20 февраля 2012, 00:25

Как английская пресса пыталась Россию на взятке поймать

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

Вышла в свет новая книга обозревателя "СЭ" Игоря Рабинера "Как Россия получила чемпионат мира по футболу-2018. Спортивно-политическое расследование", воссоздающая остросюжетную борьбу за право проводить мировое первенство. По ходу ее подготовки автор взял интервью у главных фигур российской заявочной кампании - Виталия Мутко, Алексея Сорокина, Вячеслава Колоскова, ее посла Андрея Аршавина, ряда английских журналистов и многих других лиц, связанных с борьбой за ЧМ-2018.

Когда мы с Вячеславом Колосковым сразу после декабрьской победы России обсуждали причины как нашего успеха, так и неудачи оппонентов, экс-президент РФС на тему расследования английской Sunday Times (после которого из исполкома ФИФА были изгнаны нигериец Амос Адаму и Рейнальд Темарии из Океании. - Прим. И.Р.) высказался предельно жестко:

- Это была стопроцентная провокация, вызвавшая гневную реакцию членов исполкома. Они расценили эти публикации как плевок в свой адрес. Во-первых, это люди, облеченные доверием своих федераций, а во-вторых, это семья, которая привыкла отвечать за все вместе. При помощи некорректных методов двух членов исполкома обвинили в нечестности, что поставило пятно на всем исполкоме. Я 30 лет был членом исполкома, и для меня не стояло вопроса, как бы я отнесся к подобному происшествию.

- Но ведь Адаму и Темарии в итоге были жестко наказаны самой же ФИФА!

- Да, ФИФА очень оперативно отреагировала на случившееся. Сразу собрался комитет по этике. Полтора месяца изучали ситуацию и приняли известные решения. ФИФА быстро и четко дала понять, что нарушений своего этического кодекса не потерпит. Но это не отменяло провокационности методов, которые были использованы британской прессой!

В интервью для этой книги Колосков также сказал:

- По тому же Темарии могу однозначно сказать, что он действительно был заинтересован в строительстве центра. И, вероятно, голосовал бы за Америку даже без этого предложения. Но коль скоро человеку предлагают, помимо того, во что он действительно верит, еще и возможность сделать что-то хорошее для региона, - он не откажется. Члены исполкома это восприняли именно так. А нечестные методы, своеобразный шантаж - все это, по сути, и вызвало такую волну в виде ответной реакции.

24 члена исполкома - это семья. И вдруг из этой семьи вырываются люди такими методами! Понятно, что у остальных возникает отторжение - они ведь тоже, поддавшись на провокацию, могли бы оказаться в такой же ситуации. Добавьте сюда историю с лордом Трисманом, постоянную "долбежку" теми же англичанами Блаттера, наконец, программу "Панорама" прямо перед исполкомом... Все сложилось - один к одному. Результат - два "английских" голоса.

Собкор Sunday Times в Москве Марк Франчетти ожидаемо придерживается противоположной позиции:

- Все эти разговоры об обиженной семье, где все вступаются друг за друга, - абсолютно мафиозная ментальность! Считаю, что это совершенно несправедливо! Когда ты предъявляешь съемки, конкретные доказательства, что член исполкома ФИФА готов взять деньги за свой голос, - это блестящая, очень сильная и по-хорошему наглая журналистская работа. Кстати говоря, это не на ровном месте взялось, такие же скандалы, связанные с лоббизмом, с помощью прессы случались и в английской политике, с рядом парламентариев. После всей этой истории ФИФА должна была не объединяться против Англии, а, наоборот, сказать той же Sunday Times: "Ребята, спасибо за то, что вы сделали. Мы не знали этого, а благодаря вам узнали. Это страшно и ужасно! Благодарим вас за то, что вы помогли убрать из наших рядов коррупцию!"

- А расследований по России и ее заявке Sunday Times вам не заказывала? - задаю один из самых любопытных, полагаю, для нас вопросов. Тем более что в прошлом году Франчетти брал у меня интервью как раз на эту тему - и вряд ли это могло быть следствием досужего интереса.

И в итоге мы "вырулили" на весьма занятную и довольно скользкую тему. Опустить которую не имею права, поскольку в этой книге стараюсь объективно воссоздать события, а не слепить ура-патриотическую и пропагандистскую поделку.

Франчетти говорит:

- Была просьба от Sunday Times написать материал, связанный со скандалом вокруг Олимпиады в Ванкувере (когда Счетная палата инициировала проверку расходования бюджетных средств. - Прим. И.Р.). К футболу та история никакого отношения не имела, и впоследствии какого-либо участия в расследовании вещей, связанных с чемпионатом мира, я не принимал. Но тема не закрыта, и не так давно меня попросили позвонить Колоскову вот по какому вопросу. Моим коллегам в Лондоне сказали, что он, будучи консультантом российской заявки, во время заявочной кампании подарил картины - Блаттеру, Платини и члену исполкома ФИФА от Бельгии Мишелю Д’Угу, с которым Колосков дружит. Д’Уг сам говорил, что картину ему действительно дарили.

Я набрал номер Колоскова - и он все отрицал, называл все это чушью и неправдой. Сообщал, что с Блаттером во время заявочной кампании лично не встречался, что с Платини у него плохие отношения. А что касается Д’Уга, то он с ним действительно дружит, но никакой картины ему не дарил, а подарил в качестве сувенира шкатулку. Из Лондона потом опять звонили Д’Угу, который повторил: "Нет, он мне подарил картину!"

