Капитан чемпионского «Динамо» и ученик Знарка теперь тренер «Витязя». Интервью Юрия Бабенко
В мае подольский «Витязь» официально объявил имя нового главного тренера. Им стал двукратный обладатель Кубка Гагарина в составе московского «Динамо» Юрий Бабенко, в прошлом сезоне работавший помощником Владимира Крикунова в тренерском штабе бело-голубых. В эксклюзивном интервью «СЭ» 43-летний специалист рассказал о предстоящем дебюте в роли главного тренера.
Знарок повлиял на выбор профессии тренера
— Вы в бытность игроком успели поиграть у Белоусова и Знарка, а тренерскую карьеру начинали помощником Брагина. Кто из них оказал на вас наибольшее влияние?
— Олег Валерьевич вообще стоит особняком. Играя под его руководством, всегда чувствовал его доверие. Он часто привлекал меня к обсуждению тренировочного процесса. Поэтому фундамент заложил все-таки он. Несколько лет назад именно после общения с ним понял, что хочу остаться в хоккее и стать тренером.
В то же время и от Валерия Николаевича, с которым я работал в молодежной сборной, многое почерпнул. Вообще, мне посчастливилось от каждого из наставников что-то взять, и все это пригодилось. Они все были разными, и поэтому у меня сложился собирательный образ того, кем бы я хотел стать.
— Вы играли в системе «Колорадо», когда там работал Боб Хартли. Он уже тогда делал ставку на скорость, огромный объем катания и большое количество заблокированных бросков?
— В то время Боб был только в начале своей тренерской карьеры, и у «Колорадо» был не состав, а сборная мира. Не особо следил за его карьерой после «Эвеланш», но то, что он очень сильно изменился, — это факт. Его успехи за последние годы показывают, что он на правильном пути. Сейчас же в основе его работы лежит четкое выполнение тренерского задания и тот рисунок, который он видит и прививает команде. Хотя, в принципе, этим руководствуется любой из тренеров.
— Он вообще помнит, что вы при нем дебютировали в НХЛ и сыграли три матча за «Колорадо»?
— Да, конечно! Мы с ним встречались еще в 2017-м на МЧМ в Монреале. Не особо долго, но успели пообщаться, повспоминать некоторые моменты. Он поздравил меня с тем, что я решил продолжить свою хоккейную жизнь в качестве тренера.
— Какие-нибудь упражнения из арсенала Крикунова в «Витязе» используете?
— У меня уже был намечен свой план работы, который хотел бы видеть в «Витязе». Стараюсь делать многие упражнения так, как вижу их в первую очередь сам. Но, естественно, собирательный образ никуда не денется — в хоккей играют не первый день. Придумать что-то принципиально новое здесь сложно. Стараюсь менять некоторые нюансы в упражнениях, но основной базис остается тем же.
— Слышал, что сейчас некоторые российские тренеры стараются следовать американским тенденциям и заменяют летом беговую работу велосипедом и другими вещами. Тот же Разин кроссам предпочитает бокс.
— У нас немного другой взгляд. Когда мы закладываем базовый фундамент, то у нас очень многое построено на беговых упражнениях, в том числе и на кроссах. Считаю, что бег мало можно чем заменить. Но опять же у каждого свое представление, и каждый делает так, как считает нужным.
Ждал, что кто-нибудь позовет главным
— Был ли у вас вариант остаться в «Динамо» этой весной или Алексей Кудашов изначально не видел вас в своем штабе?
— Мы говорили с ним — он сразу обозначил, что у него уже сформирован тренерский штаб. Поэтому варианта остаться в «Динамо», по крайней мере в первой команде, не было, и получилось так, что по окончании сезона я стал абсолютно свободным.
— Осознание, что созрели для работы главным, пришло в межсезонье или еще по ходу регулярки понимали, что пора шагнуть выше?
— Каждый тренер готовит себя к тому, что ты начинаешь ассистентом, а потом хочешь двигаться дальше. Если работа тренером — твой осознанный выбор, то у тебя в любом случае есть свое представление о том, какой должна выглядеть тактика, как должна строиться физическая подготовка. У меня эти мысли точно были, и, честно говоря, я еще в прошлом сезоне ждал, что, может быть, кто-нибудь меня пригласит главным.
— Я правильно пониманию — предложение «Витязя» не было единственным?
— Если говорить о конкретике, то у «Витязя» она была уже с момента первых переговоров. Все переговоры с остальными командами можно назвать конкретными лишь с натяжкой.
— Вы наверняка смотрели какие-то прошлогодние матчи «Витязя». У вас есть понимание, что помешало команде прошлого образца выйти в плей-офф?
