Золотые парни золотых команд. Чубаров, Волченков, Трубачев, Панарин
МОЛОДЕЖНЫЙ ЧЕМПИОНАТ МИРА. СТАРТ – ЗАВТРА
В новейшей истории России молодежная сборная страны четыре раза побеждала на чемпионатах мира. Накануне старта очередного первенства планеты по просьбе "СЭ" триумфальные для нас турниры вспоминают герои финальных матчей – авторы победных голов Артем ЧУБАРОВ (1999 год), Антон ВОЛЧЕНКОВ (2002), Юрий ТРУБАЧЕВ (2003), Артемий ПАНАРИН (2011).
– Как часто вспоминаете победный чемпионат мира?
Артем ЧУБАРОВ, экс-нападающий "Торпедо", "Динамо" М, "Авангарда" и "Ванкувера", ныне тренер "Торпедо":
– Каждый год накануне старта очередного турнира. За молодежными чемпионатами мира внимательно слежу, поэтому волей-неволей возвращаешься к тому, в котором сам участвовал. Хотя, бывает, кто-то из знакомых неожиданно вспомнит в разговоре Виннипег-99. Но со времени той победы прошло уже много лет, поэтому неудивительно, что в хоккейном мире в основном обсуждаются турниры последних лет.
Антон ВОЛЧЕНКОВ, защитник "Нэшвилла":
– Забыть не дают канадцы, которых мы обыграли в финале. С большинством из них до сих пор пересекаюсь в НХЛ, и нам есть о чем поговорить (смеется).
Юрий ТРУБАЧЕВ, нападающий "Северстали":
– Совсем недавно, когда Пашу Бучневича провожали в Канаду на молодежный чемпионат мира. Перекинулись воспоминаниями – он о прошлогоднем турнире в Мальме, я о нашей победе, но не более того.
Артемий ПАНАРИН, нападающий СКА:
– Когда встречаю ребят или тренеров. Детали не вспоминаем, но не даем друг другу забыть ту победу. Кстати, не так давно летели со СКА из Казани, и одноклубники принялись вспоминать взрослый чемпионат мира. Мне было что рассказать про свой молодежный.
– Решающую шайбу в деталях с ходу можете описать?
Чубаров: – Помню, словно это случилось сейчас. Димка Кириленко побежал в угол и выцарапал шайбу, Макс Афиногенов из угла выбрался и сбросил ее мне. Ну и мой бросок, конечно, до сих пор стоит перед глазами. Уверен, этот гол в овертайме, как и эмоции ребят, выскочивших на площадку, не забуду никогда.
Волченков: – Такое не забывается. После моего гола еще оставалось больше 10 минут игрового времени, поэтому эмоции не сравнимы с шайбой в овертайме или в самой концовке. Но вспоминать – не меньшее удовольствие. Ролик с голом не пересматриваю, и так в деталях помню тот эпизод с моим броском после выигранного вбрасывания.
Трубачев: – Отлично помню: подключился из глубины зоны на средний пятачок и в касание замкнул передачу в ближний угол.
Панарин: – Тарасенко дал пас, и я как-то с мясом, с чужой клюшкой бросил. Залетело – и поехали радоваться (смеется). А потом уже молились о победе. Пусть Никита Двуреченский забросил еще одну шайбу, все равно волновались до сирены. Не хотелось заранее говорить "гоп".
1999
– Помните эмоции после сирены, победную раздевалку?
Чубаров: – Чемпионская раздевалке в памяти не отложилась. Хотя, когда мы вернулись в канадскую гостиницу, единственный в округе бар оказался закрыт. Даже отпраздновать толком не удалось (смеется).
Волченков: – Одна большая общая радость. Мы проигрывали 0:2, 1:3 – и смогли победить! Мы были молоды, только входили в хоккейный мир и ликовали от души.
Трубачев: – Так сразу не скажу. Тренер что-то говорил, все находились в состоянии эйфории.
Панарин: – Какие-то непонятные эмоции. Думаю, то, что победили, все осознали только по прилету в Россию. В Канаде просто веселились по полной программе: радовались, галдели. Помню, Валерий Брагин говорил в гостинице, что гордится нами. Было много забавных моментов, но настоящее понимание, повторю, пришло уже позже.
– Во всех победных финалах наша молодежка переигрывала Канаду. За счет чего удалось превзойти принципиального соперника?
