"В России предлагали сумасшедшие деньги. Но я уеду за мечтой в "Рейнджерс". Главный русский талант КХЛ
Виталий Кравцов – главная звезда молодежной сборной России на чемпионате мира, который стартует в Ванкувере в конце декабря. Форвард "Трактора" проводит уже третий сезон в КХЛ, причем, вероятно, последний – нападающий собирается продолжить карьеру в "Рейнджерс", которые задрафтовали его под девятым номером на драфте НХЛ этим летом. О желании уехать за океан, работе с Валерием Брагиным, проблемах челябинского клуба и многом другом Кравцов рассказал в интервью корреспонденту "СЭ".
– Часто звонят из "Рейнджерс"?
– Часто. Общаемся, еду передают.
– Что?
– Протеин, витамины всякие.
– Серьезно? Это нельзя купить в России?
– Они какие-то специальные. Чтобы я получше себя чувствовал.
– Что это улучшает?
– Дали мне, сказали: "Пей". Запомнилось… В России тоже много чего хорошего. Но таких витаминов, которые мне дали, у нас не продают.
– В Твиттере "Рейнджерс" постоянно отмечают, как вы сыграли, что сделали. Следите за этим?
– Да, смотрю иногда. Статистику выкладывают. Сколько бросков, пасы, очки… Следят, видимо. Нужен.
– Если "Трактор" не выйдет в плей-офф, поедете в Нью-Йорк?
– Поеду.
– Сезон так закончите?
– Да.
Всё меньше времени остаётся до молодёжного чемпионата мира – он пройдёт с 26 декабря по 5 января в Канаде ??
– Хоккей России (@russiahockey) 5 декабря 2018 г.
Штаб сборной России определился со списком кандидатов на участие, можно изучать ? https://t.co/l6zG4TcQlH pic.twitter.com/ZPgnbF7Zzi
Стал известен предварительный состав сборной России на молодежный чемпионат мира
– Впереди МЧМ. Какое у вас отношение к этому турниру? Ведь раньше были какие-то конфликты.
– Нет ничего. Это конфликты прошлого, которые не связаны с молодежной, олимпийской или национальной сборной. Очень хочу съездить на МЧМ, это мечта детства.
– Хотели бы поехать в Канаду на Суперсерию?
– Такой вопрос… Двоякий. Я бы с удовольствием поехал и поиграл с канадцами. Но у меня сезон в "Тракторе". И я бы приехал уставший после выезда, тяжело было бы набирать форму. Всегда нужно чем-то жертвовать.
– На Турнире четырех в Чехии вам давали больше свободы, хоккей был веселым. Действительно так?
– В первом матче с финнами не очень технично сыграли, закрыто. Кто-то нервничал, многое не получалось – уступили. К счастью, в конце назабивали, почувствовали, что можем это делать. Поймали уверенность. В том матче я на фланге играл. Вторую и третью встречи – против чехов и шведов – провел на новой для себя позиции центра.
– Теперь в сборной в центре и будете играть?
– Не думаю. Парень, который был на этой позиции, – Никита Аноховский – травмировался. И из всех возможных вариантов выбрали меня.
– Как вам там?
– Понравилось. Где-то бросок нужно поймать на себя, где-то и в защите отработать. Новый опыт, новые впечатления.
– Перед чемпионатом мира Валерий Брагин формирует играющие и "копающие" звенья. Вам же не нравится, когда вас сковывают?
– Не люблю, когда загоняют в какие-то рамки – это можно, это нельзя. Но через разговоры, через работу все проходят, все понимают, как и во что играть. Все идет во благо. Есть люди, которые более развиты для того, чтобы обороняться, а другие – чтобы забивать. Я так – на скамейке посижу (смеется).
– Брагин сделал вас капитаном …
– Весело было.
– О чем с ним поговорили?
