Дмитрий Ефимов: "Отъезду в Америку уже есть альтернатива"
МХЛ
В этом году хоккейный сезон в России откроет молодежь. 4 сентября на льду арены "Металлург" в Магнитогорске в рамках матча открытия регулярного чемпионата МХЛ встретятся первый победитель лиги "Стальные Лисы" и финалист-2010 - "Кузнецкие Медведи".
Главные изменения, произошедшие в МХЛ в межсезонье, - появление новой структуры чемпионата и увеличение количества команд. Как и в КХЛ, в МХЛ теперь две конференции и четыре дивизиона, разделенные по географическому принципу. Если в прошлом году в чемпионате команды играли исключительно между соперниками по дивизиону и ограничивались путешествиями "по земле", то теперь им предстоит хотя бы по разу слетать в гости к каждому из клубов. В том числе - в Хабаровск. "Амурские Тигры" стали одним из восьми клубов, пополнивших молодежную лигу. МХЛ расширила свою географию как на восток, так и на запад, получив международный статус. В рамках одного дивизиона будут выступать две белорусские команды - "Минские Зубры" и "Юность", а также латвийский СК "Рига". Компанию им составит второй клуб из Санкт-Петербурга "Серебряные Львы". Как и в прошлом году, клубы будут играть спаренные матчи. В плей-офф попадут 16 команд, а в финале встретятся победители конференций.
У НАС НЕТ КУЛЬТУРЫ СПОНСОРСТВА
В преддверии открытия сезона МХЛ на вопросы "СЭ" ответил управляющий директор лиги Дмитрий Ефимов.
- Как оцениваете первый сезон МХЛ?
- Мы фактически с нуля создали полноценный национальный чемпионат. Получили своего зрителя, которого раньше не было. Наши игры попали на телевидение, мы привлекли спонсоров. Слава богу, ни от КХЛ, ни от федерации, ни от клубов не услышали негативных отзывов. Одним словом, добились много, но, как известно, нет предела совершенству.
Например, нас иногда спрашивают про самоокупаемость. Но какая тут может быть самоокупаемость? Если лет через десять МХЛ сможет сама себя кормить, это будет блестящий результат. К сожалению, в нашей стране не развита культура спонсорства. Судя по моему опыту работы в футболе и хоккее, у нас есть лишь культура поддержки спорта путем административного давления. И очень довольны тем, что уже второй год находим генерального спонсора не путем давления на кого-то, а создавая привлекательный продукт. Мы смогли доказать фирме, что способны отработать спонсорские деньги.
По спонсорским отчислениям мы поступательно идем вверх, но, если говорить о цифрах, объем этой помощи недотягивает и до пяти процентов общего бюджета. Если бы не поддержка клубов и КХЛ, мы не смогли бы существовать, а это - не очень правильная система. По крайней мере по западным меркам.
- Но вместе с тем новая структура чемпионата требует от клубов и лиги больших расходов, связанных с перелетами. Разве это не идет вразрез с целью выйти на самоокупаемость?
- Переход на новую систему обусловлен в первую очередь увеличением числа команд в лиге. Сейчас у нас 29 клубов, и оставить их в рамках двух дивизионов было просто невозможно. К тому же четыре дивизиона - более логично со спортивной точки зрения. Что же касается перелетов… Знаете, в чем заключается наша основная цель? Самое главное - подготовить хоккеистов для первых команд и для сборной. Это весь комплекс спортивных вопросов - игровые характеристики, психология, соревновательный опыт. Если мы и дальше будем придерживаться той устаревшей модели с маленьким региональным первенством, то на той ступеньке так и останемся. Нужно двигаться к тому, чтобы молодежь играла на том же соревновательном уровне, что и взрослые.
Если вы сравните схему соревнований КХЛ и МХЛ, то увидите, что перелеты у нас очень ограниченны. В тот же Хабаровск каждая команда слетает один раз, а на стадии плей-офф все расходы на авиаперелеты берет на себя лига. Мы планируем, что это составит порядка 50 миллионов рублей.
- Клубы выражали недовольство тем, что придется тратить больше денег на перелеты?
- Большинство команд понимают, зачем это делается, и не имеют никаких возражений. Тех, кто против новой концепции, остались единицы. Вместо недовольных у нас в последнее время появляются настоящие клубы-союзники, которые активно нас поддерживают, помогают в наших программах. Сейчас вот вместе с Магнитогорском готовим матч-открытие. С Уфой договорились проводить Кубок вызова. И таких клубов, готовых помогать, большинство.
- С вступлением в лигу Минска и Риги МХЛ получила статус международной. Нет планов пригласить команды из дальнего зарубежья?
- Что касается Восточной Европы - это реально. Если бы МХЛ стала своего рода катализатором для КХЛ по включению в лигу западных стран, был бы только счастлив. Но пока происходит обратный процесс. Сначала первая команда придет в КХЛ - и уже потом за ней тянется молодежка. Классический пример - "Югра". Команда только вошла в КХЛ, а их молодежка вступит к нам со следующего сезона. "Барыс" мы до сих пор ожидаем. Они пока что-то не решаются.
