Екатерина Столярова: "Наш прогресс очевиден"
Завтра этапом Кубка мира в финской Руке стартует сезон у могулистов. Накануне турнира о новом витке жизни российской сборной размышляет Екатерина Столярова, самая титулованная наша спортсменка в этой дисциплине.
Минувший подготовительный цикл стал первым под руководством маститого профессионала Стива Фиринга. Сравнением его тренерских идей с идеями предшественников мы и начали разговор с Екатериной.
- При предыдущем тренерском составе система подготовки, подход к спортсменам - да все было другое, - задумалась победительница и призер этапов Кубка мира. - Прежде у меня не было стабильности, результаты скакали подобно синусоиде. А в прошлом сезоне показатели улучшились у всех, сама работа стала более основательной, что ли. Раньше-то знаете, как было?
- Как?
- Заскочим сайгаком на пьедестал - ах, где-то что-то правильно сделали, выходит! Давайте опять попробуем, а в итоге ошибаемся. Вот даже если сравнить микроциклы - как тогда тренировались и сейчас. Нам говорили: ну давайте завтра то-то и то-то поделаем. Теперь же перед тобой открывают книжку, в которой четко и подробно расписан план работы на три месяца вперед. Громадный такой план.
- Фиринг - интересная личность?
- Знаю его дольше всех наших - лет пять уже. Фиринг дружил с Дейлом Бегг-Смитом (олимпийский чемпион Турина-2006 по могулу, самый титулованный австралиец, выступающий в зимних видах спорта. - Прим. Д.О.), а я попала в их компанию. Со Стивом интересно, он мне доверяет. Замечаю, когда ему что-то не нравится. Остальные, наверное, не могут постоянно подходить к нему из-за языкового барьера или незнания терминов на английском. А вообще Фиринг - очень разносторонний человек. Может быть командиром, другом, да чуть ли не отцом. Он не ставит разделительных барьеров: я - ваш тренер, а вы - подчиненные. За пределами склона Фиринг и его ассистенты стараются быть друзьями спортсменам, всегда готовы помочь.
- Он вас уже многому научил?
- Фиринг пришел к нам в самый разгар прошлого соревновательного сезона, поэтому многое преподносилось поверхностно. А вот эту летнюю подготовку начали с азов. В Сочи Фиринг показывал, как нужно правильно ездить на лыжах. Банальные упражнения! Но поначалу идеально выполнить их было нелегко. Так что стали подробнейшим образом изучать прыжки на батуте и водном трамплине, учиться переносить все это на снег. Бугры и волны у Фиринга настолько глубоко "прокопаны", что он знает, где таится ключик к успеху.
- Как вообще себя чувствуете накануне старта сезона?
- После разговора с Денисом Долгодворовым - а общаемся часто, ведь он мой двоюродный брат - сошлись во мнении: прогресс очевиден. За себя могу сказать, что прибавила во многих компонентах, в том числе и в технике. Единственное, сильно беспокоит вопрос улучшения скорости. Пока прироста в ней не наблюдается, нужно дорабатывать. Что же до целей на сезон, внутренний голос подсказывает: летняя подготовка обязательно принесет свои плоды. Саму себя образца прошлого сезона по крайней мере обыгрывать должна.
- С какой прыжковой программой намереваетесь выступать?
- В основном она останется той же, что и в прошлом сезоне. Хочу начать пробовать не простое сальто, а бланш, 360 с позициями. Уже начали прыгать различные вариации с двумя Дмитриями (Дмитрий Архипов и Дмитрий Марущак - известные в недавнем прошлом лыжные акробаты, ныне отвечающие в сборной по могулу за прыжковую подготовку. - Прим. Д.О.), но все будет зависеть от трасс.
- С обывательской точки зрения все трассы почти одинаковы. Чем они отличаются с вашей, профессиональной стороны?
- Градусом расположения трамплинов, длиной. По телевизору человек видит бугры-бугры-трамплин-бугры, остальное ему без разницы. Для нас же очень важен угол трассы, если на ней есть перегибы, основополагающим становится расположение трамплинов. Если один из них стоит на более пологом участке трассы, можно сделать сложный прыжок. А вообще - глаза боятся, руки и ноги делают (смеется).