– Спросил, как у меня дела, почему не забиваю в последних матчах. Сказал, в чем прибавить. Спросил, был ли я капитаном хотя бы раз. Я ему: "Ни разу, всегда разгильдяем был". Он говорит: "Давай собирайся, будешь капитаном". Более ответственно подошел к этому.
– То есть никакого противостояния с Брагиным, с его стилем игры нет?
– Нет. Все, что будут мне говорить, буду делать. Скажут обороняться – хорошо. Хочу поехать на МЧМ не только сыграть, но и победить, что-то показать. Не думаю, что подойдут и скажут сидеть в воротах. Но если скажут – сделаю.
– Представляете, с какими партнерами будете играть?
– Более-менее в голове некоторые варианты вырисовываются. Но Валерий Николаевич очень непредсказуемый. На сборах играл с Павлом Шэном постоянно, может, буду с ним. Он со Степаном Старковым хорошо Суперсерию отыграл – набирали очки в каждой встрече. Вероятно, к ним вольюсь. Что-то секретное в голове у Валерия Николаевича есть.
"Трактор", Титов, Тертышный
– Сезон поначалу не задался в "Тракторе", с чем вы это связываете?
– Это было видно, я не скрываю. Физически был очень сильно уставшим – выходил на каждую игру и понимал, что не смогу побежать, что, может быть, постою, и шайба сама придет ко мне. Из-за этого все сломалось. Начал себя изнутри съедать. Потом поехал в сборную, переосмыслил все. Вернулся – у "Трактора" поменялся тренер. Нас физически отпустили. Это очень сильно помогло. Идите хоть в баню, хоть на массажи, главное, чтобы быстрее это сработало и чтобы быстрее нашлась своя игра. В последних матчах что-то началось получаться. Потихоньку набираем очки.
– Почему вы были очень сильно уставшим физически в начале сезона?
– По большей части это была моя ошибка. Сразу после плей-офф поехал в сборную, потом во Владивосток. Неделю отдохнул и начал готовиться к комбайну перед драфтом НХЛ. Затем еще лагерь новичков. Приехал в Россию – опять сборы. На них я чувствовал себя хорошо. Любая нагрузка – а я не уставал, делал все в двойном объеме. Думал, добавлю, и все будет еще лучше. Но оказалось не все так просто. Попал в психологическую яму. С Лешей Кручининым общался, он подсказывал какие-то вещи. С тренером по физподготовке. Один случай был: на следующий день у нас игра с "Металлургом", а мы пришли в зал и 540 раз со штангой "сделали" с Германом Михайловичем Титовым.
– Зачем?
– Не знаю. Но на следующую игру вышли и победили со счетом 6:5. Правда, потом два матча проиграли со счетами 0:8 и 1:6. Какое-то свое видение у Титова. Сказал, что Стивен Стэмкос так делает, давайте и мы тоже. Попробовали – не получилось.
– А у Стэмкоса получилось?
– Пока что-то не видно его.
– Пытались говорить Титову, что после такого графика – плей-офф, лагерь новичков, комбайн – тяжеловато в начале сезона?
– Я человек подневольный. Да, когда тренер не видит, могу бросить штангу и сказать, что чувствую себя хорошо. Работал в надежде на то, что мне будет легче в сезоне. Даже не задумывался о том, что устану.
– Какие выводы из этого?
– Нужно с головой тренироваться и с головой отдыхать. Можно перебрать и тогда приходишь с игры и думаешь: "Что же такое? Я летом оттренировался, почему сейчас так? Давай еще поднажму". Оказывается – не так. А если устал и не будешь ничего делать – станет еще хуже. Все равно в зале работал – либо на силу, либо на восстановление. Леша Кручинин расписал мне программу. Он же с Павлом Дацюком скорешился, ходит с ним – потерял я друга.
– Из "Рейнджерс" не спрашивали, что происходит с вами?
– Сказал, что не получается, и все.
– Какие у вас были отношения с Титовым?