МХЛ БУДЕТ РАСТИ
- На недавней встрече с президентом ИИХФ Рене Фазелем не обсуждали вопрос расширения МХЛ на запад?
- Нет. Зато обсуждали другой очень важный вопрос - проведение в следующем году Кубка мира среди команд - национальных чемпионов. Это победители юниорских лиг России, Канады, Швеции, Швейцарии, Финляндии, Чехии и, может быть, еще и Америки. Шесть-семь клубов съезжаются и разыгрывают Кубок мира под эгидой ИИХФ. Идея чрезвычайно симпатична с обеих сторон. Президент ИИХФ высказал полную поддержку и готовность поставить за этим турниром имя федерации. На хоккейном саммите в Торонто обсудим идею с европейскими и североамериканскими коллегами. Думаю, есть все шансы, что в следующем году в Санкт-Петербурге состоится первый Кубок мира среди молодежных команд.
- МХЛ - самая большая лига в стране. Есть ли какой-то лимит, при котором лига перестанет расширяться?
- Мне видится, что расти можно где-то до 32 команд, то есть чтобы было по 8 клубов в четырех дивизионах. Больше 32 - это уже слишком. Хотя есть одно "но". В соответствии с нашими задачами, чем больше команд, чем больше хоккеистов мы просеиваем через сито МХЛ, тем больше шанс найти золотые зерна. Завтра, к примеру, в каком-нибудь Верхнеуральске появится парень, который способен стать новым Малкиным. А мы эту верхнеуральскую команду не примем, и парня этого никогда никто не увидит.
Думаем о вариантах расширения не конкретно МХЛ, а молодежного хоккея в целом. Можно пойти по примеру Канады, где есть три юниорские лиги, которые потом что-то там между собой разыгрывают. Можно создать второй дивизион МХЛ. Наверняка возникнут и другие варианты. Я точно могу гарантировать, что, когда в лиге будут играть 32 команды, мы "закрываться" не станем. Это противоречит нашей стратегии.
- Какие клубы в первый год МХЛ отличались высокой посещаемостью?
- Если говорить о Москве, это только "Крылья Советов". Если на другие столичные команды ходили по 150 - 200 человек, то в Сетуне собиралось и по 1200. Вообще в Москве и области ситуация со зрителями плачевная. Беда не столько в том, что болельщик не приходит, сколько в нежелании клубов что-то с этим делать. Разве что ЦСКА прилагает какие-то усилия.
Чем дальше от столичного региона, тем больше болельщиков. Первый раз я увидел аншлаг в Уфе на матчах плей-офф. Не было свободных мест, люди даже в проходах стояли. Потом полный дворец собрался в Новокузнецке. Ходило много народа в Магнитогорске, Челябинске, Омске. Все это - итог плодотворной работы. Год назад, в сентябре, я приехал в Магнитку и, пока добирался из аэропорта, увидел большие афиши с анонсом игр "Стальных Лисов". Уже тогда понял, что из клуба будет толк. А есть клубы, не буду их называть, которые мы уговаривали повесить хотя бы расписание игр молодежки на окно кассы. Так это просьбами и осталось.
ЗАКРЫЛИ ДЫРУ МЕЖДУ ДЮСШ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ХОККЕЕМ
- У вас не было идеи обнародовать зарплаты молодых хоккеистов? Может, позже с вас взяла бы пример и КХЛ.
- МХЛ не открывает бюджеты только потому, что к этим зарплатам нет интереса. "Коридора" зарплат нет, скрывать здесь нечего. Кто-то получает 15 тысяч, а кто-то - 60. У нас в лиге нет таких сумм, от которых у людей будет отвисать челюсть.
- На ваш взгляд, МХЛ уже стала для юных хоккеистов альтернативной североамериканским юниорским лигам?
- Сначала нужно ответить на вопрос "Почему эти парни так мечтают уехать в Северную Америку?" А уезжают они потому, что не чувствуют себя в большом спорте, у них нет понимания, где находится дорога в большой хоккей. Точнее - не было раньше. Молодой хоккеист выходил на запасной тренировочный каток без света из какой-то маленькой раздевалки, его фамилия не объявлялась, болельщиков на матчах молодежи не было. А сейчас ребята выходят на лед 10-тысячных дворцов, залитых светом, с музыкой. Их объявляют, у них берут интервью, у них появляются поклонницы и, в конечном счете, стимул играть здесь.
С созданием МХЛ мы закрыли дыру между школой и профессиональным хоккеем. Выпустившись из СДЮШ, парень теперь стремится попасть в молодежную лигу, где у него есть все шансы быть замеченным руководством основной команды. У многих в такой ситуации появится сомнение: а надо ли обязательно рваться в Северную Америку?
В том, что наши молодые ребята хотят туда уехать, нет ничего плохого. И они будут туда уезжать. Потому что НХЛ - это лучшая лига мира, а США и Канада - чудесные страны с точки зрения быта. Но если раньше это была панацея, то теперь есть нормальная альтернатива.
Александр РОГУЛЕВ