Дольче вита, губа разбита. Скудра vs Попихин
Юрий ГОЛЫШАК из Нижнего Новгорода
Ночь прошла после тренерского мордобоя в нижегородском дворце – а все не верилось, что это случилось на самом деле. Новость затерялась на фоне Олимпиады и Курбана Бердыева – а вот напрасно. Потому что такое в мировом хоккее встречается редко – чтоб два главных тренера принялись друг друга охаживать прямо во время игры.
Все началось с мелочи – Скудра выпустил на матч молодых. За Нижнекамск играют люди уважаемые – Стась, например. Они и схлестнулись с молодым Ильиным из "Торпедо". Что-то ветерану не понравилось. Это про него Скудра после скажет: "Липовые мастера считают, что их никто не должен трогать…"
Ильину выписали удаление на ровном месте, Скудра кричит на судью – тут-то и случился впечатляющий рывок Евгения Попихина к торпедовский лавке. Судя по планшетке в руке, драться он не планировал. Но планы изменились, Скудра отсиживаться среди своих не стал. Кинулся навстречу. Вот тут-то Евгений Николаевич, человек могучей комплекции, и пошел лоб в лоб. В прямом смысле.
Но Скудра… Знаете ли вы Скудру? Еще в игровые времена тот мог осчастливить клюшкой по хребту собственного защитника, если что не так. Он ли испугается пузатого коллегу с планшеткой, да который на 13 лет старше?
Удары Скудры были точнее – Попихину вскоре пришлось останавливать кровь на разбитой губе. Увечий на Петерисе я не заметил.
***
Весь хоккейный мир говорил об этом и только об этом. Кто видел случившееся своими глазами – тот оставался в шоке и день спустя. Официальные сайты что "Торпедо", что "Нефтехимика" о случившемся не упомянули вовсе. Хоть это смешно. Вот торпедовский: "Второй период получился просто огнедышащим. Страсти кипели как на площадке, так и на тренерских скамейках. При этом команды не забывали и о хоккее, забросив три шайбы в ворота друг друга".
И сайт "Нефтехимика": "Стоит отметить, что игра отличалась обилием нарушений правил. В сумме команды набрали 122 штрафные минуты". Вот так – "стоит отметить".
Стоит отметить, что болельщики только о случившемся и говорили. Пока Евгений Попихин быстрым шагом направлялся к микроавтобусу с какими-то коробками в руках, а Петерис Скудра рассказывал мне подробности поединка, фанаты уже распахнули ноутбуки. Кто-то писал: "Николаич, раз потащил планшетку на разборки – надо было использовать". Кому-то стало смешно: "Дольче вита, вино разлито, губа разбита…"
***
Нижегородские болельщики были счастливы – за 200-рублевый билет увидели больше, чем рассчитывали. Подсадили их на зрелище настоящее, огненное. Теперь уж не подводите.
Но лично у меня остались вопросы. Вот первый – судя по тому, что вам особенно удались удары с левой, вы левша, Петерис?
Вопрос второй – чем, собственно, занимаются тренеры в пустой раздевалке, пока команды доигрывают матч? Ладно, Попихин, он сначала заклеивал губу, потом экстренно, до появления репортеров, пластырь отдирал. Это требует времени и концентрации. Чем занимался Скудра? О чем размышлял?
Впрочем, вскоре кого-то поколотил Макаров и отправился следом за своим главным тренером. Теперь Скудре не так скучно было прислушиваться к шуму трибун. Если, конечно, не схитрил, не отыскал местечко на самом верхнем ряду…
***
Этот Кубок губернатора я запомню надолго. Помнятся мелочи, секунды восторга. А этих мелочей набралось хоть куда.
Вот кажется мне, что выехал на лед в торпедовской форме Михаил Шуфутинский. Всматриваюсь, щурюсь – да это ж Александр Фролов!
Спрашиваю у сидящих рядом:
– Началова-то бывает?
Отвечают мне секунду спустя:
– Судя по инстаграму, она и сейчас здесь. Секундочку, отыщем. Да вот же она, с женой Галузина! На два ряда ниже!
***
– …Знаете, кто живет на нашем этаже? – горничная оторвалась от швабры.
– Кто? – на всякий случай расширил глаза я.
– ГАЛУЗИН! – выкрикнула она.
– Ох! – побледнел я, насколько смог. Шагнул поскорее в лифт – от других новостей. Я-то себя не сдерживал, телевизор врубал в час ночи. Теперь-то буду паинькой. Знаете, какие у Галузина кулаки?
Когда-то любимым хоккеистом считался здесь Варнаков. Ушел в "Ак Барс" – с тех пор в Нижнем Михаила освистывают. А народный хоккеист отныне Галузин. Вроде спартаковского Аркаши Рудакова.