— В прошлом сезоне мы встречались с «Витязем» в регулярке, и я уже понимал, в какой хоккей играет команда. Что касается прошлогодней неудачи, то сложно что-то сказать. Хотя понятно, что в команду пришло достаточно много новых ребят, соответственно, были новые сочетания звеньев, связок. Не буду оригинальным и отвечу, что нужно находиться внутри коллектива, чтобы выделять конкретные причины. Команда билась до конца, и лишь за несколько туров до финиша стало понятно, что «Витязь» не попадает в плей-офф, все было «на тоненького».
— Вы говорили, что хотите видеть хоккей «Витязя» вариативным. Можете описать базовые ценности вашего штаба и что обязательно должно входить в эту самую вариативность?
— Опять же скажу, что в хоккей играют не первый год и тут сложно придумать что-то новое. Говоря о вариативности, мы хотим играть в такой хоккей, под который сопернику будет тяжело подстроиться, хотим видеть разноплановость пятерок, чтобы у каждого сочетания была своя изюминка и свои сюрпризы для соперника. Но при этом хочется в силу своих возможностей играть зрелищно.
О влиянии потолка зарплат и уменьшении площадок
— Согласны, что после того как стили команд во многом унифицировались, стало легче проводить предматчевый разбор соперника?
— Не совсем. Здесь же в первую очередь играет свою роль человеческий фактор — ты не можешь разобрать игрока и с точностью сказать, что он сделает в конкретной смене или эпизоде. Человек — не робот. Хотя даже у них бывают сбои. В этом и заключается интерес. Мы стараемся объяснять ребятам те моменты, которые могут пригодиться, например, в единоборствах, в работе под воротами.
Да, сейчас в принципе у всех одинаковый рисунок. Но с учетом того, что все команды унифицировались и подравнялись, большую часть матчей, наоборот, стало тяжелее прогнозировать. Тем более что сейчас идет процесс сокращения площадок и на первый план выходят нюансы — быстрота принятия решений, реакция. И если эти маленькие нюансы сработают, то команда будет двигаться в правильном направлении.
— Вы для себя определились, стоит ли нам сокращать площадки? Ветераны говорят, что на канадских площадках теряется «идентичность нашего хоккея».
— Тут все на вкус и цвет — кому что нравится. На европейской площадке больше времени и больше возможностей для техничных игроков, на них мы можем увидеть индивидуальное мастерство. Но в тот же момент мы уходим к играм, где не будет обилия шайб. И это не очень хорошо для зрителя. Даже если их команда проиграла, но было забито много голов, то они понимают, что сходили не зря — не просидели два часа и увидели 0:0, а увидели какое-никакое зрелище. Мы все-таки играем для болельщиков. С сокращением площадок добавляется динамика — хоккей становится более разнообразным. Нам приходится отталкивать от конкретики и воспринимать правила, которые диктует современный хоккей.
— Кто из команд КХЛ сейчас задает тренд?
— Тяжело сказать. Естественно, огромное внимание уделяется последнему чемпиону и командам, которые были в топе. К большому сожалению, особенно для российских тренеров, свой отпечаток оставляет то, что на ведущих ролях в большинстве клубов играют легионеры. Хотелось бы, чтобы наши ребята занимали лидирующие позиции.
Но с иностранцами тоже не все просто. Как мы видим на практике и даже на примере нашего клуба, легионеры, которые здорово отыграли предыдущий сезон, сейчас уезжают и пробуют себя в НХЛ. Исходя из того, что они приезжают-уезжают, тяжело сказать, кто сейчас в тренде.
Конечно, поражает стабильность ЦСКА за последние годы. Понятно, что оставаться серьезной командой, с которой ты изначально понимаешь, что легкого матча не будет, помогает подбор игроков и глубина состава. У омичей сейчас хорошая команда. Да сейчас вообще много хороших команд. Можно долго спорить, пошел ли потолок зарплат нам на пользу или нет, но то, что он подравнял нам условия, — это однозначно.
— Сейчас почти все используют продвинутую статистику. На какие-то конкретные показатели вы обращаете особое внимание?
— Для меня в первую очередь важны цифры на табло. Да, проводя разбор игры, можно вдаваться в статистику. Но сейчас такой огромный информационный объем, что не все показатели порой бывают адекватны. Иногда по статистике человек сыграл на пять с плюсом, а по факту ты его три раза за период хотел посадить на лавку. Нужно смотреть все в совокупности.
У нас не будет конкретных разборов на тему того, кто и сколько заблокировал бросков, кто и сколько применил силовых. Для меня основной показатель — количество точных передач. Хоккей — командная игра, и если шайба идет точно в клюшку партнера, то команда больше владеет инициативой.
