Зинэтула Билялетдинов: "Я не прав"
Вчера в Москве состоялось заседание исполкома Федерации хоккея России, на котором выступление национальной команды на чемпионате мира получило неудовлетворительную оценку. По окончании исполкома главный тренер сборной, молчавший 11 дней, дал интервью "СЭ".
Андрей КУЗНЕЦОВ
с Лужнецкой набережной
ПОМЕШАЛО ВНИМАНИЕ БОЛЕЛЬЩИКОВ
– После чемпионата мира вы молчали почти две недели. Многое переосмыслили за это время?
– Дело в том, что разобраться во всем комплексе причин поражения за один-два дня невозможно. Я не о ледовых проблемах – они на поверхности, их все видели. Главное, осознать все, что было внутри. В чем корни. Сейчас готов заявить: основные причины неудачи понимаю, но со многим еще предстоит до конца определиться.
– Центральный вопрос для вас: каковы олимпийские перспективы провалившихся на ЧМ кандидатов в сборную?
– Да, речь и о составе, и об организации команды. О вещах, которые повлияли на негативный результат этой весны. Ключевой момент здесь: какие проблемы нужно ликвидировать накануне Олимпиады? Болезненные факторы существуют, их надо правильно выцеливать и убирать. Надо очищать рыбу от чешуи и идти вперед.
– Что вы конкретно имеете в виду под чешуей?
– Например, с выбором места для проживания на чемпионате мира мы точно ошиблись. Гостиница в центре Хельсинки, толпы болельщиков… Прекрасно понимаю российских поклонников сборной, благодарю их за преданность и поддержку. Но для команды их внимание в чем-то оказалось чрезмерным.
Вы, конечно, тут же скажете, что в том же самом отеле жили еще пять сборных. Но всем им, вместе взятым, не уделяли столько внимания, сколько нам. Каждый российский болельщик хотел взять автограф, сфотографироваться, пообщаться с кем-то. Я не говорю, что это главная причина нашей неудачи. Но, возможно, это один из моментов, который "растащил" ребят.
Есть и другие моменты, которые надо убрать. Это, вы правы, и состава касается. Некоторые хоккеисты не справились с делом, к ним есть вопросы. Никаких категорических решений прямо сейчас озвучивать не буду. Просто замечу, что этот чемпионат мира для меня оказался полезным. То, что хотел увидеть, – увидел. То, что хотел сделать, – сделал. Да, подобный урок дался слишком большой ценой, но хорошо, что мы его получили именно сейчас.
С КАДРАМИ ОШИБСЯ
– Как вы восприняли оценку "неудовлетворительно" от исполкома?
– Понятно, что людей, довольных провалом на чемпионате мира, нет. Понятно, что оценка совершенно правильная, я ее принимаю. Мне стоит быть более внимательным. И к Олимпиаде подойти без всего того негатива, который был вскрыт в прошедшем сезоне. Нельзя исключать, что накануне Игр появятся новые проблемы. Тем более важно сейчас отсечь те, которые уже понятны. Нужно очиститься перед Сочи.
– Значит ли это, что в олимпийской перспективе бесславный Хельсинки-2013 куда полезнее золотого Стокгольма-2012, где все проблемы остались в тени несокрушимой мощи Малкина?
– Безусловно. И готов повторить тезис о слишком дорогой цене. Но, конечно, не рассчитывал, что результат окажется столь провальным. Вспомните последние дни апреля, когда на все вопросы о целях я отвечал: "Задача лишь одна – выиграть. И другой быть не может". Итог оказался другим.
Но он же дал нашему штабу возможность окончательно определиться по людям. Посмотреть, чего стоит тот или иной игрок в тяжелой ситуации. В такой, как сегодняшняя. Как он ведет себя, к чему готов. Это очень важно. И все, что надо мне как тренеру, я увидел.
– Оглядываясь на чемпионат мира, можете упрекнуть себя в ошибках комплектования?
– Да. В кадрах я ошибся. Был не прав. Вот только это касается хоккеистов, которые в любом случае не играли бы определяющей роли в команде. Скажем так: от некоторых ждали большего, но они авансов не оправдали.
– Если честно, то семь-восемь человек из сборной, провалившей ЧМ-2013, на наш взгляд, категорически не соответствовали олимпийскому уровню.
– По возможности хотел бы уйти от цифр. Считаю, озвучивать их неправильно.
– Спросим по-другому. В кахаэловской части команды было три хоккеиста, которые соответствовали требованиям Игр. Без вопросов – Радулов. И, наверное, вынося за скобки четвертьфинал с США, защитник Медведев и полезный форвард Терещенко. Кого добавите в этот список?
