Победить рак в шаге от финала Кубка Стэнли. История семьи Андерсон
Невероятная цепочка драматических событий сделала счастливую семью голкипера "Оттавы" Крэйга Андерсона еще счастливее. Помогла ему изменить отношение к жизни. И завоевать приз имени Билла Мастертона.
– Вы, вероятно, думаете, что я хотела бы забыть этот год, – написала в Твиттере Николь Андерсон после финала Восточной конференции. – Но это не так. Я невероятно горжусь нашей командой. Это был потрясающий год, и воспоминания о нем останутся со мной на всю жизнь!
– Это были настоящие американские горки, – добавил чуть позже ее муж, голкипер "Оттавы" Крэйг Андерсон. – Взлеты и падения – эмоциональные и физические. Думаю, мы все многому научились за этот год. Не только я лично, но и игроки, и персонал команды – мы все вместе.
ВЫ НЕ УСПЕЕТЕ МОРГНУТЬ ГЛАЗОМ
Ровно год назад, в июле 2016-го, Крэйг и Николь Андерсон были на седьмом небе от счастья: через девять месяцев у них родится третий ребенок. Но межсезонье расписано практически по минутам. Рыбалка, тренировки, ремонт бассейна, перепланировка дома, поездка с детьми в Диснейленд – для каждого дела определено подходящее время в кропотливо сверстанном за предыдущие восемь месяцев календаре. Ни одна новость – даже столь важная и радостная – не могла нарушить тщательно продуманных планов.
С приходом августа Андерсоны погрузились в подготовку. Крэйг – к сезону НХЛ, Николь впереди ждали семь месяцев беременности. Они, конечно же, надеялись, что его сезон продлится дольше, чем ее, не представляя, как сильно изменится их жизнь за ближайшие два месяца.
Постоянными спутниками Николь в эти дни стали насморк, кашель, звон в ушах, головные боли и постоянная, непрекращающаяся усталость. Она списывала их то на простуду, то на побочные эффекты беременности. Причин для паники не было. Тесты показали, что с ребенком все в порядке: в марте у Андерсонов родится девочка. Родители не верили своему счастью, мальчики с нетерпением ждали появления сестренки.
Так продолжалось до конца сентября, когда у ребенка обнаружились непоправимые отклонения в развитии мозга и сердца. Даже если бы девочка родилась живой, она никогда не смогла бы жить нормальной жизнью.
Николь позвонила мужу из кабинета врача, но так и не смогла произнести ни слова. Трубку взял доктор. Крэйг примчался, бросив тренировочный лагерь. Прервать беременность Андерсоны не решились, но три дня спустя все произошло само собой. У них больше не было дочери. Вратарь взял несколько дней отпуска, чтобы побыть с женой.
– Удивительно, что Андерсон вообще вернулся в команду, после того, что он устраивал в прошлом сезоне, – написала в эти дни "Ottawa Sun". – Ему 35, и он уже заработал 25 миллионов. Так почему бы не продлить этот небольшой отпуск и не остаться в своем уютном доме во Флориде, даже не знаю, скажем, навсегда?
Крэйг вернулся в команду через несколько дней.
"ТЫ НУЖЕН КОМАНДЕ"
Прошел месяц. Самочувствие Николь, несмотря на окончание беременности, не улучшалось. В горле появилась небольшая опухоль, и лечащий врач отправил ее на биопсию. Биопсия выявила назофарингеальную карциному. Или, проще говоря, рак носоглотки. Крэйг снова покинул команду и немедленно вылетел домой. Первое, что сказала ему Николь:
– Вы выйдете в третий раунд.
– Ты серьезно? – удивился он, не понимая, как сейчас вообще можно думать о хоккее.
– Абсолютно. В этом году мы обязательно выйдем в третий раунд.
Что случилось дальше, вы, вероятно, знаете. На следующий день запасной вратарь "Оттавы" Эндрю Хэммонд получил травму, и Крэйгу пришлось разрываться между терпящей бедствие командой и больной женой. Николь сказала: "Ты нужен команде", – и голкипер отправился в Эдмонтон, чтобы отразить все 37 бросков соперника и принести "Сенаторам" важную победу.