– Хорошие. Позволял практически все на льду. Один раз с "Автомобилистом" у меня уверенность переросла в самоуверенность. Хочу обыграть на синей, а у меня шайбу выбивают, и выход "три в ноль". Я зацепил одного – удаление, и нам забивают. После игры подхожу: "Герман Михайлович, так и так – виноват". Он сказал: "Претензий к тебе нет, хоть в свои ворота можешь забить. Главное – забивай в чужие, и все будет хорошо".
– Вам долго не могли найти партнера. Задвинули Александра Шарова, хотя у вас с ним получалось неплохо.
– У каждого свой выбор хоккея. Титов говорил, что нужно играть с Райаном Стоа. У нас не получалось. Потом поставил с Шаровым – тот же результат. Суматоха была.
– Почему с Райаном не получилось?
– Кирилл Капризов, с которым он играл в "Кузне", большинство голов забивает с пятака, борется. Я по-другому действую – рядом там катаюсь. Стоа бросит на отскок, а я думаю – он же специально так делает, нужно идти туда, а не на передачу. И получаются такие непонятки. Вот Стоа поставили с Кристианом Томасом – бросок на отскок, Райан забивает. Прямо, как в НХЛ!
– Вы любите, когда игра в кайф. Все это время было плохое настроение?
– Нет. Скажут, что после гола нужно обороняться. Игорь Полыгалов говорит нам: "Давайте вы с Глиной (Антоном Глинкиным) сами в углах, а я третий сзади. Если я туда спускаюсь, то обязательно туда встаньте. Потому что счет скользкий – нужно либо забить, либо не пропустить". На тренировках тоже отрабатываем – не нужно нестись забивать с первых минут, моменты будут, нужна хладнокровность.
– К Тертышному нормальное отношение?
– Хорошее отношение к Алексею Викторовичу. Не сказал бы, что он неопытный и молодой. И в ВХЛ я у него выступал, и в МХЛ играл с его сыном в одной тройке. Очень симпатичен как тренер. Говорит все по делу. Иногда может психануть, но правильно.
– Сильно от Титова отличается по общению?
– Очень. Герман Михайлович постоянно американские штуки рассказывал, а Алексей Викторович свои, русские.
Деньги, характер, Захарчук
– Сколько раз предлагали за последнее время подписать контракт с "Трактором"?
– Ни разу. Я не знаю, до меня эта информация не доходила, может, агент сразу это пресекал. Он спросил меня, что дальше. Я сказал, что хочу уехать. Не скрою, были варианты – предлагали контракт на три года. Я отказался.
– В России?
– Да, деньги сумасшедшие.
– 100 миллионов рублей?
– Ну, примерно, может быть, столько давали.
– Сознательно отказались?
– У моей мечты цена не в деньгах. Хочу попробовать себя там. Мои ошибки – моя жизнь.
– Следите за "Рейнджерс"? Там же тренер поменялся, и у Павла Бучневича, который играет в вашем стиле, проблемы. Не боитесь такого?
– Нет. Если бояться, то нужно дома под одеялом сидеть. Я уверен в своих силах. Нужно показать, на что ты способен, и делать, что говорят. Я слежу за командой. В некоторых моментах нравится, как "Рейнджерс" играет.
– Впишитесь в это?
– Надеюсь, но не могу сказать, как получится. Я думал, что и на юниорский чемпионат поеду, ведь я единственный был, кто в КХЛ играл. Но меня со сборов прямо – "давай …"
– Это же Сергей Голубович сделал?
– Было такое.
– Слышали, что он сказал? Не то, что у вас глаза не горят, а что недостаточно серьезно относитесь к делу.
– Я вообще в жизни никогда не понимал. Есть Сергей Мозякин – он пешком ходит, но забивает сто голов и лучший снайпер. А есть тот, кто носится сверх нормы, но забить не может.
– Хорошо, он. Но посмотреть, какой Ничушкин настроенный выходит и как Мозякин играет, получая удовольствие. Если бы этого не было, он бы и не играл. Саня Овечкин на матчи настраивается, а Евгений Кузнецов сидит, наверное, и режется перед хоккеем в Play Station. А потом выходит и отыгрывает свое.
