О скандале с лордом Трисманом - из первых рук
Недавний скандал вокруг лорда Трисмана - бывшего главы английской Футбольной ассоциации и заявочного комитета Англии на проведение ЧМ-2018 - еще у всех в памяти. Но на всякий случай напомню суть.
Видный функционер в телефонном разговоре поделился с собственной секретаршей и одновременно бывшей любовницей своим видением некоей коррупционной схемы, согласно которой Россия покупает для Испании благоприятное судейство в Южной Африке, а в ответ Мадрид отдает Москве голоса своих южноамериканских сторонников на выборах страны - хозяйки мирового первенства 2018 года. Предприимчивая мадам продала запись беседы в газету The Mail on Sunday, после чего чиновник был вынужден подать в отставку с обоих постов, а Футбольная ассоциация официально извинилась перед РФС и испанской федерацией.
Многие полагают, что публикация снизила шансы британцев принять чемпионат мира, в связи с чем The Mail on Sunday стала "газетой нон грата" для ряда известных людей английского футбола - так, Гари Линекер разорвал с ней контракт на публикацию колонок во время ЧМ-2010. Тем временем факты возможной коррупции вроде как решил проверить Интерпол, а сама газета намеревалась продолжить собственное расследование.
Еще до отъезда в ЮАР я решил в дни чемпионата встретиться с кем-то из журналистов или редакторов этого издания. Согласитесь, полезно узнать из первых рук, как эта ситуация развивалась. Но поначалу казалось, что затея ни во что не выльется: десятки английских журналистов и за день, и в день поединка с Алжиром говорили мне, что коллега из The Mail on Sunday вроде бы должен быть на игре, но пока его что-то не видно. К тому же пресс-центр в Кейптауне так огромен, а репортеров из Англии здесь такая тьма, что найти нужного человека было чрезвычайно сложно. Все равно, что обнаружить иголку в стоге сена.
И все же за полтора часа до игры повезло: меня подвели и представили мужчине лет 50 благообразной наружности, оказавшемуся Патриком Коллинзом, шефом отдела спорта The Mail on Sunday. Он-то мне и нужен был!
В ГАЗЕТЕ БЫЛИ БОЛЬШИЕ ДИСКУССИИ, ПУБЛИКОВАТЬ ЛИ РАЗГОВОР
- Как вам удалось раздобыть историю о лорде Трисмане? Кто проявил инициативу: газета, каким-то образом узнав о таком разговоре, вышла на секретаршу чиновника или наоборот? - спросил я Коллинза.
- Насколько я знаю, леди сама обратилась в газету, рассказала всю эту историю и предъявила запись разговора. После долгих дискуссий редакция приняла решение о публикации. С прямыми цитатами Трисмана, рассказывавшего даме вещи, не подобающие его положению. Материал вызвал большой общественный интерес.
- По вашему личному мнению, что двигало женщиной, когда она решила продать вашей газете запись разговора? Ей так нужны были деньги или дело в какой-то серьезной личной обиде?
- Я лично никогда с ней не встречался, видел только ее фотографию, а потому мне трудно об этом говорить наверняка. Истинные причины знает только она сама. И, возможно, Трисман.
- Представляли ли в The Mail on Sunday, что публикация вызовет столь бурную реакцию - вплоть до того, что Гари Линекер откажется от сотрудничества с редакцией?
- Скажем так: боссы газеты понимали, что последствия непредсказуемы. Тем не менее все тщательно взвесив, они пришли к выводу, что история того стоит - пусть даже и придется чем-то пожертвовать. Если конкретно, это было решение нашего главного редактора.
- Доводилось читать, что Футбольная ассоциация, узнав о готовящейся публикации, попыталась через суд ее запретить. Это так?
- Да. При этом FA ссылалась на то, что эта история затрагивает частную жизнь. Но суд ей отказал. В Англии вы имеете право подать подобный иск, и его удовлетворение называется injunction - "судебный запрет". Нам казалось, что причин затормозить публикацию у суда нет, но порой такое происходит. Поэтому полной уверенности, что все закончится в нашу пользу, не было.
Тут еще один журналист из The Mail on Sunday, слушавший наш разговор, проиллюстрировал это конкретным примером:
- Скажем, историю с Джоном Терри и его любовной интригой (опубликованную, правда, не в нашей газете) суд первичной инстанции затормозил, посчитав ее вмешательством в частную жизнь. Но в более высокой инстанции, куда обратилось уже само издание, все-таки дали добро на публикацию.
ОБВИНЕНИЯ В КОРРУПЦИИ НЕ НАШЛИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ
Я спросил Коллинза:
- А откуда в ассоциации могли узнать о предстоящей публикации? Не работает ли у вас в газете какой-нибудь "двойной агент"?
- Нет, все гораздо проще. Один из наших журналистов попытался побеседовать с самим Трисманом. Так информация и "выплыла" наружу.
- Ожидали ли вы, что Трисман подаст в отставку с обоих постов?