– Обойдусь без имен. Есть вопросы ко многим ребятам. Мне надо было смотреть, определяться по некоторым кандидатам. И я это сделал.
К РАДУЛОВУ И КОВАЛЬЧУКУ ПРЕТЕНЗИЙ НЕТ
– "Евгению готов дать на рост столько времени, сколько потребуется ему самому", – говорили вы о Кузнецове по ходу Евротура-2012/13. После ЧМ такой подход к талантливому уральцу сохранится?
– Да у меня к любому такой подход. Даже если вижу недостатки, готов давать возможность исправиться. Другой вопрос, что хоккеист должен сам хотеть расти. Стремиться к прогрессу. Желание должно быть обоюдным: как со стороны тренера, так и со стороны игрока.
– В Хельсинки вы такое желание у Кузнецова увидели?
– Он старался. Процесс этот точно не однодневный.
– Олимпийская связка Радулов – Ковальчук удивила психологической совместимостью двух суперзвезд. Они тесно общались и контактировали не только на площадке, но и вне льда.
– Вот они чемпионат мира провели неплохо. Забили большую часть голов команды. Одна беда: на месте центрфорварда в их тройке должен был быть совсем другой игрок. Понятно, кого имею в виду. Терещенко – хороший, рабочий диспетчер, но мы планировали посмотреть звено в другом составе.
– Только вот у этой человеческой близости Ковальчука с Радуловым оказалась и обратная сторона. Один слишком сильно зависел от настроения другого: когда не шло у армейца, терялся и форвард "Нью-Джерси". Что было видно в четвертьфинале против США.
– Они все равно делали свое дело. Упрекнуть ребят в чем-то сложно.
НА БРЫЗГАЛОВЕ КРЕСТ НЕ СТАВЛЮ
– Россия сильно удивится, увидев в олимпийском составе фамилию "Брызгалов".
– Выбор вратарей на чемпионат мира не был случайным. Ни гаданий, ни метаний. Да, много разговоров ходило о Бобровском. Но мы его знаем. Он играл в сборной на Евротуре.
– И что, этого единственного Кубка "Карьяла" штабу сборной хватило?
– По одному турниру определяться, конечно, нельзя. Но мы хотя бы с ним знакомы – он же еще на швейцарском сборе прошлым летом был. Да, Бобровский в 2013-м в НХЛ сыграл удачно. Молодец, здорово. Но где гарантия, что и на чемпионате мира действовал бы так же полезно? Ее нет. Кстати, в Хельсинки приехали другие представители "Коламбуса". И не все впечатлили. Кто-то устал, кто-то не был способен играть полноценно.
Поэтому нельзя говорить: мол, будь на месте энхаэловских коллег по амплуа Бобровский, все сложилось бы по-другому. Это просто глупо. Кто знает? А вот откажись сборная от Брызгалова – сразу монета упала бы другой стороной, и меня критиковали бы за этот ход.
Мы умышленно сформировали вратарскую бригаду именно в том составе, который вы видели в Хельсинки. До этого я работал с Брызгаловым давно – девять лет назад на Кубке мира. Времени с тех пор прошло много. О голкипере ходили разные разговоры, как хорошие, так и не очень. В этой связи мы и позвали его в сборную, чтобы не ошибиться перед Олимпиадой. Понимали, с какими проблемами рискуем столкнуться. Зато познакомились. Конкретно поняли, кто чего стоит. И теперь можем делать выводы, принимать решение.
– И что же, выводы таковы, что Брызгалов, по осени не пропускавший в КХЛ меньше четырех голов, и на ЧМ оказался таким же?
– Случаются разные игры. Разные ситуации. Разные сезоны. Надеюсь, в будущем он такими сериями пропускать не будет.
– То есть вы готовы заявить, что крест на Брызгалове не ставите?
– Ни на одном хоккеисте из тех, кто приезжал в Хельсинки, крест не ставлю. Они продолжают оставаться кандидатами в сборную. Те, у кого что-то не получилось, пусть делают выводы. По-взрослому.
У СБОРНОЙ И ЛИГИ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НЕТ
– Вы уже говорили, что кое-кто из сильных олимпийских кандидатов до сих пор не полностью изучен штабом. Кого имели в виду?
