Сборная России-2016: гипс не снимают, клиент не уезжает
ЧМ-2016. Предварительный раунд
Игорь РАБИНЕР
СНЯТАЯ ОПАСНОСТЬ НЕХОККЕЙНОЙ ИСТЕРИИ
Четыре российские победы на чемпионатах мира с 2008 года объединяет один факт – ни в Квебеке, ни в Берне, ни в Хельсинки/Стокгольме, ни в Минске мы не проиграли ни одного матча. Были натужные выигрыши в овертаймах, но поражения отсутствовали как класс. Поэтому 0:3 от Чехии в стартовой игре ЧМ-2016 в глазах многих стали нокдауном и породили множество панических мыслей. А безбашенные 6:4 у Казахстана при трех пропущенных голах в меньшинстве и травме Артемия Панарина лишь добавили к постчешским "Шеф, все пропало – гипс снимают, клиент уезжает!" новых нервических ноток.
Не скрою: мне самому после двух стартовых матчей все тоже казалось почти беспросветным. Среди журналистов в кулуарах в тот момент велись примерно такие разговоры: попадем в четвертьфинале на Канаду или Финляндию – сразу на выход, на США – 50 на 50. И песню "Лада Седан – баклажан", несколько раз запущенная диджеем в "Ледовом дворце" после наших голов Казахстану, кое-кто воспринял как скрытую подколку "красной машины"...
А тут еще и матч 9 мая, когда на кону – много наносного, нехоккейного. Очень допускаю, например, что после трех стартовых побед на ЧМ-2013 сборная Зинэтулы Билялетдинова не посыпалась бы, если бы ее первое поражение на турнире, от французов, пришлось не на День Победы. В стране началась обычная в таких случаях истерика (чему не помешало даже то, что Франция была в Великой Отечественной нашим союзником), тут же случился проигрыш Финляндии – а закончилось все печально знаменитыми 3:8 в четвертьфинале от США. Еще девять месяцев спустя был провал в Сочи. Как знать, не было ли зачато наше олимпийское фиаско именно в день проигрыша Франции 9 мая.
А тут еще – матч с Латвией, из которого сильно озабоченные политикой граждане способны были раздуть куда больший пожар, чем из Франции. Кстати, в этом смысле следует отдать должное "Матч ТВ", не побоявшемуся пригласить на роль эксперта Петериса Скудру. Латышский главный тренер нижегородского "Торпедо" сработал в новой роли просто восхитительно. Действующий хоккейный тренер, разбирая все тенденции этой игры дотошно и красноречиво, формулировал лучше всех без исключения наших футбольных экспертов – особенно тех, что в последнее время наводнили тот же "Матч ТВ" и в своих оценках боятся собственной тени. Лишний раз убеждаюсь, что качество телеразбора игры от хоккейных профессионалов у нас на сто голов выше, чем в футболе.
Впрочем, вернемся к сборной, дальнейшая судьба которой накануне матча с Латвией вызывала столько тревоги. То, как с Чехией, мы ничего не могли забить, то, как с Казахстаном, по любимому выражению Ильи Воробьева, играли в "бразильский хоккей". Балансом и гармонией и не пахло.
ПАНАРИН И ДРУГИЕ РУССКИЕ УМЕЛЬЦЫ – ЭТО НЕ "КРАСНАЯ МАШИНА"!
Когда на пресс-конференции после Казахстана, но еще до медобследования Панарина Олег Знарок сказал, что с ним все в порядке, это скорее воспринималось как стремление самого себя успокоить, нежели как реальное положение дел. Недаром встреченный мною тогда в пресс-центре Сергей Гимаев выглядел по этому поводу очень встревоженным – причем его опасения были связаны не только с плечом, которым Панарин ударился о борт во втором периоде матча с казахстанцами, но и с коленом, поскольку он после этого не мог нормально кататься.
К счастью, пронесло. Он не просто вернулся в следующем же матче. Травма в матче с Казахстаном стала для Панарина словно каким-то электрошоком, после которого мы вдруг увидели форварда "Чикаго" во всем его блеске, который он весь сезон в демонстрировал в звене с Патриком Кейном и Артемом Анисимовым. А то, что нападающий делает это не через боль, показывает его игровое время с латвийцами – 18.49. Следующий за ним форвард, Любимов, сыграл 16.59, а третий, Дадонов, – 16.03.
Артемий – игрок куражный, если у него покатило, то и в НХЛ он не раз выдавал матчи с четырьмя-пятью очками. Так вышло и против Латвии. Сборная получила того лидера, без которого не может обойтись ни одна серьезная команда. Причем, что важнее всего, лидера, идеально вписанного в звено.