Будем обращать внимание на правильность сыгранных смен. Здесь то, о чем мы с вами уже говорили: хоккей стал более динамичным, и для того чтобы держать темп, смены должны быть ровно такими, чтобы игрок мог выкладываться в них на полную. Можно смотреть на многие факторы. Что касается меня, то мне не важно, была совершена ошибка или нет, — я буду смотреть на то, что игрок хотел сделать. Даже если он и совершил ошибку, но по игровой мысли его решение было правильным и его подвело чисто техническое оснащение, то это один момент. Если оно никак не оправдано, то нужно объяснять, что так делать больше не нужно.
Обмен со СКА дал двух опытных игроков
— Для вас стал сюрпризом обмен Захара Бардакова, Данилы Моисеева и Даниила Пыленкова?
— Ребята провели достаточно хороший сезон по личным показателям. Захара Бардакова и Даниила Пыленкова знаю не так хорошо, а с Данилой Моисеевым мы сталкивались еще в молодежной сборной — было видно, что он очень серьезно добавил, вышел на новый уровень. Поэтому он и заинтересовал СКА. Но могу им пожелать только удачи. Да, в «Витязе» у них было бы побольше игрового времени и поменьше конкуренции, но в то же время мы получили двух опытных игроков, вокруг которых мы будем стараться что-то выстраивать.
— Возвращение Аалтонена — главная трансферная удача? Подобных центров на рынке крайне мало.
— Да. Для него эта команда знакома, и многих ребят он уже знает. Город для него тоже знаком — ему не нужно будет привыкать в бытовом плане, в отличие от двух других наших финских ребят. Этот момент, безусловно, можно оценивать положительно.
— Не могу не задать вам извечный русский вопрос. Почему в России так мало по-настоящему сильных центральных нападающих?
— Не скажу ничего нового — проблема идет из детской школы. Мы слишком рано пытаемся привить какие-то тактические схемы в очень юном возрасте. Ребенок, которому нравится хоккей, приходит на тренировки, а тренеры с детских лет начинают рисовать ему схемы. Есть пример Швеции и Финляндии, где до 12 лет нет определенного амплуа — они стараются не загружать игрока какими-то обязательствами, а развивать индивидуальность и техническую оснащенность.
Мне кажется, из-за того, что мы больше начали показывать для родителей, какие мы хорошие, какие схемы мы знаем, мы и теряем центров. Зачастую уже из детского хоккея ребенок приходит зажатым в определенные рамки. Центральный нападающий — это связующее звено, и от него должна исходить как креативность в атаке, так и простота и надежность в обороне.
— В Даниэле Одетте видите нового Дэнфорта? Они ведь пусть и в разное время, но оба до перехода в «Витязь» играли в Финляндии за «Лукко».
— Каждый спортсмен все-таки хочет быть индивидуальностью. И для меня, и для него не особо важно, насколько он стилистически похож на Джастина. Самое главное — раскрыть его сильные стороны и постараться сделать так, чтобы они приносили пользу коллективу.
— У вас этой весной получился финский вектор селекции. Согласны, что в последние годы легионеров из чемпионата Финляндии стало гораздо труднее оценивать, потому что большой процент звезд финской лиги проваливается в КХЛ?
— Здесь больше бытовой вопрос — не каждый, приезжая в совершенно другую страну, может в ней адаптироваться. Тем более в сегодняшний условиях, когда женатые ребята вынуждены переезжать одни. Для человека не видеть детей, жену и родственников — это определенный стресс. Что касается наших ребят Нико Оямяки и Вальттери Кемиляйнена, то я думаю, им гораздо интереснее будет втроем: у них будет Миро, который знает город, логистику и поможет им. Но то, что их трое, не значит, что мы будем учить финский язык. Мы, наоборот, заставляем их учить русский.
— Опишите, как проходил процесс селекции в «Витязе» этой весной. Насколько тренерский штаб был вовлечен в него?
— Так как мои переговоры с «Витязем» проходили в достаточно глубокой весенней стадии, то некоторые игроки уже были подписаны. Единственное, что Микс Индрашис был в таком очень-очень близком состоянии, и он подписал контракт уже после того, как я с ним переговорил. Что касается Одетта, то его уже успел отсмотреть, и по нему мы принимали решение вместе с руководством. У нас были и другие варианты, но решили остановиться на Даниэле.
— Не было такого, что вы смотрели на кого-то уже из подписанных игроков и понимали, что он совершенно не вашей формации?
— Нет, такого не было. Считаю, что Игорь Константинович Варицкий очень неплохо проводит селекционную работу в клубе. Если ребята играют в КХЛ и попали в «Витязь» — значит, это произошло не просто так. Теперь уже от нас зависит, как мы используем сильные стороны хоккеистов.
— У вас есть понимание, как нужно реанимировать карьеру Виктора Антипина после Санкт-Петербурга?
— Думаю, если у него все будет хорошо со здоровьем, он получит гораздо больше игрового времени, чем в прошлом сезоне. Все, кто следит за хоккеем, знают, игрок какого уровня попал к нам в команду. Надеемся, что следующий сезон станет для него одним из лучших в карьере.