Конечно, все это абсолютно не означает, что Колосков дал Д’Угу взятку, тем более что бельгиец о картине открыто говорит сам. У них хорошие отношения, и, может быть, он подарил ему недорогую картину просто как сувенир из России. Пожалуйста, он имеет на это право. Но можно заподозрить, что здесь кроется что-то не то, именно из-за разночтений в словах двух функционеров. Один говорит, что картина была, другой - что это полная чушь. Но это уже не мой вопрос, я передал цитату Колоскова - и пусть этим занимаются в Лондоне.

Колосков на эту тему вопреки ожиданиям согласился со мной говорить легко и без малейшего раздражения. Более того, разложил всю эту ситуацию по полочкам.

- Да, была такая история. Я был в отпуске, который традиционно провожу на родине отца в Рязанской области. И вдруг - звонок от знакомого корреспондента английской Sunday Times. "Вячеслав Иванович, срочный вопрос. Мне позвонили из газеты и говорят, что у них есть информация, будто вы подарили Блаттеру и Платини по картине Пикассо".

Я обомлел. Говорю: "Во-первых, я с Блаттером во время заявочной кампании отдельно не встречался. С ним общался президент страны, и необходимости его дублировать не было никакой. С Платини у нас, мягко говоря, не товарищеские отношения. Да, с ним общался, но формально и коротко. С переводом Саши Чернова рассказал суть заявки и предложил наши агитационные материалы. Никаких картин и вообще подарков в этом случае, естественно, не было. Тем более что полотна Пикассо, честно говоря, я последний раз видел в 1982 году, когда во время чемпионата мира в Испании ходил на выставку. Так что все это можно расценивать как анекдот".

Он продолжает: "А Д’Угу? Говорят, вы и ему что-то подарили". Я сказал, что ничего Д’Угу не дарил - только шкатулку жене, и все. На самом деле было так. Мы с Сорокиным полетели к Д’Угу, с которым встречались одним из первых. Я знал, что он, конечно, будет голосовать за Бельгию и Голландию, но думал, что они вылетят в первом туре, и тогда у нас будет возможность привлечь его на свою сторону во втором.

Помню, нам накрыли очень хороший обед в ресторане рядом с аэропортом. В Бельгии - лучшие рестораны, с моей точки зрения. Лучше нет нигде в мире - ни во Франции, ни в Швейцарии. Он сам гурман, и посидели мы великолепно. Спаржа только что пошла самая свежая...

А Леша с собой действительно какую-то картинку привез. Я для Анны-Марии - шкатулку. У нас же денег в заявочном комитете, повторяю, было кот наплакал, мы и при желании не смогли бы себе ничего позволить. Я не спрашивал, сколько эта картина стоила: везет и везет. Так и не видел ее распечатанной. Но то, что Сорокин беспрепятственно провез ее через таможни, причем как российскую, так и бельгийскую, делало очевидным, что никакой это не шедевр.

Там, в ресторане, я вручил шкатулку для жены, через меня передали и эту картину - в запечатанном виде. Я тут же про нее и забыл. Если бы мне Д’Уг позвонил, сказал: "Слава, имей в виду, в прессу просочилась информация о том, что мне картину подарили", - я бы, конечно, подтвердил. Но коль скоро никаких звонков от него не было, я не стал грех на душу брать. Решил, что журналисты меня просто "разводят", и сказал, что ничего не дарил. Фактически так и было, поскольку прямого отношения к этому не имел. Присутствовал при том, что от имени заявочного комитета эта картина была подарена, - так будет правильнее говорить.

А закончилась вся эта высосанная из пальца история на Суперкубке 2011 года в Монако. Встретились с Д’Угом. "Ой, Слава, - говорит, - что же там творилось! Эта пресса мне обзвонилась. Я вынужден был нанять эксперта. Он посмотрел и сказал, что это обычная картина, не представляет собой никакой ценности. Стоимость ее - минимальная. После чего представили журналистам официальное подтверждение этому - и наконец-то от меня отстали".

Чтобы сюжет истории с картинами был окончательно "закольцован", я в процессе работы над этой книгой обратился непосредственно в лондонскую редакцию Sunday Times. И сотрудник отдела расследований Клэйр Ньюэлл рассказала:

- В августе 2011 года мы написали статью о том, что Мишель Д’Уг во время подготовки к голосованию принял от члена заявочного комитета России картину. С того момента, как ЧМ-2018 был отдан России, начались слухи о том, что российская заявочная команда дарила некоторым членам исполкома ФИФА произведения искусства. Этим подозрениям не придавалась конкретная форма - до тех пор, пока Д’Уг не рассказал репортеру о том, что ему подарили картину. Когда мы спросили об этом самого Д’Уга, он ответил, что счел картину не имеющей никакой ценности. Позже он сообщил нам, что попросил эксперта в области изобразительного искусства об оценке этого произведения, и тот подтвердил, что она не стоит ничего.

Судя по всему, Sunday Times после этого комментария Д’Уга сочла поднятую было тему закрытой. "Ловить" там оказалось нечего.

Olimpbet awards

КХЛ на Кинопоиске

Новости