Помощники: нет местных? Не страшно!
ЧМ-2014. Отборочный турнир. РОССИЯ - АЗЕРБАЙДЖАН - 1:0
Обозреватели "СЭ" рассуждают о том, как изменилась сборная России при Капелло
Дмитрий ГИРИН
Когда Фабио Капелло заступал на пост главного тренера сборной России, было много разговоров о том, что в его штабе обязательно будет хотя бы один местный специалист. Правда, что должно было бы конкретно входить в его функции, так, в общем, и осталось непонятным. Обычная работа ассистента? Помощь Фабио в изучении суровых и специфических российских реалий? Или речь шла об операции "Преемник" - и наш помощник должен был набираться у итальянца ума-разума? А некоторые злые языки и вовсе говорили о соглядатайстве. А может быть, все это вместе взятое?
Как бы то ни было, такого специалиста в штабе Капелло не появилось. Если, конечно, не считать Сергея Овчинникова, который работает в национальной команде с вратарями. Но очевидно, что изначально имелось в виду вовсе не это. Да и фронт работ у Овчинникова довольно узкий и специфический, хотя, безусловно, и важный. Но стоит ли ругать за это Капелло и такая уж ли это беда? На мой взгляд, вовсе нет.
Начнем с того, что российским тренерам предлагали войти в штаб Капелло. Речь идет о возглавляющем "Уфу" Игоре Колыванове, но тот сам отказался. "Я тогда ответил отказом. Если коротко, сказал, что хочу работать в "Уфе", самостоятельно расти как тренер. Не очень мне по душе работа помощником. Мне нравится ответственность", - заметил Колыванов в недавнем интервью "СЭ". Понятно, что звали его с ведома Капелло, не терпящего вмешательства в свою работу, в том числе и в кадровых вопросах. Но если сами россияне отвечают отказом, какие вопросы могут быть к итальянцу?
Кроме того, если мы говорим об операции "Преемник" (а со всем остальным можно прекрасно справиться и без россиянина в тренерском штабе), то Капелло не относится, да и никогда не относился к тренерам-менторам. Таким, что оставляют после себя одного, а то и нескольких учеников. Ни в "Милане", ни в "Роме", ни в "Ювентусе", ни в "Реале", где он работал, не было такого, чтобы Капелло уходил, а его место занимал кто-то из помощников. Трудно припомнить, чтобы кто-то из более молодых специалистов называл себя учеником Капелло или, к примеру, работал в его штабе, а затем начал самостоятельную карьеру, как Андре Виллаш-Боаш и Жозе Моуринью. В сборной Англии у Капелло сложились хорошие рабочие отношения с главным тренером молодежки Стюартом Пирсом, но по большому счету никто на Туманном Альбионе не воспринимал его как возможного преемника итальянца ни до его отставки в феврале этого года, ни после, когда Пирс стал временно исполняющим обязанности в национальной команде. Так, собственно, почему в сборной России должно было быть иначе?
И если мы говорим о российском специалисте в тренерском штабе сборной как о возможном преемнике, то не слишком удачный прецедент уже был. Александр Бородюк шесть лет проработал в качестве ассистента с такими иностранными зубрами, как Гус Хиддинк и Дик Адвокат. По идее, должен был перенять у них все премудрости тренерского ремесла. Периодически даже ходили разговоры, что он со временем может встать у руля национальной команды. Но давайте будем честными - всерьез это не воспринималось никогда, даже когда весной стало известно о грядущем уходе Адвоката по окончании Euro-2012. Тренерской скамье он предпочел место спортивного директора "Динамо". И лично мне почему-то кажется, что вряд ли мы когда-нибудь увидим Александра Генриховича в тренировочном костюме у кромки поля.
И если продолжать разговор о преемственности, то для национальных команд в целом более характерна вертикаль "молодежная сборная - первая команда". Редкое исключение - сборная Германии, где новый главный тренер обычно является ассистентом предыдущего. Так, Берти Фогтс трудился в штабе Франца Беккенбауэра, Йоахим Лев помогал Юргену Клинсманну, и мало кто удивится, если преемником самого Лева станет его оруженосец Ханси Флик.
В России же этих традиций преемственности не существовало и до Капелло, в эпоху, когда с национальной командой работали отечественные специалисты. Растили себе наследников Олег Романцев, Павел Садырин или, к примеру, Георгий Ярцев? Ответ - нет. Да и речи, в общем-то, об этом никогда не шло. Напротив, каждая смена главного тренера сборной России сопровождалась чуть ли не революцией и кардинальной сменой курса.
Так почему же при Капелло должно все волшебным образом поменяться? А учиться и расти как тренер можно, и не входя в штаб сборной.