– Если бы она не была такой сильной, если бы она не сказала: “Я могу сама с этим справиться”, – я не мог бы надолго уезжать, – рассказал он позже в интервью сайту лиги, – Она была невероятно сильной. Всегда. С того момента, как я впервые встретил ее".
Трибуны в этот вечер были заполнены фиолетовыми табличками "Я сражаюсь за Николь". Восемнадцать тысяч болельщиков, собравшихся на "Роджерс Плейс", стоя аплодировали голкиперу "Оттавы", только что лишившему победы их любимую команду. Партнеры и соперники не уставали восхищаться им в послематчевых комментариях. А сам он не смог скрыть слез. Даже под маской.
И в какой-то момент показалось, что все это нарочно происходит именно в октябре. Когда американский спорт традиционно сражается с раком. Когда формы перекрашиваются в розовый и в фиолетовый. Когда команды наперебой навещают в онкологических центрах больных детей. Когда игроки и члены команд рассказывают столько душещипательных личных историй, что сентиментальным людям лучше держаться подальше от официального сайта НХЛ. Когда почти невозможно будет поверить, что история вратаря "Оттавы" не приурочена к этой акции специально.
Крэйг пробыл в команде еще месяц – пока в спешном порядке выменянный у "Питтсбурга" Майк Кондон не освоился и не набрал форму. Дважды за это время Андерсон стал первой звездой недели. Наконец, в начале декабря, получив на прощание семь шайб от "Пингвинов", Крэйг окончательно посвятил себя жене.
"Я ВЫСТУПАЛ В ГРУППЕ ПОДДЕРЖКИ"
– Он стал моим чирлидером, – вспоминает Николь в блоге "Stick by Nick". – Он поддерживал меня, как обычно я его с трибуны. Он заставлял меня смотреть вперед, когда мне казалось, что я не выдержу.
При лучевой терапии горло забивает слизь, а на стенках появляются болезненные язвы. Есть твердую пищу при этом просто невозможно. Из-за химиотерапии тебя постоянно рвет. Так что временами ты вообще не можешь есть, даже если очень хочется. Ты постоянно теряешь вес. Силы. А временами даже желание жить. Нужно постоянно напоминать себе, зачем все это. И что рано или поздно это закончится.
– Очень важно сохранять позитивный настрой. Мы старались все время фокусироваться на цели и смотреть только вперед", – вспоминает Крэйг. – Когда ты сталкиваешься с трудностями, дело вовсе не в том, что происходит, а в том, как ты на это реагируешь. Думаю, мы все повели себя правильно.
На два месяца он погрузился в совершенно непривычный мир. Он готовил завтраки, воспитывал детей и возил среди ночи собак к ветеринару. Николь только удивлялась, с какой легкостью Крэйг справлялся с ее повседневными обязанностями. А он просто старался всегда быть рядом, поддерживать и вдохновлять ее. Он держал ее за руку, когда было совсем плохо, а по ночам аккуратно проверял ее состояние.
Так наступило Рождество. Они встретили его в палате, с больничной едой и молочными коктейлями. Крэйг даже смог заставить жену улыбнуться.
– На льду все зависит от тебя, – вспоминает он. – Здесь все зависело от нее. А я просто выступал в группе поддержки. Для этого нужен совершенно другой тип силы духа. Ты ничего не можешь сделать. И это самое сложное. Ты просто пытаешься быть рядом, чтобы поддержать, обнадежить и как-то поднять настроение. Но в конечном итоге, ты ничего не можешь дать кроме надежды".
По словам Николь он отлично справился со своей задачей:
– Он учит меня бороться, справляться с трудностями. Когда я была подавлена, он говорил мне: "Николь, скажи себе: ты сможешь. Измени свой настрой". И теперь, когда речь заходит о хоккее, я говорю ему: "Если я могу, то и ты можешь".
"СЛАВА БОГУ, ЧТО ЕСТЬ ХОККЕЙ"
Главный тренер "Оттавы" Ги Буше как-то сказал: "Команда начинается с вратаря. Если у тебя его нет, это просто ад. Потому что все твои усилия висят на волоске. Ты вообще ничего не можешь, если у тебя в воротах нет настоящего первого номера".