- Вам только 23, но в сборной России вы уже ветеран. Чем-то в могуле вас еще можно удивить?
- Новинкой стали наши летние сборы в Австралии, Чили и Америке. Прежде-то тренировались только в Европе, совершали маршруты по треугольнику Германия - Австрия - Швейцария. Посидишь месяц на одном месте - застрелиться хочется. Настолько все это недоедало. Приходишь, скажем, в магазин в Церматте - и знаешь, что и на какой полке лежит (улыбается). Привези меня туда сейчас, сориентируюсь, как дома. Порой думаешь: "Пойду раздолбаю эти лыжи, лишь бы их не видеть". Хотя, если сравнить усталость после сбора в Чили и полученный там опыт, второе перевесит.
- В календаре Кубка мира этапов по могулу могло быть и побольше, не находите?
- И от такого количества устаешь. Когда-то за один сезон выступила на всех возможных соревнованиях. Набралось двадцать пять стартов. Домой вернулась словно выжатый лимон. Хотя семнадцатилетние в спорте - как маленькие дети: пять минут посидел, перевел дух и дальше побежал. Сейчас же восстанавливаться сложнее, и нынешние пятнадцать стартов даются гораздо тяжелее, чем те двадцать пять.
- Самая чудовищная травма, случившаяся на ваших глазах?
- Была свидетельницей одного известного случая. Француженка Сандра Лаура, бронзовый призер Турина, в 2007 году упала в Монт-Габриэле на голову. Лежала в коме, а теперь ездит в инвалидной коляске.
- Допустим, вы чувствуете, что не совсем верно въезжаете на трамплин, и прыжок не получится. Ваши действия?
- Остановиться тяжело, а на размышления времени нет. Тебя просто на него несет. Если в такой ситуации какая-то "крутка" задается, появляется возможность перевернуться. Но куда чаще в итоге получается "телевизор", как это любят называть у нас (смеется). Человек вылетает вперед ногами, лыжи направлены вверх, а посередине - лицо. И он как бы из телевизора на вас смотрит. Однажды я приземлилась на лопатки, но довольно мягко вышло. Когда свой полет не контролируешь - страшно. Знаете, в такие моменты организм ведет слепую борьбу за жизнь, а сам ты совершенно беспомощен. И всегда надо пытаться упасть на бок. Вот вспомнился еще момент, приключившийся со мной в Руке. За два бугра до трамплина лыжа встала на внешний кант - и я потеряла равновесие. Однако лыжи скользкие, и меня, хоть и в неудобном положении, тянет вниз. Еду. На последнем бугре еще и подбило - народ ахнул. Пулей вылетела с трамплина, скрутила сальто - и приземлилась на ноги. До сих пор не понимаю, как же все получилось. Признаться, уже мысль в голове пронеслась: "Сейчас убьюсь!" Падать-то там прилично.
- А как правильно падать?
- Многие спортсмены, знаю, специально этому учатся. Но с нами никогда отработкой падений не занимались. Организм зачастую сам находит верное решение. Важно не напрягаться, в ином случае потянешь мышцы, как минимум. Кроме того, существует риск что-то порвать или сломать. Так что при падении обязательно надо расслабиться, на пару секунд стать амебой. Так же и у пьяниц: пошел, бабахнулся - и ничего ему не сделалось.
- Давайте завершим беседу на позитивной ноте. Один из отечественных спортивных порталов некоторое время назад проводил конкурс на самую красивую спортсменку России. В его ходе, небось, сильно волновались и призывали друзей голосовать за вас?
- В первое время ажиотаж был огромный. (Смеется.) "Действуйте, если вы - за!" - писала своим знакомым в соцсетях. Ну а потом охладела. С правилами получился форменный балаган, так что даже не знаю, чем все закончилось, кто победил.
- Сами за себя голосовали?
- Было поначалу. Хотелось проверить, как система работает (смеется).
Дмитрий ОКУНЕВ