В матче с Латвией стало ясно: к третьему матчу Breadman адаптировался к большому льду и нащупал былые взаимодействия времен СКА с Шипачевым и Дадоновым. Все делалось в одно касание, и наблюдать за этим был настоящий кайф. Русский хоккей во всей его красе!
В связи с этим, кстати, выражаю решительный протест против культивируемого повсюду слогана "красная машина". Лучшие образцы нашего хоккея – та же пятерка Ларионова, мастера калибра Харламова – были чем угодно, но только не машиной! И когда мы смотрим на тех же Дацюка, Кузнецова или Панарина (которого в нашей недавней беседе Игорь Ларионов по игровому мышлению сравнил как раз с Дацюком), то наслаждаемся отнюдь не мощью и всесокрушающей силой, а умом, смекалкой и виртуозностью.
Панарин очаровывает не только своей игрой, а всей личностью. Он непосредственен и обаятелен, он не лезет за словом в карман, он излучает радость, остроумие и улыбку, которая с его лица просто не слезает. Такие люди, как Панарин, нужны нашему спорту и вообще стране еще и для того, чтобы в мире россиян не воспринимали как угрюмых и замкнутых людей.
Помню, как в январе, когда я отправился в Торонто вместе с группой студентов бизнес-школы RMA, мы пообщались с ним утром в день матча "Мэйпл Ливз" – "Блэкхокс". И Панарин настолько зарядил меня позитивом, что весь день меня не покидало хорошее настроение. А потом оно стало еще лучше, когда наш вихрастый форвард вышел в Air Canada Center (тот самый, где в сентябре пройдет весь Кубок мира) и сделал дубль. Да и вообще сыграл шикарно. Так же, как сейчас с Латвией.
ЗНАРОК ПЕРЕСТАЛ СМЕШИВАТЬ ТВОРЦОВ И РАБОЧИХ
Конечно, уровень соперника не позволяет делать на этот счет какие-то глубокомысленные выводы. Глядя на игру латвийцев, с трудом можно было понять, как им удалось дотянуть до овертаймов со шведами и чехами. Но ведь удалось же как-то! Так что не только переоценивать, но и недооценивать, отмахиваться от легкости этого выигрыша не стоит.
На любом длинном турнире мне интереснее всего наблюдать за тем, как меняется команда от матча к матчу, какие выводы делаются из проблем, как оперативно и динамично реагирует тренерский штаб на возникающую реальность. Которая не всегда бывает гладкой.
В этом смысле очень сильно разочаровал Зинэтула Билялетдинов в Сочи-2014. От матча к матчу было все очевиднее, что взаимодействие в звене у Александра Овечкина и Евгения Малкина не складывается, и их надо развести – но тренер упорно ставил их вместе и не отказался от этой идеи до конца провального четвертьфинала с финнами. В то же время главный тренер канадцев Майк Бэбкок за предварительный турнир перепробовал все возможные сочетания форвардов и в итоге пришел к тому, что принесло "Кленовым листьям" золото.
Именно поэтому меня очень смутило, когда Знарок после Чехии на матч с Казахстаном выпустил ровно те же звенья, что и на стартовую встречу.
Но уже по ходу игры с очень прилично подготовленной командой Андрея Назарова его земляк-челябинец окончательно осознал, что так дальше жить нельзя. И, возможно, на тот момент еще и вынужденно, в связи с травмой Панарина, начались изменения в тройках, которые переломили ситуацию к лучшему.
Главнейшим из изменений в матче с Латвией по сравнению с двумя предыдущими мне представляется то, что Знарок перестал смешивать игроков из двух атакующих и двух сдерживающих звеньев. Конкретно – прекратил попытки внедрения Телегина в звено с Мозякиным и Дацюком. Одновременно Телегин, в тысячу раз более гармонично выглядящий в тройке со своим одноклубником Любимовым и Калининым, исчез из бригады большинства, где одного Любимова для работы под воротами более чем достаточно.
Форвардов первых двух звеньев на сегодня в сборной пять (в связи с этим, кстати, возникает вопрос, насколько обоснованным было невзятие на турнир Якупова). В идеале, конечно, шестым должен был стать Радулов – но тут уж как есть, так есть. И в конце концов Знарок бросил попытки соединить несочетаемое и теперь вместе с Мозякиным и Дацюком просто чередует Панарина и Дадонова – двух крайних форвардов второго атакующего звена. Пока это работает.
Самым легким выходом из сложившейся в первых двух матчах ситуации стал бы... вылет "Вашингтона" с последующим приездом Овечкина, Кузнецова и, возможно, Орлова. Но мне не хотелось этого, во-первых, потому, что для карьеры самого Овечкина несравнимо более важным представляется победа в Кубке Стэнли, нежели очередное золото чемпионата мира. А во-вторых, такое вливание извне представлялось слишком простым решением сложной ситуации.