— В какой роли видите Вячеслава Лещенко? Согласны, что он и наполовину пока что не реализовал свой потенциал?
— Полностью согласен. Я лично разговаривал с ним перед подписанием и обрисовал то, в какой роли его вижу и как планирую использовать, — мы друг друга услышали. Теперь все в его руках. Надеемся, что сезон для него получится плодотворным как в плане командного результата, так и в плане личной статистики.
— Николай Буренов уже готов полноценно шагнуть из «вышки» в КХЛ?
— Сейчас очень трудно сказать. Несмотря на то, что ребята пришли в очень хорошей физической форме, все-таки сейчас идут серьезные нагрузки, и на этот вопрос тяжело ответить. Скажем так: он готов, но я не могу гарантировать, что он попадет в основной состав, который начнет сезон. То, что увидел на этих сборах, мне понравилось, а дальше посмотрим. У нас есть конкуренция, и у защитников она даже чуть сильнее, чем у нападающих. У каждого появится свой шанс. Вопрос только в том, кто и как им воспользуется.
— Кирилла Стеклова, одного из самых талантливых защитников страны 2002 года рождения, также планируете держать около основы?
— Мы на первом собрании сказали всем семерым ребятам 2001 года и младше, что просто так держать их в статусе лимитчиков не хотим и не будем. Наша позиция проста: «Если вы докажете, что конкурентоспособны, то будете играть. Вы молодые и должны набираться игрового опыта. Не проходите в основной состав — будете играть за молодежку либо за клуб-партнер в ВХЛ». Но я был приятно удивлен теми ребятами, которые ездили на Кубок Черного моря, — пока что я всеми доволен. У нас будет 10 контрольных игр до начала сезона, и каждый из них сыграет определенное количество матчей.
Очень надеемся, что предсезонка и дальше будет проходить в спокойном русле. Пока что двигаемся по намеченному плану. Хочется, чтобы население привилось и от нас ушли эти болячки. Гораздо приятнее играть при зрителях, чем при пустых трибунах.
— Вы планируете прививаться всей командой или каждый будет сам решать этот вопрос?
— 90 процентов ребят уже сделали первую прививку до начала сборов. Никто никого не принуждал. Как только у нас закончится первый ударный цикл, у нас будут выходные, и мы попросили, чтобы второй компонент ребятам централизовано поставили именно в эти дни.
— Сейчас формирование команды завершено или ждете точечных усилений?
— Все зависит от рынка. На сегодняшний день мы тренируемся в двух группах, и в нашем распоряжении семь пятерок. У нас есть довольно большой выбор и довольно большая конкуренция. После основного 15-дневного периода подготовки будем смотреть и принимать решения. Наверное, по завершении этого периода будет некая ясность по звеньям.
Западная конференция | И | В | П | О | |
---|---|---|---|---|---|
1 | Локомотив | 39 | 30 | 9 | 62 |
2 | Спартак | 37 | 24 | 13 | 53 |
3 | ЦСКА | 36 | 22 | 14 | 51 |
4 | Динамо М | 37 | 23 | 14 | 49 |
5 | СКА | 37 | 22 | 15 | 48 |
6 | Северсталь | 37 | 23 | 14 | 46 |
7 | Динамо Мн | 37 | 19 | 18 | 43 |
8 | Торпедо | 36 | 16 | 20 | 39 |
9 | Витязь | 36 | 15 | 21 | 34 |
10 | Куньлунь РС | 38 | 14 | 24 | 32 |
11 | Сочи | 36 | 11 | 25 | 25 |
Восточная конференция | И | В | П | О | |
---|---|---|---|---|---|
1 | Трактор | 37 | 23 | 14 | 50 |
2 | Сал. Юлаев | 35 | 23 | 12 | 48 |
3 | Ак Барс | 34 | 22 | 12 | 46 |
4 | Автомобилист | 36 | 20 | 16 | 44 |
5 | Металлург Мг | 38 | 21 | 17 | 44 |
6 | Адмирал | 39 | 18 | 21 | 42 |
7 | Авангард | 36 | 17 | 19 | 36 |
8 | Нефтехимик | 37 | 13 | 24 | 36 |
9 | Лада | 34 | 14 | 20 | 33 |
10 | Сибирь | 34 | 13 | 21 | 29 |
11 | Барыс | 39 | 10 | 29 | 23 |
12 | Амур | 37 | 8 | 29 | 20 |
23.12 | 15:30 |
Сибирь – Адмирал
|
- : - |
23.12 | 17:00 |
Сал. Юлаев – Амур
|
- : - |
23.12 | 17:00 |
Металлург Мг – Авангард
|
- : - |
23.12 | 19:30 |
Динамо М – Ак Барс
|
- : - |