Но своей карьерой он заслужил, чтобы мы уважали его решение. Сейчас Федор является президентом Союза ММА России, ездит по стране, проводит семинары и мастер-классы.
– Как вы считаете, если бы Емельяненко выиграл тот бой с Антонио Сильвой, он бы остался?
– На этот вопрос может ответить только он сам. Мне нравится, что он держит свое слово. Сказал, что уходит, – и ушел. Некоторые по десять раз уходят и возвращаются. Неприятно такое наблюдать.
– С уходом Последнего императора популярность ММА в России упала?
– Я бы так не сказал. Сейчас появляется много перспективных молодых бойцов, активно развивается промоушен. Впечатление о снижении популярности может создаться из-за того, что многие болели лично за Федора.
– Вы близко знакомы с обоими братьями Емельяненко. Как складываются их взаимоотношения?
– Федор ведет себя очень благородно. Что бы ни вытворял брат, он всегда старается помочь ему, вытащить из болота, в котором тот оказался. Родная кровь все-таки. Но Саша, мягко говоря, все время выбирает не тот путь.
– Наверное, слышали уже о новом уголовном деле, возбужденном против Емельяненко-младшего?
– Саша уже давно ступил на скользкую дорожку. Считаю, что своим поведением он запятнал фамилию. Все эти погромы и изнасилования негативно отражаются не только на его репутации, но и на репутации Федора. Ни за что бы не поверил, что они братья, если бы не знал.
– Абстрагируясь от фигуры Александра, каково ваше отношение к привлечению общественного внимания к боям путем участия в различного рода скандалах? Этим многие грешат.
– Это уже не просто неспортивное поведение, это даже хуже. С таким пиаром можно загреметь в места не столь отдаленные. Пример Александра Емельяненко очень показателен.
– В прошлом году вы выступали в роли ведущего на телевизионном шоу о единоборствах. Было интересно?
– Мне понравилось. Ребята приехали из разных регионов, и я имел возможность оценить подрастающее поколение российских бойцов. Практически с каждым успел постоять в паре, побороться. Я ведь не только вел шоу, но и в тренировочном процессе был задействован. Вообще от меня требовалось передать опыт, рассказать о новых системах тренировок, которые еще мало где используются. Сам проект создавался в первую очередь для привлечения молодежи в единоборства.
– В будущем планируете появляться на телевидении?
– Опять же все будет зависеть от предложений. Главное, чтобы это не мешало тренировочному процессу.
– Кого вы считаете сильнейшим российским бойцом ММА?
– Назову Виталия Минакова и Александра Волкова. В скором времени они должны провести матч-реванш. Результат их первого боя стал для меня неожиданностью, но сейчас расцениваю шансы как 50 на 50.
– Смешанные единоборства имеют перспективу выйти из тени профессионального бокса?
– Почему нет? Популярность ММА растет во всем мире. Бои проходят не только в стойке, но и в партере. В боксе сейчас слишком много скучных боев. С уходом Тайсона и Холифилда бокс сильно сдал в плане зрелищности. В ММА же практически каждый поединок вызывает бурю эмоций у зрителей.