Было гораздо интереснее, чтобы решение было найдено из внутренних резервов. И, по крайней мере, на данный момент это произошло. А если Овечкину с Кузнецовым все-таки суждено проиграть "Питтсбургу" и приехать в Москву, то гораздо эффективнее, когда звездные энхаэловцы, прибывающие с корабля на бал, становятся вишенками на уже готовом торте, нежели собственно тортом. Упование, что приедет чудотворец и с листа сделает все за всех, для нас очень традиционно и никогда ни к чему хорошему не приводило.
ПОЧЕМУ ДАЦЮК НЕ ИГРАЕТ В МЕНЬШИНСТВЕ?
Знарок не зацикливается и ищет, выигрывая или проигрывая, – это было видно еще со времен Минска-2014. Тогда ведь первое суперзвено Овечкин – Тихонов – Плотников родилось не с первого матча, хоть россияне и начали с побед. Их объединили лишь в третьей встрече с США.
Поэтому надеюсь, что Знарок в конце концов все-таки придет к логичной идее регулярного использования Павла Дацюка в меньшинстве, чего пока почему-то не происходит. Ветеран "Детройта" трижды выигрывал "Селке Трофи" – приз лучшему оборонительному форварду НХЛ, и пусть это было довольно давно, его мастерство при чтении атак соперников и умение перехватывать шайбу никуда не делось.
Да, после четырех (а по сути, пяти, поскольку одна из чешских шайб была заброшена спустя две секунды после выхода на лед Калинина) пропущенных голов в меньшинстве Латвии мы при численном неравенстве забить не позволили. Но скорее это произошло благодаря тому, что чудеса творил Бобровский, – однако и теперь нередко нашу бригаду меньшинства запирали на обе минуты в своей зоне, и все это выглядело, мягко говоря, не очень убедительно.
Даже после матча с Латвией мы по меньшинству – на 12-м месте на чемпионате (по большинству – на третьем). Дацюк – профессиональный многолетний убийца чужого большинства, в отличие от тех же Калинина с Плотниковым и Широковым. И отчего бы ему не делать то, что он блестяще умеет?
Несколькими эпизодами в матче с Латвией Дацюк заставил насладиться. Как он отобрал шайбу в чужой зоне и идеально вывел на бросок перед первым голом Панарина! Да и действия капитана перед отмененным (абсолютно незаслуженно, считаю) голом Мозякина были восхитительны. Это был тот самый Волшебник, которого мы так любим.
Но, мне кажется, неправильно и несправедливо возглагать на него чрезмерные ожидания и ответственность. Дацюк – великий игрок, но в июле ему исполнится 38. Он приехал на чемпионат мира в Россию после травм и операции. Он провел очень трудный сезон, и ему просто надо сказать большое спасибо, что согласился приехать. И выразить надежду, что этот чемпионат мира не повлияет на его здоровье и форму к более важному соревнованию – Кубку мира.
Думаю, что Дацюка в Москве нужно использовать крайне грамотно, точечно, "скальпельно" – и в первую очередь в неравных составах, будь то большинство или меньшинство. И, хоть его за заслуги перед российским хоккеем и выбрали капитаном, не надо биться головой об стенку, кричать: "Дацюк – наша суперзвезда!" – и ждать от него потока чудес, на которые он уже чисто физически не способен. Надо просто получать удовольствие от каждого проявления его класса. И ждать мастерского решения эпизодов, а не доминирования в игре в целом, какое, например, было у Евгения Малкина на ЧМ-2012.
ДВА САМЫХ ПРИЯТНЫХ ОТКРЫТИЯ – МАРЧЕНКО И ЛЮБИМОВ
Еще одной доброй вестью, полученной в матче с Латвией, стала, безусловно, игра Сергея Бобровского.
Признаюсь честно: идея задействовать на ЧМ-2016 прекрасного вратаря, который трижды (!) за минувший сезон в НХЛ получал и усугублял одну и ту же травму паха, изначально показалась мне сомнительной. И не только мне – даже Евгений Набоков в нашей мартовской беседе для "СЭ" заявил, что на месте Бобровского на мировое первенство не поехал бы. Потому что, пусть он даже играл в последние пару месяцев за "Коламбус", до конца мышечные волокна зажить после такого количества травм попросту не могли.