– Проблема была в вашем характере?
– Не знаю, как я не подходил под его (Голубовича) критерии. Веселый катаюсь или грустный – готов выполнять то, что от меня требуется. И не так важно, в каком я настроении. Когда я грустный, у меня на льду вообще не получается. Даже мама так говорит, хотя в хоккее она не очень разбирается. Говорит: "Ты грустный, я понимала, что ты плохо сыграешь". Она это видит, с детства еще пошло. Если я веселый, у меня все получается.
– Опустим за скобки, что вы можете переехать в "Рейнджерс" в этом сезоне. Там все физически сильные хоккеисты. Вы сейчас обожглись на подготовке. Что будет иначе – поедете летом туда работать по их методике?
– После сезона отдохну, а потом поеду туда тренироваться. Всегда есть физически сильные хоккеисты, но надо быть умнее. Не лезть на таких. Степа Захарчук катался против нас, я мимо него ездил (смеется).
– Как отнеслись к моменту с силовым приемом Степана Захарчука на Артеме Пеньковском? Не испугались?
– Честно говорят, испугался. Все равно, когда ты на льду, можешь понять, зачем соперник спиной стоит. А тут Захарчук прямо намеренно шел. Не знаю, что у него в голове было. А он намеренно ударил Пеньковского в борт и говорит: "Симулянт, вставай". Игорек Полыгалов, метр шестьдесят, подлетел сразу, перевернул Захарчука в углу. Игорек, конечно, зверь.
Для меня такое поведение кажется некрасивым. Все же мы хоккеисты, никто не знает, как судьба сложится. Может, в одной команде окажетесь, а ты бежишь и в спину его убиваешь. Сыграй по правилам в тело.
– Эксперты говорят, что Пеньковский сам виноват.
– Ну как – на тебя идет игрок, хочется, конечно, уйти как-то от приема. Шансов не было – либо потеряешь голову и плечи, либо попытаешься увернуться. Захарчук не то чтобы не хотел бить в плечо. Он намеренно в спину шел. Не знаю, что там эксперты смотрели… Захарчук в матче с "Магниткой" кого-то в центре убил… Но там никто ничего не сказал. Что, там тоже хоккеист виноват, что в хоккей пошел играть?
Девушка, Матч Звезд
– Нет ощущения, что прощаетесь уже с КХЛ? Мол, "что мне тут играть, я уже точно уеду".
– Нет, конечно. Это очень сильная лига.
– Но ваше настроение …
– Еще года два назад я не мог представить, что буду в КХЛ играть. Сейчас судьба так сложилась, что потихоньку что-то получается. Может, я в НХЛ 30 лет проведу, а потом вернусь в "Трактор" или "Адмирал" из Владивостока, где я родился.
– Думаете, "Адмирал" будет существовать в тот момент?
– Ну а как? Надеюсь на это, все-таки родной город.
– У Кузнецова в последний год в "Тракторе" были случаи, когда его постоянно тянули куда-то посидеть, он же был свой. У вас такое есть?
– Я сразу такое пресекаю. У меня есть определенный круг общения, который не хочу расширять. Если новое знакомство, подойду и пообщаюсь. Но если позвонят и пригласят покушать, то я откажусь, скажу, что с семьей дома.
– Девушку нашли?
– Нет.
– Так покажите мускулы на камеру, пусть все видят.
– Нет их, там кости одни.
– Но зато вы добрый человек.
– Может быть.
– На Матч Звезд вас выбрали журналисты…
– Я в шоке вообще. В плей-офф никому интервью не давал – мне тренер запретил, а тут взяли и выбрали. Наоборот должно быть – что я должен общаться больше, а этого не делаю.
– Дошли деньги на карточки всем журналистам?
– Ну да. Мне сразу реквизиты скидывали. Хочешь попасть на Матч Звезд – столько.
– Но для вас это праздник?
– Да, но его нужно самому еще сделать.