"Он мог ударить поясом". Как тренирует Хабиб
Хабиб Нурмагомедов – не только один из лучших бойцов мира, чемпион UFC, но и тренер. Сейчас у него почти нет на это времени, но раньше он регулярно проводил тренировки в своем клубе в Махачкале. О том, каким предстает знаменитый боец в роли тренера, рассказал бывший его ученик Азиз Агаев. Сейчас этот 17-летний спортсмен готовится к профессиональной карьере и хочет стать таким же, как Хабиб.
Хабиб был моим первым тренером
– Где вы сейчас тренируетесь?
– Академия смешанных единоборств в Махачкале, зал называется "Универсал файтер". Это именно зал по ММА, а не борьбе.
– Вы сразу начинали с ММА или, как и многие дагестанцы, с борьбы?
– Начинал со спортивного самбо, но потом перешел в ММА. Так сложилось, что борьбой не занимался. По боевому самбо выступал. А потом в один момент решил с концами перейти в смешанные единоборства.
– И там вашим тренером был Хабиб Нурмагомедов?
– Да, он стал моим первым тренером. С ним начался мой путь в ММА.
– Сейчас он уже не ведет у вас тренировки?
– Нет, такого уже не бывает. Да и я в другом клубе. Хабиб вел занятия с 2008 по 2012 годы, пока его не подписали в UFC. Потом и я клуб сменил.
Хабиб – требовательный, никакой игры на публику
– Как Хабиб проводил занятия?
– Он вел себя как обычный человек, не было никакой игры на публику или чего-то такого. Из клетки не выпрыгивал. В жизни он скромный, со всеми нами был на одном уровне.
– Какой он тренер? Требовательный, строгий, злой, или добрый...
– Требовательный. Но это хорошо, иначе начнешь сачковать. С ним это точно не получится. Если увидит, наказать может. Может дать 100 отжиманий. Пока отжимаешься будет смотреть, чтобы ты все выполнил как надо. Может ударить чем-нибудь вроде скакалки или пояса от кимоно.
– Сильно ударить?
– Нет, не сильно, легонько. Чтобы ты чувствовал контроль. Чтобы знал, что за тобой смотрят.
– Какие советы он вам давал? Он вообще говорил что-то теоретическое, или только практика?
– Бывало, что собирал всех и говорил, да. Чтобы на улицах вели себя хорошо, никогда первые не начинали драку. Чтобы за пределами зала силу не использовали – вот основное. Еще говорил, что нужно пахать, чтобы чего-то добиться. Что самое главное – дисциплина и соблюдение режима. Личные беседы тоже бывали, но редко. И я не помню уже, что он говорил.
Хочу попасть в UFC и стать там чемпионом
– Кого вы знаете из его учеников, кто уже добился больших успехов? Например, выступает в зарубежных промоушнах.
– Таких пока нет. Все его ученики – мои ровесники, все только начинают.
– Какие у вас цели на карьеру?
– Такие же, как и у Хабиба: попасть в UFC и стать чемпионом.
– Как вы собираетесь этого достичь?
– Постепенно. По любителям подерусь еще пару лет, потом перейду в профи. Начну с российских промоушнов, их у нас много: ACA, Fight Nights, M1, RCC. Куда-нибудь попробую попасть, добиться успеха там, а дальше – посмотрим. Сделаю все возможное, чтобы заметили в UFC.
– Вас уже узнают в Махачкале? Подписчиков в Инстаграме немало.
– Да, есть чуть-чуть. Иногда узнают, но только те, кто следит за единоборствами, видели меня. Меня не очень интересуют слава и внимание. Я хочу добиваться успеха в клетке.