Но то ли пах действительно Боба больше вообще не беспокоит, то ли родина в столь важный момент призвала, и противиться этому было невозможно, – но первый наш обладатель "Везина Трофи" в истории приехал. И тут, по иронии судьбы, именно повреждением паха Знарок объяснил невключение в итоговую заявку Семена Варламова. У многих по этому поводу есть сомнения, но факт в том, что голкипер из НХЛ на домашнем чемпионате мира у нас в итоге остался один. И, несмотря на блестящую игру молодого армейца Сорокина в Кубке Гагарина, пока Знарок не дал ему даже минуты игрового времени. Ставка целиком и полностью делается на Бобровского.
С Чехией и Казахстаном он почти не "привозил", но и чудес не творил. Единственная шайба, которую можно было вменить ему в вину, – третья казахстанская. Право, такое может быть только на чемпионатах мира, – 27-летний Евгений Рымарев, абсолютно осознанно бросивший и забивший Бобровскому из-за ворот, играет в усть-каменогорском "Торпедо". То есть хоккеист из ВХЛ забил с отрицательного угла обладателю "Везина Трофи"!
К счастью, после семи пропущенных шайб в двух стартовых матчах против Латвии Бобровский показал, что по-прежнему способен стоять на голове и брать все. Особенно это выразилось в конце второго периода, когда Россия почти две минуты играла три на пять, и порой, казалось, шайбе уже деваться некуда. Такие "сухари", как 9 мая, способны здорово поднять уверенность голкипера в себе, что крайне своевременно.
Все более приятное впечатление производит молодая пара защитников – 24-летние Марченко и Зайцев. Игрок основы "Детройта" и хоккеист, которому предстоит дебют в "Торонто", играют стабильно и надежно, не ввязываются в авантюры и в то же время не действуют примитивно. На них выпала огромная нагрузка при том же двойном меньшинстве с Латвией, и они справились с нею отлично. Не случайно Марченко, никогда прежде не игравший за первую сборную, в игре с латвийцами провел больше всего времени из всей команды – 20.29. Совпадение? Не думаю.
Да и вообще, в меньшинстве, в отличие, например, от более опытной пары Войнов – Емелин, при которых в наши ворота было забито четыре шайбы, Марченко с Зайцевым смотрятся гораздо увереннее. В целом на то, что происходит на этом чемпионате мира с нашими защитниками, очень интересно смотреть еще и в контексте Кубка мира – ведь идет борьба за четыре оставшиеся вакансии в обороне (из не играющих на ЧМ-2016 игроков есть еще только Нестеров из "Тампы").
Емелин, на мой взгляд, в любом случае там нужен, поскольку на маленьком льду он со своей манерой игры куда полезнее, чем на большом. А на остальные три места по уже состоявшимся играм, полагаю, фавориты – Марченко, Зайцев и Белов. Четыре очка, набранные последним в матче с Казахстаном, не могли не произвести впечатления, тем более что у Знарка игрок СКА уже выигрывал приз лучшему защитнику Минска-2014. На нынешнее первенство его дозаявили в день старта, но, если бы не два его гола, оба при ничейном счете, у Казахстана могли бы и не выиграть.
Когда при счете 5:4 в ворота Колесника после щелчка Белова влетела очередная шайба, на лед зиловской арены полетело несколько бейсболок – как выяснилось, преждевременно. С 1800 рублями (именно столько стоят кепки в фирменном магазине ЧМ-2016) болельщики расстаться погорячились – шайбу по пути к воротам подправил Любимов. Чуть-чуть жаль, потому что хет-трик защитника – это было бы действительно круто.
С другой стороны, игра Любимова – тоже приятное открытие в нашей сборной. Армеец и в олимпийскую-то сборную попал в последнюю секунду из-за травмы партнера, но использовал все шансы по полной, запрыгнул на подножку московского поезда и уже отметился на чемпионате мира дублем. И не случайно Знарок по-прежнему использует его в большинстве – на пятачке Любимов работает здорово и самоотверженно. Без таких рабочих парней не может быть ни одной победной команды, и его игровое время против Латвии – 16.59 (второе среди форвардов), наталкивает на вывод, что для Знарка он на сегодня стал одним из самых "горячих" нападающих команды. А образованное во встрече с Латвией звено мощных форвардов Любимов – Калинин – Телегин (средний рост – 190 см) представляется очень недурной "чекинг-лайн". В своей тарелке чувствует себя и Бурмистров, в "Виннипеге", похоже, ставший гораздо более полезным и трудолюбивым игроком, чем прежде.
Торопиться с выводами о перспективах нашей сборной на ЧМ-2016 пока очень рано. В конце концов, на два плохих матча пока пришелся один хороший – причем с далеко не самым сильным соперником. Но радует то, что и в игре, и в строительстве нашей сборной по крайней мере появилась положительная динамика.