Больше - внимания болельщикам
ЧМ-2018
Юрий ПЛОХОТНИЧЕНКО
В ближайшие месяцы Государственная дума должна рассмотреть и принять закон о подготовке и проведении в России чемпионата мира 2018 года. Этот ключевой документ, без которого турнир невозможен, содержит по большей части определение прав оргкомитета и гарантии для ФИФА и ее партнеров. Вместе с тем несколько статей внесенного правительством законопроекта затрагивают интересы болельщиков, и продуманность как раз этих статей вызывает серьезные опасения.
В этих пунктах законопроекта составители постарались предусмотреть гарантии доступного размещения и передвижения болельщиков в стране во время турнира. Больше всего вопросов возникает по транспортной проблеме, которую хотят решить весьма своеобразно - бесплатным проездом по железной дороге в плацкартных и общих вагонах. При этом время проезда предлагается ограничить 18 часами до и после матча.
Нет больших сомнений в том, что составлявшие законопроект сотрудники министерств давно забыли, как выглядят плацкартные и общие вагоны, - иначе они вряд ли пожелали бы сделать их лицом транспортной системы страны во время чемпионата мира. Тем более в летнюю жару, когда даже в так называемых фирменных поездах плацкартные вагоны то и дело превращаются в форменную сауну. Не говоря уж о других их врожденных пороках в виде полок для пигмеев, тесноты, постоянно раздражающего света и шума и прочего. Ну а общий вагон, если кто забыл, - это тот же плацкарт, только с правом лишь сидеть на неудобных полках.
Возможно, в правительстве попросту решили, что болельщики на чемпионате мира - это примерно та же публика, что катается по стране в этом самом плацкарте за своими российскими клубами. Как показывает опыт недавнего чемпионата Европы - это вовсе не так. Какой-то процент подобных болельщиков, конечно, будет, однако в массе своей посетители таких турниров - вполне респектабельная публика. Те, кто потратятся на весьма дорогостоящую поездку в Россию, вряд ли пожелают путешествовать в малоприятных плацкартных условиях.
Понятно, что в правительстве не хотели бы бесплатно возить болельщиков в купе - тогда объем выплачиваемых государством компенсаций РЖД за такой проезд будет астрономическим. Тем не менее компромисс тут возможен - гостям чемпионата надо просто предоставить выбор между бесплатной плацкартой и 50-процентной скидкой на купейный билет. В свете планируемого повышения цен на плацкарт компенсация за купейную скидку, вероятно, окажется даже меньше. Еще один вариант - ввести специальные скидочные проездные билеты, подобные тем, что действовали во время ЧМ-2006 в Германии или ЧЕ-2008 в Швейцарии и Австрии.
Теперь о временных ограничениях. Те, кто вписывал 18-часовую норму в законопроект, явно ни разу даже не посмотрели в расписания. Возьмем самый простой случай: находящийся в Москве болельщик желает попасть на начинающийся, допустим, в 21.00 матч в Санкт-Петербурге (или, наоборот, из Питера на вечерний матч в Москву). Это значит, что сесть в поезд он может не ранее трех утра. Таких поездов, во-первых, в большинстве случаев нет в природе ("Сапсаны" не учитываем - там льготного проезда нет). Во-вторых, даже если бы они и были - почему болельщик вместо удобного ночного переезда должен сидеть полночи на вокзале или вообще уезжать с утра и тратить целый день на дорогу вместо осмотра российских городов?
И столичный случай еще самый простой. Кто-нибудь в правительстве может объяснить, каким образом, выехав за 18 часов до вечернего матча, можно нормально добраться поездом из Сочи или Волгограда в Ростов, из Самары в Екатеринбург, Нижний Новгород или Волгоград? Это еще только относительно близкие пары городов, но ведь потребуются и более далекие переезды. Более того, в большинстве возможных пар городов сама поездка займет более 18 часов - как же составители закона предлагают начинать ее за 18 часов до игры?!
Кроме того, почему пребывание болельщика в городе, где проходит матч, должно ограничиваться несколькими часами до и после игры? Предположим, некая сборная играет 13 июня в Самаре, а 18 июня - в Волгограде, и у ее поклонника есть билеты на оба матча. По законопроекту, для льготного переезда у него есть только две возможности: на следующий день после первой игры или впритык ко второй. А провести по три дня в обоих городах, совершив переезд 15-16 июня, - никак.
Не говорим уж о том, что стимулирование льготных поездок в самые пиковые доматчевые или послематчевые часы приведет к перегрузке железных дорог. Тогда как разумным решением было бы, наоборот, поощрять поездки в дни, когда в данных городах матчей нет.
В общем, остается надеяться, что эти нормы вписали в законопроект не из злого умысла зафиксировать формальную льготу, которой мало кто захочет воспользоваться, а просто не подумав.
Второй, вызывающий беспокойство, момент в законопроекте - положение о праве государства ввести регулирование цен на гостиницы в регионах проведения матчей. Госрегулирование цен на дефицитный товар приводит известно куда - к спекуляции. В случае, если гостиницам запретят поднимать тарифы в период высокого спроса, места будут с большой долей вероятности просто скуплены турагентствами, которые станут затем продавать их конечному потребителю по двойной-тройной цене. Вместо ограничений цен местным оргкомитетам скорее следует позаботиться об увеличении собственно предложения номеров и обеспечить доступность информации о мини-отелях и съемных квартирах в онлайн-системах бронирования.
Словом, пока деятельность властей и организаторов турнира скорее внушает тревогу, нежели вселяет уверенность в успехе. Первое же большое публичное мероприятие - объявление городов-организаторов - провели в худших доморощенных традициях. Вместо тактичной церемонии с объяснением, почему два города не попали в окончательный список, и с какими-то утешительными бонусами их болельщикам, провели низкопробное шумное шоу, которое на местах смотрелось еще хуже, чем в московской студии. Где-то притащили политическую агитацию (запрещенную, кстати, ФИФА), где-то устроили показушный матч студенческих команд среди ночи или какую-то гимнастическую беготню по полю, где-то - низкопробный концерт местной самодеятельности, забивавший собственно трансляцию объявления городов. Зачем нужно было собирать эти подневольные студенческие толпы в каждом городе, кому хотели пыль в глаза пустить - не ясно.
В общем, пока очень много шума и пафоса и мало внимания к деталям и собственно болельщикам. Под ура-вопли в малаховской студии походя плюнули в лицо ярославцам и краснодарцам, не удостоив их объяснений причин отказа. Под громкие обещания бесплатного проезда в закон вписывается такое средство передвижения, от которого иностранные болельщики содрогнутся. Если в стиле этой показухи и бездумного нахрапа так пойдет дальше - российскому чемпионату мира грозит опасность стать очередной потемкинской деревней.