Истерия
Стараниями английской прессы ситуация вокруг выборов хозяев ЧМ-2018 накалилась еще больше
Лондонское издание The Sunday Times вот уже месяц еженедельно балует своих читателей скандальными материалами о конкуренции заявок, используя при этом самый, наверное, нечестный из всех возможных журналистских методов - работу под прикрытием и тайную запись разговоров. До недавнего времени российская заявка в этих материалах не фигурировала. Теперь у английской воскресной газеты руки дошли и до нас.
Одна из отличительных особенностей британских СМИ - перед публикацией статей они всегда заранее извещают об этом стороны, чьи интересы могут быть затронуты. 29 октября корреспондент The Sunday Times Стивен Суинфорд сообщил Андреасу Херрену, который в заявочном комитете России-2018 отвечает за работу с иностранными СМИ, что член исполкома ФИФА нигериец Амос Адаму во время тайно записанного журналистами разговора рассказал: во время августовского визита в Москву ему якобы предложили сотрудничество в обмен на его голос. Оно подразумевает, в частности, строительство полей и (здесь очень странная формулировка. - Прим. Д.С.) организацию тренировок для игроков из Нигерии. "Мы предоставляем вам шанс дать свой комментарий по этому поводу до середины субботы, чтобы он попал в статью", - в заключение написал Суинфорд.
- Мы категорически отрицаем, что Адаму получал от нас какие-либо предложения о сотрудничестве по поводу строительства полей, тренировок футболистов или о каком-либо ином партнерстве, - заявил в ответ гендиректор российской заявки Алексей Сорокин. - Мы считаем высказывания мистера Адаму необоснованными.
Позднее в разговоре с вашим корреспондентом Сорокин сделал важное уточнение: если эти высказывания действительно были, поскольку доказательств их существования на данный момент нет, эту запись никто не видел и не слышал.
Добавим от себя: слова человека, попавшегося на нечестной игре и за это временно отстраненного от исполнения обязанностей, вряд ли заслуживают доверия и вполне могут быть вызваны желанием "перевести стрелки".
В свою очередь, уже российский заявочный комитет обратился к The Sunday Times с целью узнать, почему подобные вопросы не заданы другим странам - участникам гонки, и предупредил, что в случае появления голословных, ничем не подтвержденных обвинений оставляет за собой право обратиться в суд. Англичанам также был установлен крайний срок для ответа. Суинфорд в него уложился, сообщив, что его издание практикует "сбалансированный подход к журналистике", основанный на реальных доказательствах. В итоге во вчерашнем номере газеты высказывания нигерийца воспроизведены так и не были.
Так развивались события в минувшие выходные. Информацию о каком-либо сговоре с Адаму воспринимать всерьез, естественно, не стоит. Он действительно приезжал в Россию и пробыл здесь с 28 по 31 августа. Подобные визиты членов исполкома, в ходе которых им демонстрируют преимущества заявок, - явление распространенное и практикуемое всеми. А как иначе тот или иной сотрудник ФИФА может оценить конкурентные преимущества каждой страны? Но саму возможность своего рода "бартера" в заявочном комитете России, который твердо настаивает на честных методах борьбы, решительно отметают.
Но дело вообще-то в другом. Нынешняя ситуация свидетельствует о двух вещах.
Во-первых, вполне объяснимый ажиотаж вокруг выборов стараниями английской прессы постепенно превратился в настоящую истерию и массовую облаву на несуществующих черных кошек. Некоторым материалам остается только дивиться. К примеру, обвинениям The Guardian в адрес "сговорившихся" Испании, Португалии и Катара, о которых уже гневно отозвался глава испанской заявки, или статье в The Daily Mail о том, что на презентацию нашей заявки не приедет якобы "осведомленный о слабых позициях России" Владимир Путин. Видимо, в Англии о намерениях российского премьера осведомлены куда больше, чем у нас в стране, в том числе в его ближайшем окружении. С чем связана такая информационная политика - с желанием англичан "подстелить соломку" на случай поражения или стремлением поднять тиражи за счет злободневной темы - сказать трудно. Но атмосфера в гонке накалилась до предела.
Доходит уже до смешного. Некоторые главы федераций и сотрудники заявочных комитетов признаются, что боятся садиться с коллегами из других стран за один столик в кафе или пожимать друг другу руки. А вдруг обвинят в сговоре?
Во-вторых, многие уже просто не понимают: что можно, а что нельзя? Об этом, в частности, выступая на мероприятии Leaders in Football, открыто заявил глава Азиатской футбольной конфедерации Мохамед Бин Хаммам.
Действительно, что считается разрешенными методами борьбы, а что - нет? Лицо английской заявки Дэвид Бекхэм едет в Тринидад и Тобаго, где родился один из членов исполкома, открывает там футбольную академию имени себя, а в ответ сотрудник ФИФА отвешивает комплименты заявке его родины. Та же сборная Англии договаривается провести летом 2011-го товарищеский матч с Таиландом - для чего родоначальникам футбола такой матч? Выиграть 10:0?
Чем две описанные ситуации отличаются от истории с Адаму, хотя в последней вымысла определенно больше, чем правды? Где грань между сговором и нормальным сотрудничеством? Думается, это вряд ли понимают и в ФИФА. И тем не менее 2 декабря придет время выбирать. Главное, чтобы к этому времени инициированная англичанами истерия не превратилась в истерику.
Дмитрий СИМОНОВ