***
– Скудра – это лучшее, что могло случиться с нашим "Торпедо", – уверяют меня. Я соглашаюсь, мне Скудра тоже симпатичен.
Пресс-конференции его игривы. Новенькая девушка-корреспондент смущается:
– Я – Юля…
– Я – Петя, – немедленно отвечает Скудра.
Чудесные диалоги на каждой. "Канал "Домашний". Как в команде встретили новичков?" – "По домашнему…"
На пресс-конференции перед турниром дошло до вопросов, совсем далеких от хоккея. Скудра вздохнул:
– Ребят, у меня важная игра через 4 часа, я пошел спать.
– Может, вас разбудить?
– Есть кому будить, спасибо…
Я слушаю и думаю: попробуйте в Казани предложить разбудить Зинэтулу Хайдаровича. Или в Москве – Квартальнова.
***
Пока в Москве летели на поле спартаковские шарфы после АЕК, в Нижнем лед был усыпан кепками. Я не сразу понял – что случилось-то? А это Евгений Мозер забил три шайбы – да кому! Ярославлю, вратарю Мурыгину, рекордсмену из рекордсменов!
Я расспрашиваю про Мозера местных – расскажите хоть что-нибудь! Те пожимают плечами – парень как парень. К хет-трикам не склонный. Спокойный, разумный. Взяли из "Авангарда", в том году сильно травмировал колено. Почти весь сезон лечился, вернулся к матчам плей-офф.
Мозер на кураже даже в драку умудрился вступить, не вылезая с собственной скамейки. Зарядил кому-то из ярославцев в дерущейся толпе. Не сидеть же равнодушным. Не оттащи его Скудра за шиворот в сторону, и Мозер отправился бы прислушиваться к шуму трибун из раздевалки.
Рядом со мной сидел замечательный футболист Антон Хазов. Тоже поражался подвигам Мозера:
– Между прочим, мой рекорд 14 лет держался. Только сейчас Смолов повторил.
Боже, подумал я. Какой рекорд повторил Смолов? В количестве татуировок на квадратном сантиметре туловища?
– Нет, – рассмеялся Хазов. – 4 гола в одном матче. Я в 2001-м "Факелу" четыре забил. Смолов недавно "Уралу". Пять, кажется, не забивал никто.
***
Каждый турнир дарит чудесные встречи – вижу в холле гостиницы, как подсунул гражданин Дмитрию Юшкевичу охапку карточек.
– На всех расписываться? – поражается Юшкевич.
На всех, на всех, кивает тот. Юшкевич качает головой и принимается за работу. Словно вернувшись в хоккейную молодость. Приятно, черт возьми!
Человек оказывается удивительным – да и не удивительно разве всю свою жизнь посвятить хоккейным карточкам?
– Я работал в турфирме, – отвечает Сергей Ефимов. – Но теперь карточки, только карточки.
– Есть по-настоящему дорогие?
– Еще бы! Мой товарищ, полковник ФСБ, собирает с детства – так у него есть первая карточка Гретцки, сезон-1979/80. Та стоит 800 - 900 долларов. У него же первая карточка Майкла Джордана – полторы тысячи. У меня старая-старая карточка Павла Буре с вклеенным кусочком формы, называется "джерси". Платил за нее 250 долларов. Но такие карточки сейчас подешевели, тогда джерси была в диковинку. Хорошая подборка по тафгаям, редкие карточки Тони Твиста и Пронгера. Как-нибудь покажу…
– Для меня имена – как музыка.
– Но вообще-то я специализируюсь на карточках Зубруса и Сергея Березина. Наши только стали уезжать в НХЛ, самых популярных игроков я брать не стал. Есть коллекционеры в Москве гораздо состоятельнее меня, они всегда лучшее перехватят. Остановлюсь, думаю, на этих двух…
– Я вам поражаюсь.
– А сейчас готовится серия по "серебряному" сезону "Торпедо". В живых из той команды двое – Орлов живет в Казани, Кормаков в Нижнем. А у двоих не можем установить дату рождения – один пропал в тайге, другой разбился на машине в Риге. Ладно, пойду, мне еще Седлачека здесь надо поймать, чтоб расписался…
– Одну секунду. Хоккеисты не всегда готовы подписывать кучу карточек – думают, что на продажу. Сталкивались?
