Виталий Мутко: "Капелло не включит в состав тех, кто плохо готов"
ЧМ-2014. Отборочный турнир. Сегодня СЕВЕРНАЯ ИРЛАНДИЯ – РОССИЯ
В преддверии матча Северная Ирландия – Россия министр спорта РФ ответил на вопросы "СЭ"
– Вместо первого вопроса попрошу вас выступить в жанре традиционной рубрики "СЭ" "Если бы Капелло был я". Готовы?
– Главное, что сам Капелло готов – в этом у меня нет сомнений. И задачи, стоящие перед сборной в игре с Северной Ирландией, в сущности, понятны. Главная – выступить в свою силу и не позволить сопернику сделать то же самое. Британцы играют в своей привычной манере – со "стандартами", навесами и борьбой по всему полю. Дома они постараются выступить первым номером. А мы техничные, особенно впереди. Это дает сборной России неплохие шансы наказать хозяев.
– Вам не кажется, что ранняя весна – не совсем наше время года для демонстрации техники и красивой игры, особенно на выезде?
– Не вижу в этом проблемы. Игроки сборной России уже вошли в чемпионат, а участники еврокубков играют в серьезный футбол почти два месяца.
– Но с разной степенью удачи.
– Капелло – такой специалист, который все видит и понимает. Он побывал в этом году на многих матчах российских клубов, увидел потенциал каждого и наверняка сделает выводы. Кроме того, у сборной России одна из самых стабильных защитных линий в мировом футболе, как бы мы ее ни поругивали время от времени. С точки зрения сыгранности это несомненный плюс.
Отчасти беспокоит другое: на наших давит необходимость результата, а североирландцы в этом смысле раскрепощены, настроены показать своим болельщикам настоящую борьбу и очень самолюбивы. Всего один человек играет в топ-клубе, имею в виду защитника Эванса из "МЮ". Но биться готовы все.
Я только что прилетел из Цюриха, где общался с главой футбольной федерации этой страны Джимом Шоу. Настрой у наших соперников, поверьте, очень боевой.
– По предварительным оценкам, за созидание сборной России будут отвечать сразу четыре зенитовца. Плюс Анюков, известный своими подключениями. Притом в последних матчах креатив этой команды не поражал воображение.
– Нельзя сравнивать клуб и национальную сборную. Другие партнеры, стимулы, отношения, философия, дисциплина. Капелло довел до команды свое профессиональное кредо – и она его приняла. Да он просто не включит в состав тех, кто плохо готов!
– Это ведь в вашу бытность главой РФС сборная Валерия Газзаева проиграла на выезде албанцам? И тоже в марте…
– Помню, конечно. Но Газзаев и Капелло – совершенно разные специалисты. Думаю, в пятницу тот сценарий не повторится.
– Вы упомянули о поездке в Цюрих, где, насколько я знаю, встречались с Йозефом Блаттером. О чем говорили?
– В первую очередь я принимал участие в исполкоме ФИФА. А вне рамок этого мероприятия общался и с Блаттером, и с Мишелем Платини.
– Тему объединенного чемпионата России и Украины обсуждали?
– Да. Вряд ли мне стоит ретранслировать мнения президентов на этот счет, тем более что вы их знаете: Блаттер остался на озвученной им позиции, Платини близок к нему в этом вопросе. Главная мысль: мировой футбол должен быть един в подходах и правилах. Разрушать то, что создано, нельзя. В том числе и непродуманными экспериментами. Не хотелось бы раньше времени анонсировать, но в ближайшее время эта идея будет подкреплена определенными законодательными мерами. Конкретные же ответы по поводу объединенного чемпионата пока не звучат, потому что никто конкретно не ставит вопрос. Блаттеру и Платини просто не на что отвечать, хотя их очень тревожит происходящее в России.
– Вы недавно назвали себя гарантом стабильных выплат Капелло по его контракту. Когда мы узнаем источник поступлений? Все-таки РФС – общественная организация, а не закрытый клуб.
– Сам РФС – и есть источник выплат. Все проходит через бухгалтерию главной футбольной организации, куда пара бизнес-структур перечисляет средства. Сейчас нет такого, как во времена Хиддинка, когда контракт тренера через Национальную академию футбола оплачивал Роман Абрамович.
– Всегда казалось, что спонсорство подразумевает рекламную составляющую. Те самые бизнес-структуры не хотят себя афишировать?
– Почему? Придет время, узнаете. Сейчас начат процесс более глубокой проработки контрактных отношений и выплат, ведется поиск так называемого якорного спонсора. Я патронирую этот процесс и слежу за выполнением финансовых обязательств перед Капелло.
– Что посоветуете нынешнему руководству РФС, оказавшемуся в непростой финансовой ситуации?
– Денег у РФС действительно негусто. В таких случаях всегда вводится режим жесткой экономии, оптимизируются поездки, кадровый состав, ведется структурное реформирование, составляется антикризисный план. Работать надо! Другого пути не существует. В свое время проходил это и в "Зените", и в РФС. Пришел – ничего нет, денег нет, коммерческие права проданы на 10 лет вперед. Я не бегал по кабинетам. И со стороны никто ко мне не приходил с деньгами. Сами сформировали продукт, те же телеправа, например. Нашли, кому реализовать. В клубах, живущих на шальные деньги от государственных и полугосударственных компаний, не очень любят и хотят этим заниматься. Зачем, если расходы и так покрываются?
А ведь надо привлекать болельщиков, учиться самостоятельно зарабатывать. Прежде всего, чтобы был жив футбол. Как ни заигрывай или ни наказывай клубы, а именно они ядро современного футбола. Хотим мы или нет, но с этим надо считаться. Взять ФИФА. Там подсчитали: 65 процентов участников чемпионата мира выступают за европейские клубы. И приняли решение компенсировать им страховку в период выступлений игрока за сборную. Это обходится в сумму около 70 миллионов евро. А УЕФА делает то же самое в Европе.
– Как вы охарактеризуете первые полгода правления Николая Толстых?
– Не хотел бы давать развернутых комментариев. Скажу лишь, что мне не нравится происходящее в российском футболе. Причем очень не нравится. У нас нет футбольной семьи, все разобщены, никто друг друга не уважает. Для страны, которая пригласила к себе чемпионат мира, это плачевно. А ведь скоро еще и ФИФА начнет закручивать гайки, потому что там стремятся проблемы упреждать, а не плодить. Нужно обязательно менять эту ситуацию. И чем быстрее, тем лучше.