– Защитника Войнова. Он успешно выступает за "Лос-Анджелес", но у меня пока не было возможности с ним познакомиться. Поеду в Северную Америку, посмотрю на него во время матчей. Есть еще Якупов. То, что мне довелось увидеть в его исполнении на молодежном чемпионате мира в Уфе, не впечатлило. Возможно, за оставшееся время он изменится и будет играть по-другому. У каждого кандидата еще остается возможность проявить себя и попасть на Олимпиаду.
– Эти слова можно применить и по отношению к ветеранам Маркову и Гончару?
– Они остаются кандидатами в олимпийскую сборную, мы никого не сбрасываем со счетов. Придет время, посмотрим, кто в каком состоянии находится, и тогда примем окончательное решение.
– Генеральный менеджер Алексей Касатонов получит расширенные полномочия?
– Нет, у него и так их достаточно. А решения по игрокам мы будем принимать вместе.
– Кто из вас отправится в Северную Америку для просмотра кандидатов?
– Поедем вдвоем. Одному хорошо, а двум – лучше. У каждого свои взгляды. Есть возможность поспорить, прежде чем прийти к единому мнению. На Олимпиаду поедут те, кто будет лучше к ней готов. Время экспериментов и проб закончилось.
В предыдущих сезонах я старался дать молодым максимум шансов. Чтобы цеплялись, играли, проявляли себя – даже несмотря на то, что они были не совсем готовы к международному уровню. В 2014-м и энхаэловцы, и ребята из нашего чемпионата, и молодежь, и ветераны будут выбираться по одному критерию. Готовности "здесь и сейчас".
НА "КОВРЕ" У МУТКО
– Сколько хоккеистов вызовете в августе на олимпийский сбор?
– Пока не готов ответить. Если говорить об энхаэловцах, сначала нужно выяснить их планы. Что касается ребят из нашей лиги, то для них этот сбор станет и подготовкой к первому этапу Евротура (он состоится в конце августа – начале сентября. – Прим. "СЭ"). Поэтому с конкретным количеством определюсь позднее. В любом случае постараемся собрать максимум хоккеистов.
– "Мы договорились сделать все, что нужно для победы на Олимпиаде", – сказал мне генменеджер сборной Алексей Касатонов по окончании исполкома ФХР. Какие пожелания по этому поводу у вас? Например, известно, что вы хотите двухнедельное "окно" накануне старта Игр-2014.
– КХЛ понимает, что у нас общая задача. Приоритет отечественного хоккея – национальная команда, именно от нее зависит развитие нашего вида спорта. Тот календарь, который был составлен, я еще не оценивал. Пожелание одно: отдавать отчет в том, что для нас главное, и принимать правильные решения. Никакого конфликта интересов у лиги и сборной нет и быть не должно.
– На прошлой неделе вы с президентом ФХР побывали у Виталия Мутко. Самый неудобный вопрос из тех, что задал вам министр спорта?
– Скажите, а кому приятно проигрывать? Да еще таким образом? Мне еще хуже было, чем остальным, потому что такой результат воспринимаю как совершенно для себя ненормальный. Россия достойна большего, чем вылет в четвертьфинале. Вот и с Мутко мы говорили о большем. О том, что нужно поправить и сделать для того, чтобы успешно выступить на Олимпиаде.
ДЕЛО НЕ В ТАКТИКЕ, А В НАШЕЙ РАБОТЕ
– Мы уже вспоминали чемпионат имени Малкина. В этом году серенькие по игре шведы взяли золото только благодаря феерическим джокерам братьям Сединам. Заставляет ли это задуматься о факторе одной звезды на супертурнире?
– Главное – команда. Те же Седины пришли в сложившийся состав, приняли установленные в нем правила. Поэтому все и получилось. Приоритетом должно стать отношение к делу, дух, стремление, отдача.
– Сборная с духом и отдачей у России была на ЧМ-2012. А вот этой весной показалось, что сборной не было. Проявить рвение помешала расслабленность или чья-то уверенность в своем статусе "железного олимпийца"?
– Скажу так: у нас кое-что не получилось. И я понимаю что.
– По итогам ЧМ-2013 на ваш штаб сыплются рекомендации "поменять тренерский стиль, командную тактику".
– Я вообще такие вещи не воспринимаю. Когда на чем-то заостряют внимание специалисты, могу пообщаться с ними, что-то понять или поменять. А зрители есть зрители.
– Борис Майоров скорее специалист, чем зритель.
– Он и на исполкоме выступал. Но о тактике некоторых клубов КХЛ, а не нашей сборной. Мне, кстати, и в прошлом году навязывали какой-то другой стиль. А результат-то был? Был. Да, сейчас его нет. Но дело не в тактике, а в нашей работе.