Чубаров: – Мы сами удивились тому, как все сложилось. Перебросали канадцев в два раза, хотя маленькая площадка по идее была куда привычней для наших соперников. Может, дело в том, что смогли перетерпеть стартовый штурм, когда хозяева выбежали нас бить. Силовой борьбы хватало – и не то что для нас это стало неожиданностью, но все равно с таким давлением ранее не сталкивались.
Мы пережили этот отрезок практически безболезненно, что хозяев обескуражило. А наша сборная, наоборот, завелась и уже сама пошла вперед. На самом деле по тому, как складывалась игра, вполне могли обойтись и без овертайма, но канадцы в третьем периоде забили нелогичный гол набросом от синей линии. Правда, без овертайма и развязка получилась бы не столь драматичной.
Волченков: – Прежде всего, канадцы не ожидали, что мы попадем в финал, ведь на групповом этапе легко нас обыграли со счетом 5:2. Но в решающий момент помог характер, все-таки дважды уступать в решающей встрече с разницей в две шайбы и в итоге дожать – большое дело. Важно, что и команда была очень дружной. Иначе такие матчи не вытянуть.
Трубачев: – За счет того, что за короткое время сложился отличный коллектив, появилась команда с большой буквы, а не кружок отдельных личностей. Желаю, чтобы и у сегодняшней молодежки получился коллектив.
Панарин: – Много всего сошлось. Сами бились до конца, но и без везения не обошлось. У нас была настоящая команда. Хороший капитан, отличный тренер, и в итоге все получилось. Хотя поначалу складывалось не в нашу пользу.
2002
– Финал против Канады – идеальный сценарий?
Чубаров: – Это хоккейная классика. Каждый мечтает победить канадцев в финале. Хотя в случае поражения, понятное дело, оставалось бы только жалеть, что не достался другой соперник.
Волченков: – В наше время, возможно, так и было. Сейчас же сильно подтянулись остальные сборные. Хотя не хочу сказать, что в начале 2000-х Канада и Россия полностью доминировали, те же финны были очень сильны. В полуфинале с ними пришлось нелегко.
Трубачев: – На мой взгляд, это случайность, что все время на Канаду попадали. Любой финал принципиален. Будь там канадцы, американцы или, скажем, шведы. Главное – золото, а кто там против тебя в финале вышел – не важно, надо действовать с позиции силы.
Панарин: – Наверное, играть в финале со старыми "друзьями" – особый случай, но в последнее время каких только новых "друзей" у нас не появилось. Те же финны и даже французы. Сейчас просто ни с кем не будет. Но не стану и спорить по поводу того, что матч Канада – Россия все равно выделяется среди всех остальных.
– С кем из ребят из той сборной общаетесь?
Чубаров: – Самые тесные отношения с Максом Афиногеновым, но не могу сказать, что часто общаемся. У всех свои заботы. Да и живем в разных городах. Вот и со старыми партнерами по молодежке видимся по случаю, когда пересекаемся по хоккейным делам. Тогда вот и вспоминаем минувшие дни и нашу команду. К сожалению, все живем далеко друг от друга. Регулярные встречи невозможны.
Волченков: – Давно не приезжал в Россию, почти у всех ребят поменялись телефоны. Возможность вспомнить нашу победу выдалась только в локаутный сезон, когда выступал в КХЛ. Было очень приятно.
Трубачев: – Со всеми. Мой 1983-й год рождения и старшие ребята 1982-го – все в одной лиге играем.
Панарин: – С Антоном Бурдасовым играем вместе. На постоянной связи с Владимиром Тарасенко. С остальными общаемся при встрече.
2003
– Как родина встретила ваш успех по прилету?
Чубаров: – Торжественная встреча в аэропорту стала неожиданностью для большинства ребят. К такому вниманию в ту пору мы не привыкли. Жаль, что не было телетрансляций матчей чемпионата мира. Дома за нас переживало много людей, и они искали возможности следить за играми сборной. Вот это действительно обидно.
Что скрывать, на нашу победу тогда мало кто рассчитывал. Наверное, поэтому встреча в аэропорту вспоминается с особой теплотой. Было очень приятно видеть всех собравшихся в зоне прилета.
Волченков: – После побед всегда встречают с помпой. Наверное, так встречали и нас. Хотя в памяти не отложилось. Но сейчас, конечно, внимание к хоккею в России несоизмеримо выше. Думается, люди стали больше не только смотреть спорт и, в частности, хоккей, но и заниматься им. Это правильно.