– Один раз – когда Плэтт с ЦСКА сюда приезжал. Подпишу, говорит, только пять карточек. Потом вообще три подписал и ушел. Возвращается с обеда, видит меня: "Давай сюда все карточки". Протягиваю – подписал каждую…
***
В Нижнем – череда юбилеев. Вот-вот отметят 70 лет "Торпедо". Недавно было 20 лет кончине легендарного вратаря Виктора Коноваленко. Я расспрашиваю, как чувствует себя вдова. Оказывается – все в порядке.
– Валентина Дмитриевна на "Чайку" постоянно ходит, живет рядом со старым дворцом. В том самом сталинском доме, где жили с Виктором Сергеевичем, – рассказывают мне. – Между прочим, Коноваленко умер во дворце! Пришел утром на работу, сердце схватило. "Скорая" не успела. А недавно Третьяк приезжал, поехал на кладбище к Виктору Сергеевичу. Рассказал, как мальчишкой попал в сборную – и великий Коноваленко отдал ему свой номер: "Ты же в ЦСКА под двадцатым играешь? Здесь тоже бери…"
Я еду через весь город на Старо-Автозаводское кладбище к Виктору Сергеевичу, который так ни на что и не променял свое "Торпедо". Плутаю по аллеям, отыскивая памятник. Случайно натыкаюсь, уходя, на могилу другой нижегородской легенды – Игоря Чистовского. Они и после смерти совсем рядом.
***
Удивительный город – Нижний Новгород. Дорога ровная-ровная – и вдруг яма в полметра глубиной! Снова усыпляющая красота – и новый окоп!
Я еду – и понимаю, откуда взялась уникальная реакция Коноваленко. Если Антон Кандидов тренировался на арбузах, то Виктор Сергеевич – на этих ухабах. "Волгу" его, собранную на заказ, знал весь город – но ямам-то все равно. В такую попадешь – останешься без колеса.
Но красивее этого города не сыскать. Разве что Питер в добрую погоду. Кругом вода, то Ока, то Волга, мосты, диковины…
Знали б вы, какие здесь диковины. Куда ни поедешь – натыкаешься на чудо. Вот на окраине вижу в рядок штук семьдесят древних паровозов. Глаза мои расширились, бью по тормозам.
Заходи, смотри, лазай – никто слова не скажет. От таких диковин за уши не оттащишь – вот паровоз 1901 года. А вот огромный, отбитый у фашистов в войну. Вот что-то посвежее – узнаю с ужасом, что родился, когда паровозы еще ходили. В 1974-м. Агрегат с названием П36 0071 не даст соврать. Вдали отдраивают пополнение коллекции, привет из прошлого века с красной звездой во все пузо – пыль столбом, на всю округу. А мимо несется "Сапсан" на Москву.
Я смотрю ему вслед и понимаю: этот хоккейный турнир в Нижнем заканчивается, а я уже жду следующего…
Западная конференция | И | В | П | О | |
---|---|---|---|---|---|
1 | Локомотив | 30 | 25 | 5 | 52 |
2 | Спартак | 28 | 19 | 9 | 41 |
3 | Динамо М | 28 | 17 | 11 | 37 |
4 | СКА | 29 | 17 | 12 | 37 |
5 | ЦСКА | 27 | 14 | 13 | 35 |
6 | Северсталь | 27 | 16 | 11 | 32 |
7 | Динамо Мн | 28 | 15 | 13 | 32 |
8 | Торпедо | 28 | 13 | 15 | 31 |
9 | Витязь | 29 | 13 | 16 | 28 |
10 | Куньлунь РС | 29 | 10 | 19 | 23 |
11 | Сочи | 26 | 10 | 16 | 22 |
Восточная конференция | И | В | П | О | |
---|---|---|---|---|---|
1 | Трактор | 28 | 19 | 9 | 42 |
2 | Автомобилист | 27 | 17 | 10 | 37 |
3 | Ак Барс | 26 | 17 | 9 | 35 |
4 | Сал. Юлаев | 25 | 16 | 9 | 34 |
5 | Металлург Мг | 30 | 15 | 15 | 31 |
6 | Адмирал | 29 | 12 | 17 | 29 |
7 | Нефтехимик | 30 | 10 | 20 | 28 |
8 | Лада | 26 | 10 | 16 | 24 |
9 | Сибирь | 26 | 10 | 16 | 23 |
10 | Авангард | 26 | 10 | 16 | 22 |
11 | Барыс | 28 | 9 | 19 | 20 |
12 | Амур | 28 | 5 | 23 | 13 |
21.11 | 17:00 |
Трактор – ЦСКА
|
5 : 2 |
21.11 | 17:00 |
Автомобилист – Куньлунь РС
|
1 : 2 Б |
21.11 | 18:00 |
Лада – Сал. Юлаев
|
- : - |
21.11 | 19:30 |
СКА – Торпедо
|
- : - |