«Ударников побеждал в стойке, борцов — в партере». Лобов объяснил, почему Федор Емельяненко — величайший боец
Конор Макгрегор снова сделал пост, о котором в ММА заговорили все. Он опубликовал личный рейтинг лучших бойцов в истории. Его возглавил Андерсон Силва, на четвертое место Конор поставил Джона Джонса, на третье — Жоржа Сен-Пьера, а на второе — себя. Естественно, вариант Макгрегора возмутил многих. Джона Джонса высмеял ирландца. Нейт Диас заявил, что на самом деле лучший боец в истории — он. А вот Хабиб отдал первую строчку Конору, но не в реальных боях, а в Twitter.
Две недели назад мы сделали большое интервью с другом Макгрегора — Артемом Лобовым. Первую часть беседы уже опубликовали. Скоро выложим рассказ Лобова о его непростом жизненном путь, а сегодня — фрагмент интервью, в котором Артем заявил, что лучший боец ММА всех времен — Федор Емельяненко. Лобов подробно объяснил, почему так считает.
— Федор Емельяненко занимает особое место в моем сердце, — сказал Лобов. — Я всегда за него очень болел и переживал. Если говорить о том, кто самый лучший боец в мире — то это Федор, без сомнений. Почему? Объясняю. Кто-то скажет, что он не был в UFC. Да, не был, но у него в резюме победы над пятью чемпионами этой лиги.
Партер. Федор мог тягаться в партере с лучшими мастерами джиу-джитсу. Когда он дрался с Ногейрой, считалось, что у Ногейры лучший гард в мире. Он всем делал сабмишены. Это было опасно, никто не хотел драться с Ногейрой в гарде, а Федор размочил его в гарде в пух и прах (Емельяненко дважды победил Ногейру — в 2003 и 2004 годах, оба раза единогласным решением судей. — Прим. «СЭ»).
Стойка. Про Кро Копа все говорили, что он лучший ударник, он выносил любого. Но Федор с ним зарубился именно в стойке. Боролись они довольно мало, большая часть боя прошла в стойке. В общем, с лучшим в стойке Емельяненко стоял в стойке, а с лучшим джитсером был на полу! (Федор победил Мирко «Кро Копа» Филиповича в 2005 году единогласным решением судей. — Прим. «СЭ»)
Дух. Его Рэнделман опрокинул на голову — Федор даже глазом не морнул. Перевернул — до свидания, следующий. Еще, помню, японец ему левым боковым попал, помотал, но Федор не сдался, показал русский дух и опять вырвал победу. Такого никто никогда не делал и, думаю, никогда не сделает (Лобов имеет в виду бои с Кевином Рэнделманом и Кудзуюки Фудзитой в 2004-м и 2003-м годах, первого Федор победил болевым приемом, второго — удушающим. — Прим. «СЭ»).
Федор — очень универсальный боец, и был им еще в начале становления ММА. Емельяненко был первым универсалом, и в мире до сих пор нет никого, кто чувствовал бы себя во всех стихиях настолько уверенно.
— В Ирландии приходилось отстаивать честь Емельяненко в спорах?
— Да миллион раз такое было. Кто-то пытался говорить мне про Вердума или кого-то еще, но я здесь остаюсь при своем мнении и раскладываю точно так же, как только что разложил вам. Да, были крутые бойцы, которые побеждали крутых джитсеров. Вердум, к примеру, крутой джитсер, и он проигрывал, но его побеждали не в партере! Они просто не давали ему перевести себя вниз и били его в стойке. Точно так же и те, кто побеждал Крокопа — переводили вниз и бороли его. Не было ни одного бойца, как Федор, который мог бы зарубиться в стойке с лучшими ударниками, а в партере — с лучшими борцами.
— Что скажете про Александра?
— Я вырос на его боях. Всегда переживал и за Александра, и за Федора. Как я переживал, когда Александр проиграл Кро Копу! Как я радовался, когда брат отомстил за брата! Это люди, на чьих боях я вырос. Они зажгли огонь любви к ММА в моем сердце. Я с удовольствием смотрел поединки Харитонова, Вовчанчина. Это легенды ММА! Просто если мы говорим о самом лучшем бойце всех времен и народов — это Федор. А в целом все эти ребята — один круче другого. Только респект.
— Конор знает о существовании Александра Емельяненко?
— А кто не знает? В то время все смотрели их. В то время, даже если написать имя Федор, сразу выплывали все бои. Сомневаюсь, что кто-то их не видел. У Александра Емельяненко не было ни одного скучного боя, да и сейчас, в принципе, нет. Эти ребята рубились. Никто не думал о каких-то очках, они были настоящими гладиаторами.
— Думаете, сейчас бойцы — не гладиаторы? По-моему, бои мягче не стали.
— Сейчас тоже, но теперь это уже больший спорт, чем тогда. Вспомните эти суперкики, непонятные правила. Как сейчас помню, Вовчанчин дрался с Марком Коулменом. Вовчанчину сказали, что ему нельзя бить коленями в голову, а Коулмену было можно. В итоге Коулмен благодаря этому и победил, а Игорь считал, что это запрещенный прием. Правил толком тогда никто не знал. В таких условиях ребята и дрались.