«Перед выходом в клетку о смерти не думаешь»
Шамиль Гамзатов — дагестанец, который дебютирует в UFC в ноябре на турнире в Москве. В профессионалах он никогда не проигрывал, одержав 13 побед. Он знает Хабиба Нурмагомедова с детства и продолжает с ним общаться. В интервью «СЭ» 29-летний боец рассказал о том, что заставляет его не бояться смерти перед выходом в клетку и как проходят медицинские осмотры бойцов в США и России.
В UFC медицинский контроль жестче, чем в России
— Шамиль, вы с поэтом Расулом Гамзатовым не родственники случайно?
— Нет, многие спрашивают, но мы просто однофамильцы.
— Вы знали Бекзода Нурматова, бойца из Узбекистана, который умер позавчера после боя в ACA?
— Если честно, нет, только узнал недавно о его смерти в интернете. Лично знаком не был. Это печальная новость для всего мира ММА. Что-то участились такие случаи.
— Что делается, чтобы такого не было?
— В UFC с этим очень строго. АСА тоже не допускает бойцов до турниров без медицинских справок. Все большие организации это практикуют. В UFC с этим даже более жестко, в плане проверок. Я кстати вчера делал МРТ, МРА, снимок сосудов и много других анализов сдавал. И много чего еще нужно сделать для допуска к бою в Москве. Но вы понимаете же, что бывает так, что спортсмен здоров до боя, а потом что-то случается. Бывают травмы, которые получаешь во время боя, сильные удары пропускаешь. Ты никогда не знаешь, когда что-то такое может случиться.
— Чем отличается медицинский контроль в UFC от контроля в ACB, где вы раньше выступали?
— В UFC чаще кровь берут на изучение, на допинг регулярно проверяют. Плюс, тут у МРТ есть свой срок, тут чаще их делают намного. В целом все почти одно и тоже, но просто чувствуется, что тут жестче.
— Когда выходите в клетку, думаете, что этот бой может быть последним?
— Именно об этом мыслей вообще нет. Об этом думаешь, когда что-то случается, какая-то трагедия, а именно перед боем — нет. В этот момент думаешь только о бое и о том, как победить. Как выиграть бой любым способом. Думаю, вам любой боец так же ответит. О здоровье и вопросах жизни и смерти думаешь в другие моменты.
Хабиба не изменили ни деньги, ни слава
— В Instagram у вас нет ни одной фотографии с Хабибом. Вы не знакомы?
— Я знаком с ним очень хорошо. Вроде бы даже же фотографии были. Мне кажется, я давно что-то выкладывал. Мы хорошо общаемся, я хорошо знаю его отца, я вообще очень давно Хабиба знаю, еще до его ухода в UFC. Мы в одном зале занимались, все через одну школу прошли: он, я, Ислам Махачев. Мы все — ученики Абдулманапа Нурмагомедова.
— Какой Хабиб человек?
— Это человек, которого не поменяла ни слава, ни деньги. Он как был простым и отзывчивым парнем, так и остался. Мы так же общаемся, как и раньше. Чаще общение происходит, когда где-то пересекаемся, например, он секундировал мой бой в PFL недавно. Не то, чтобы мы были близкими друзьями, но когда видимся — всегда общаемся.
— Вы можете написать ему в соцсетях и там пообщаться, или он сейчас там не отвечает уже?
— Да, конечно могу. Мы недавно списывались в Instagram. Когда я пишу, он всегда отвечает.
— Тот факт, что ваш дебют в UFC придется на турнир в Москве — хорошо или дополнительно давит?
— Я себя увереннее чувствую, когда дерусь за рубежом, честно скажу. Когда дома, то всегда много окружающих, все начинают советами закидывать, требовать от тебя чего-то, какие-то указания давать. Это реальная проблема. Мне всегда было проще драться далеко от дома, за границей. Но я совершенно не против дебютировать в UFC в Москве, покажу все на что способен перед своими болельщиками.
— Ваш соперник — Клидсон Абреу. Кто это и как вы его победите?
— Очень опытный боец, дрался раньше в России, в М-1, тяжелый парень, много гоняет вес. Это будет возня, будет много борьбы, он всегда входит в клинч и борется. Но у него есть один минус, не знаю, называть его или нет.
— Конечно, называть.
— Он немного медлительный. Может, он к бою со мной поработал над взрывной силой, и будет быстрее, но раньше он часто уступал соперникам в скорости. А в остальном очень хорош, сильный парень, отличный грэпплинг, да и ударную технику набрал в последнее время.
— И как вам его победить?
— Будем прощупывать в стойке, как в классическом боксе, будем заступать за его правую ногу оттуда работать ударами. А дальше — посмотрим по ситуации.
Время Федора Емельяненко ушло
— Что выберете: 20 тысяч долларов в UFC или 50 тысяч в ACA?
— Непростой вопрос. Но в моем случае, в данный момент выбрал бы UFC. Потому что я стремился именно сюда. Я уже давно должен был сюда попасть, но раньше что-то мешало, контрактные обязательства, еще что-то. И теперь я тут. Я не смотрю сейчас на цифры, мне важно быть именно в этом промоушне. А был бы я постарше, то выбрал бы ACA за большие деньги.
— Федор Емельяненко или Хабиб Нурмагомедов?
— Оба великие. Сейчас время Хабиба, а раньше было время Федора. Сейчас, я думаю, его время прошло. Хотя он еще дерется, и я буду за него болеть в бою с Куинтоном Джексоном, интересный поединок будет, американец — тоже живая легенда. Хотя последние бои печально было смотреть на Федора, как он проигрывал.
— Кто победит: Александр Емельяненко или Михаил Кокляев? Вам вообще это интересно?
— Людям интересно, значит это нормально. Я бы в таком, наверное, не участвовал. Хотя я так говорю сейчас, а какие гонорары там предлагаются, я не знаю. Может, мне бы предложили такое, что я бы не отказался. Но я уж точно бы хорошенько подумал. Само собой, 80 процентов, что Александр Емельяненко победит. Это же профессиональный боец, его навыки сравнивать с силовыми видами спорт — странно. Они же там не железо будут тягать, они будут драться. Хотя всякое может быть, и палка раз в год стреляет, может Кокляев его зацепит.