Трубачев: – Помню, первым в России нас встретил наш доктор Дмитрий Богдашевский. Мы еще паспортный контроль не прошли, а он уже ждал. А потом оказалось, что не только он один, – организовали чествование.
Панарин: – Было очень приятно. Хотя если бы мы прилетели, как и планировалось, в тот же день, а не сутки спустя, то, наверное, встречающих собралось бы больше. После нашего золота внимание к молодежным чемпионатам мира заметно выросло – вот сейчас реклама началась едва ли не за месяц. Приличная шумиха.
– Какое место победа на МЧМ занимает в списке достижений за карьеру?
Чубаров: – Для меня золото Виннипега – единственное на международном уровне. Для любого игрока победа в составе сборной, пусть и молодежной, – главный успех. Это ведь твоя страна. Для меня она так и стоит особняком – как самая первая и самая крупная в карьере.
Волченков: – Она всегда будет для меня главной. Это первая весомая награда в карьере. Еще бы! Выиграли чемпионат мира. Будет что рассказать детям.
Трубачев: – Никогда не задумывался. Но, конечно, значимое.
Панарин: – Первое. В этом сомнений нет.
2011
– С учетом вашего опыта что пожелаете тем ребятам, которые сейчас отправились на чемпионат мира?
Чубаров: – Они сами прекрасно понимают, что будут выходить на лед в форме с гербом страны, и осознают всю ответственность. Опыт у большинства есть. Это важно, ведь будет непросто: размеры площадки, давление трибун. За российские команды вообще за границей особо не болеют, поэтому надо быть готовыми психологически. А главное, каждому показать все, на что способен, и не перегореть. Вот основной рецепт успеха.
Волченков: – Удачи и обойтись без травм. Будьте всегда вместе, единым, сплоченным коллективом. И стартовать на турнире нужно хорошо – это важно для того, чтобы стать единым кулаком.
Трубачев: – Только победы, будем все за них болеть, они это знают.
Панарин: – Надо сплотиться и биться друг за друга. Если кто-то один не станет биться за партнера, то ему не следовало лететь за океан. Надо воевать за страну, выгрызать победы и всем вместе пройтись по соперникам катком. Но если команда не найдет взаимопонимания, все пойдет наперекосяк.
– Планируете смотреть телетрансляции с чемпионата мира?
Чубаров: – С большим удовольствием. Главное – иметь такую возможность. Очень интересно посмотреть, вспомнить, как сам был молодым. Хорошо, что во время решающих матчей мирового первенства в чемпионате КХЛ настанет перерыв и не надо будет рано просыпаться (смеется).
Волченков: – Мой "Нэшвилл" базируется в США. Здесь, конечно, хоккей тоже любят, но не так, как в Канаде. Если вы говорите, что по российским каналам показывают, тогда точно посмотрю. У меня есть на них подписка.
Трубачев: – По возможности. Насколько позволит график игр.
Панарин: – Расписание пока не смотрел, но единственное, что может помешать, – это важная игра за клуб на следующий день.
– Чем помогла эта победа, эта шайба вашей карьере?
Чубаров: – Думаю, она помогла не только мне, но и большинству ребят. Многие получили предложения из-за океана. Сборная у нас была хорошая, и индивидуально выделяться неправильно. Автором победной шайбы мог стать любой. В хоккей играет и побеждает команда.
Волченков: – Одной шайбы, даже столь важной, мало для толчка в карьере. Для того чтобы прогрессировать, прежде всего надо продолжать упорно трудиться. Хотя как раз после победы на молодежном чемпионате мира меня взяли на взрослое мировое первенство в Швеции, где мы завоевали серебро. Может, золотой гол и помог, но об этом надо спрашивать у Бориса Михайлова.
Трубачев: – Сложно сказать. Мастерства добавила? Вряд ли. Победы мастерства не дают. Уверенности? Нет. Мы и так были уверены, что выиграем.
Панарин: – Хоккейные люди наверняка обратили внимание на автора победной шайбы, узнали фамилию, присмотрелись, как играет. Узнала ли страна, кто такой Артемий Панарин? Думаю, она и сейчас не знает (смеется). Если серьезно, то одним голом тренерское доверие не завоюешь. Надо вкалывать!