Едва ли проблемы Буше сравнимы с тем, что пришлось пережить Андерсонам. Но ему в эти месяцы тоже было непросто, когда вместо подготовленного голкипера защищать ворота команды пришлось Майку Кондону, незадолго до этого подобранному "Питтсбургом" на драфте отказов.
Крэйг вернулся в команду 30 января, сразу после окончания первого этапа лечения. Предыдущие восемь недель он занимался с тренером по индивидуальной программе, но не питал ни малейших иллюзий, что с ходу станет номером один. Как и Буше, отчаянно нуждавшийся в надежном основном голкипере:
– Психологически для нас очень важно, что Андерсон вернулся в команду. Но тренеры вратарей недовольны его состоянием. Потребуется время, чтобы он вернулся на свой уровень.
Точных сроков никто не называл. Вскользь отмечали, что потребуется по меньшей мере две-три недели. "Я не дам ему даже надеть форму, пока не буду уверен, что он готов", – строго отрезал главный тренер. Но всего через десять дней в матче против "Айлендерс" – прямого конкурента в борьбе за плей-офф – Крэйг занял место в воротах.
– Как же я счастлива, что наша жизнь понемногу возвращается в нормальное русло", – написала Николь перед матчем. Она была так взволнована, что даже хотела приехать на игру. Но в конце концов решила не издеваться над и без того ослабленным организмом.
За три месяца лечения она перенесла 33 сеанса лучевой терапии и три сеанса химиотерапии.
За три периода первого матча мачта с "Айлендерс" ее муж отразил 33 броска. А его одноклубники забросили три безответные шайбы.
– В этот раз получилось не так эмоционально, как в прошлый, – улыбнулся голкипер после матча. – Тогда мы стояли перед неизвестностью. Сейчас мы понимаем ситуацию и с эмоциональной точки зрения выходить на лед немного проще".
Андерсон закончил сезон в пятерке лучших вратарей по проценту отраженных бросков – 92,6, сыграл важнейшую роль в концовке регулярного чемпионата и стал первой звездой последней недели, где, одолев "Бостон", "Детройт" и "Рейнджерс", его команда обеспечила себе место в плей-офф.
Николь, тем временем, начала второй этап лечения – еще восемь сеансов химиотерапии. А с ними – потеря аппетита, язвы в горле, головные боли и недели ожидания, чтобы просто снова начать есть. Но она научилась с этим справляться:
– Каждый день я ждала вечера, чтобы посмотреть игру. Слава богу, что есть хоккей. День за днем он дарит мне надежду. Каждый вечер я смотрю хоккей вместо того, чтобы переживать из-за очередного теста. Каждый день я жду матча. И это просто здорово.
Вы, вероятно, удивитесь, узнав, что девять лет назад, до встречи с Крэйгом, Николь даже не представляла себе, кто такой Уэйн Гретцки.
"ЖИВИТЕ СЕЙЧАС"
– Я научился использовать хоккей и товарищей по команде для того, чтобы отключиться от происходящего в реальной жизни и провести три часа в покое. На льду для тебя не существует ничего, кроме шайбы. Ты спокоен. Тебе не о чем переживать. Это были мои три часа. А потом я возвращался в реальный мир.
Откровенно говоря, мало кто ожидал увидеть "Оттаву" в плей-офф. А уж тем более – в шаге от финала Кубка Стэнли. Но они удивили всех. И новообретенное отношение к игре Крэйга Андерсона сыграло в этом далеко не последнюю роль.
Он придавал партнерам уверенности. Он вытаскивал ключевые игры. Он превзошел обладателей "Везина Трофи" – Туукку Раска и Хенрика Лундквиста. Он стал настоящим первым номером, который был так необходим Ги Буше. Он продлил серию с "Питтсбургом" до семи матчей.
Утром в день последней игры финала конференции Николь получила результаты итоговых анализов. Такое не придумаешь нарочно. Перед матчем она отправила мужу сообщение: "Все хорошо. Наслаждайся игрой". Так Крэйг понял, что главную битву этого года они выиграли.
