У этой сборной не короткая память
ЧЕМПИОНАТ МИРА. Предварительный раунд
В четверг национальная команда России в полном составе посетила военно-исторический комплекс "Линия Сталина" – музей, открытый к 60-летию Великой Победы.
Андрей КУЗНЕЦОВ
из Минска
НАСТОЯЩИЕ МУЖИКИ
Чемпионат мира. Два подряд неигровых дня. Как заполнялись такие паузы в сборной при Вячеславе Быкове? Пробежками по лужайке вокруг отеля да роспуском предоставленных самим себе игроков "в увольнение".
Как заполнялись такие паузы у Зинэтулы Билялетдинова? Монотонной тренировкой "для галочки" утром, затянутой теоретической лекцией вечером, попытками хоккеистов убить время в промежутках.
Нынешняя сборная получила два свободных дня – и первым делом отказалась от ледового занятия, заменив его поездкой на "Линию Сталина".
Так назван военно-исторический комплекс в 20 километрах к западу от Минска. С пулеметными дотами, бетонными капонирами и полукапонирами, отрытыми в полный профиль окопами на местах позиций, где в июне 1941-го с немецкой лавиной группы "Центр" билась Красная Армия. А еще – музеем заслужившей боевую славу боевой техники. Больше 50 бронемашин, артиллерийских установок, ракетных комплексов и прочих свидетелей нашей военной мощи. Той, которая у России и Белоруссии навсегда общая.
Места, куда нынче приезжают поглазеть на "Линию Сталина" туристы, – пульсирующая болью память о Великой Отечественной войне. Ворота, в которые закатывал автобус сборной России, окружены леском. В нем – братская могила пехотного полка, переброшенного под Минск из Смоленска 23 июня 41-го. До сих пор неизвестны ни имена, ни фамилии трех тысяч красноармейцев, что держали оборону на подступах к городу и полегли на рубеже. С безымянных героев и начал свой рассказ офицер, проводивший для Овечкина сотоварищи экскурсию.
Я наблюдал за лицами хоккеистов. И тут же понял, зачем штаб сборной повез спортсменов на "Линию Сталина". Генеральный менеджер Андрей Сафронов и главный тренер Олег Знарок любят повторять, что на хоккейную войну привыкли брать с собой только настоящих мужиков. Мужественных, готовых к драке и победе. Разве поспоришь, что именно в таких местах, как боевой укрепрайон 41-го, эти качества проступают лучше всего?
Глаза горят, когда видишь оружие Победы и прикасаешься к истории. На "Линии Сталина" экскурсии водят очень хорошие психологи. Перегружать хоккеистов историями о скорбных днях военной поры они не стали. И после разбередившего душу рассказа о первых героях Великой Отечественной подвели команду к окопу-тиру. Овечкина проводили к снаряженному пулемету "Максим".
В пару к суперфорварду встал опытный второй номер из числа офицеров. По мишеням с немецкими касками мастер ледового наступления отстрелялся в образцово-показательном темпе. Чуть позже социальные сети запестрели снимками Овечкина. Палитра вылетающих из дула пулемета газов была родственна георгиевской ленте. Оранжево-черной.
– У меня дед был участником Великой Отечественной и вернулся, слава Богу, живым. Представьте себе: не знаю, где он сражался, в каких войсках. Не любил дед про войну рассказывать, – говорил потом самый звездный игрок сборной-2014.
– Теперь вы, Андрей Николаевич, – обратился ваш корреспондент к Сафронову.
– Холостыми не стреляю, – улыбнулся генменеджер. И тут же заинтересовался рассказом экскурсовода о том, что в подземных помещениях "Линии Сталина" оборудован тир с боевыми патронами. С двумя сотнями единиц стрелкового оружия.
ТАНКОВЫЙ ДЕСАНТ
От окопа с "Максимом" сборная переместилась в доты, из чьих бойниц хищно глядели 76-миллиметровые пушки, станковые пулеметы и прочие средства поражения живой силы и бронетехники противника. "По врагам трудового народа – огонь!" – кричали в ребяческом задоре игроки. Проворнее всех из капониров выбрались Кузнецов и Медведев, устремившиеся к стоящей на открытом воздухе зенитке. Форвард "Вашингтона" уселся на место стрелка, защитник "Ак Барса" – помощника, вращающего пушку по кругу.
Сафронов мгновенно вспомнил, как девчонки-героини фильма "А зори здесь тихие" из такого же орудия "подбивали" немецкого десантника. В это время наводчик Кузнецов под общий смех прицелился стволом зенитки в Знарка.
– Парень-то, похоже, закончил карьеру в сборной, – улыбаясь, бросил тренер. И повел команду фотографироваться на фоне реактивной системы залпового огня БМ-13, известной как "Катюша".
– Василевский хочет на танке прокатиться, – тем временем сообщал хоккеистам генменеджер. – Влезет с таким ростом внутрь или нет? Если да – сдадим служить в броневой ударный батальон.
Давно переросший призывной возраст Денисов, услышав такое обещание Сафронова, лишь с облегчением усмехнулся.
Поскольку в танкисты не берут никого выше "метр семьдесят", войти в состав экипажа машины боевой у игроков сборной не было ни малейшего шанса. Зато на броню хищно урчащего ПТ-76 Овечкин и Ко залезли с азартом десантного взвода. И механик-водитель с ветерком прокатил их по полигону.
– Врач седеет, когда его подопечные горохом осыпают корпус танка? – спросил я одного из лучших хоккейных эскулапов России Валерия Конова.
– Ни в коем случае. Доктор седеет, когда машина чихает, заводится и едет. Если бы она стояла на месте – никаких проблем, – улыбнулся мастер побед над травмами.
После рейда на советском плавающем танке у команды родилась идея опробовать немецкий аналог. Кстати, называется он не танком, а штурмовым орудием модели "три".
– На "фрице" не поеду. Не хочу, – категорично рубанул Медведев.
– Жень, это же не немецкий, а трофейный. Захваченный нашей непобедимой и легендарной, – сказал защитнику автор этих строк
– Уговорили, – согласился чемпион мира. И полез на броню бронемашины песочного цвета.
СТО ГРАММОВ КОМПОТА
– Наша сборная в ожидании гвардейского пополнения. Что с Малкиным? – спросил автор этих строк Сафронова
– Пока вопрос открыт. Все зависит от руководства "Питтсбурга". Ждем. Пока тишина. Женя дал согласие, но надо ждать решения клуба, итогов медицинского обследования.
– "Линию Сталина" для экскурсии вы выбрали не случайно?
– Совершенно верно. Ребята должны понимать, с чего начинается Родина. Все мы обязаны уважать нашу историю. Нашу память. Наших дедов и прадедов, бившихся с врагом не на жизнь, а насмерть.
– Видно, что сборная подзарядилась победным духом.
– Мы уже давно им подзарядились. У нас другая, новая команда. У нее глаза горят. Не в спортивном смысле, а в духовном. Именно поэтому она добивается красивых побед.
– Что в планах команды после экскурсии?
– Просто поедем обедать. Ничего лишнего говорить не надо.
– Фронтовые сто граммов "танковому десанту" на обеде нальете?
– Конечно. Сто граммов компота.
При виде хоккеистов, стоящих за спиной Сафронова, я понял, почему предыдущий штаб сборной не имел шанса выиграть Олимпиаду.