В отличие от финала конференции. Возможно, потому что "Питтсбург" был лучше. Возможно, потому что им просто не повезло. Возможно, потому что за девять месяцев до этого Николь предрекла мужу выход только в третий раунд. А возможно, потому что они весь год шли рука об руку и их сезоны просто должны были закончиться в один день, пусть и с немного разными результатами.
– В том, что касается хоккея, я немного разочарован, – сказал Крэйг через несколько дней в интервью "Ottawa Citizen". – Но в то же время мы невероятно благодарны за все, что у нас есть сейчас. Шансы выиграть Кубок Стэнли будут всегда – до тех пор, пока я выхожу на лед. Но если бы она не смогла победить рак, уже не было бы… – он оставил предложение незаконченным.
– Хоккей помог мне пройти через все это, – говорит Николь, потерявшая за время лечения 16 килограмм. – Я не могла бы пожелать лучшего года и лучших воспоминаний. Я просто хочу посоветовать всем: не откладывайте ничего не завтра. Живите полной жизнью сейчас, потому что вы не успеете моргнуть глазом, как все может измениться.
"Живите сейчас", – повторит Крэйг в завершении торжественной речи после вручения приза имени Билла Мастертона. Приза, который вручается за стойкость, мужество и верность хоккею. Приза, который в этом году не мог получить никто другой.
– Это определенно помогло нам обоим, – добавляет Николь, – Крэйг достиг совершенно другого уровня понимания игры. На льду он забывает обо всем и сосредотачивается только на игре. Все остальное не существует.
Но после он сфокусирован на реальной жизни. Раньше, пропуская шайбу, он расстраивался и вел себя так, словно должен что-то доказать. Теперь он относится к этому проще и не позволяет себе унывать. Он научился фокусироваться на том, что действительно важно.
Столичный дивизион | И | В | П | О | |
---|---|---|---|---|---|
1 | Нью-Джерси | 23 | 14 | 9 | 30 |
2 | Каролина | 20 | 14 | 6 | 29 |
3 | Вашингтон | 20 | 13 | 7 | 27 |
4 | Рейнджерс | 19 | 12 | 7 | 25 |
5 | Айлендерс | 21 | 8 | 13 | 21 |
6 | Коламбус | 20 | 9 | 11 | 20 |
7 | Филадельфия | 21 | 9 | 12 | 20 |
8 | Питтсбург | 23 | 7 | 16 | 18 |
Атлантический дивизион | И | В | П | О | |
---|---|---|---|---|---|
1 | Торонто | 21 | 13 | 8 | 28 |
2 | Флорида | 21 | 12 | 9 | 25 |
3 | Баффало | 21 | 11 | 10 | 23 |
4 | Бостон | 22 | 10 | 12 | 23 |
5 | Тампа-Бэй | 19 | 10 | 9 | 22 |
6 | Детройт | 20 | 8 | 12 | 18 |
7 | Оттава | 20 | 8 | 12 | 17 |
8 | Монреаль | 20 | 7 | 13 | 16 |
Центральный дивизион | И | В | П | О | |
---|---|---|---|---|---|
1 | Виннипег | 21 | 17 | 4 | 34 |
2 | Миннесота | 20 | 13 | 7 | 30 |
3 | Даллас | 19 | 13 | 6 | 26 |
4 | Колорадо | 21 | 12 | 9 | 24 |
5 | Юта | 21 | 8 | 13 | 19 |
6 | Сент-Луис | 22 | 9 | 13 | 19 |
7 | Нэшвилл | 21 | 7 | 14 | 17 |
8 | Чикаго | 21 | 7 | 14 | 16 |
Тихоокеанский дивизион | И | В | П | О | |
---|---|---|---|---|---|
1 | Вегас | 21 | 13 | 8 | 28 |
2 | Калгари | 21 | 12 | 9 | 27 |
3 | Лос-Анджелес | 21 | 11 | 10 | 25 |
4 | Эдмонтон | 22 | 11 | 11 | 24 |
5 | Ванкувер | 19 | 10 | 9 | 23 |
6 | Сиэтл | 21 | 10 | 11 | 21 |
7 | Анахайм | 19 | 8 | 11 | 19 |
8 | Сан-Хосе | 23 | 6 | 17 | 17 |