- Да. В свете того, что произошло, у него просто не было другого выхода. История вышла слишком серьезной и резонансной, чтобы у нее не было таких последствий.
- Думаете ли, что быстрое решение Трисмана об уходе помогло в контексте английской заявки?
- Полагаю, да. Коль скоро все это выплыло на свет божий, очень многое зависело от реакции. Свидетельством того, насколько серьезно воспринято случившееся не только самим человеком, но и обществом, и тем же заявочным комитетом - будь то чемпионата мира по футболу, Олимпиады или чего-то другого. Трисман ушел вечером в день публикации нашей статьи, то есть очень быстро. И у ФИФА не возникло поводов считать, что в Англии недопоняли важности возникшей проблемы.
- Полагаете ли, что Трисман был в чем-то прав и действительно существовала некая коррупционная схема с участием России и Испании?
- У меня нет ни малейших представлений на этот счет. Похоже, это были исключительно его личные умозаключения. На чем они основаны - неизвестно. Безусловно, если у Трисмана существовали доказательства, он должен был их предъявить. Но он этого не сделал - ни в момент, когда разговор был обнародован, ни после.
- Зачем же он тогда все это говорил? Хотел пофорсить перед любовницей, продемонстрировать ей, насколько глубоко знает околофутбольные интриги?
- (Смеется.) На этот вопрос может ответить только сам Трисман.
- Пыталась ли ваша газета продолжить расследование уже после отставки Трисмана?
- Мы пытались выяснить, была ли какая-то почва у его обвинений. И никаких доказательств им не нашли. В последующую неделю мы опубликовали несколько материалов на эту тему. К примеру, один бывший телеведущий из России (видимо, мой собеседник имел в виду Владимира Перетурина. - Прим. И.Р.) выдвинул те же самые обвинения, что и Трисман. Но за этим опять же ничего не последовало.
- Ваше личное мнение - теоретически в русско-испанской версии может быть хоть зерно правды?
- Без понятия. Но все это звучало очень неубедительно, слабо аргументированно. Трисман сказал - Трисман и понес ответственность за сказанное. Добавить к этому нечего.
- Особенно с учетом того, что от России в Южную Африку не поехал ни один судья.
- Согласен. Кстати, почему?
- Ряд арбитров в России считает, что из-за недостаточного лоббирования наших рефери в судейском комитете ФИФА.
- Понятно.
В БОРЬБЕ ЗА ЧМ-2018 РОССИЯ ИДЕТ ОЧЕНЬ БЛИЗКО К АНГЛИИ
- Многие, в том числе и в России, считают, что ваша публикация и последовавший скандал снизили шансы Англии принять ЧМ-2018. Согласны?
- Вначале я думал, что такое действительно возможно. Но прошу учесть, что дело-то не в нашей публикации, а в конкретных словах Трисмана! Не было бы этих слов - не было бы и статьи!
В какой-то момент, повторяю, казалось, что вся эта ситуация может навредить английской заявке. Но быстро вмешались и заняли четкую позицию такие авторитетные в спортивном мире люди, как Себастьян Коу, и стало ясно: заявка Англии на самом деле сильнее любых слов, а в организационном плане за ней стоит куда больше, чем казалось ранее.
Поступок одного человека, пусть он даже эту заявку и возглавлял, не должен повлиять на итоговое решение. Недавно Джек Уорнер, вице-президент ФИФА от КОНКАКАФ, сказал именно об этом. Убежден, если заявка по-настоящему хороша, подобные истории не могут повлиять на ее судьбу.
- Полагаете ли вы, что Англия - по-прежнему фаворит?
- Один из фаворитов. Россия - очень близко. Ее стратегия весьма сильна.
- В чем сила России?
- В деньгах (смеется). Имею в виду мощную поддержку, которую оказывает российской заявке Владимир Путин. В готовности тратить огромные деньги на строительство стадионов. Нет сомнений, что люди, продвигающие заявку, имеют за спиной очень серьезные финансовые ресурсы. Насколько я знаю, в этом проекте готовы принять участие один или два олигарха, а может, и больше. А финансы в таких вопросах чрезвычайно важны.
Еще одним преимуществом России является то, что она никогда не принимала чемпионат мира и даже Европы. ФИФА явно считает подобный аргумент важным, что видно по всем ее решениям. Недаром же ЧМ-2010 отдали Южной Африке. Очевидно, что Международная федерация футбола стремится расширить свои "владения", круг стран, где проводились бы крупнейшие соревнования. Это выглядит ее стратегией.
- Были ли вы в Москве на финале Лиги чемпионов-2007/08 между "МЮ" и "Челси", видели ли, как все было организовано?
- Нет. Насколько знаю, стадион был несколько удален от центра города, и добраться до него болельщикам оказалось непросто. В то же время не помню, чтобы после игры была какая-то серьезная критика организации финала, хотя до этого в Англии немало писали, что матч решено провести в неправильном месте (смеется). Но в итоге критиковали только транспортные проблемы, пробки. Будто в Лондоне улицы пусты!
- Как отнеслась английская пресса к полному запрету на продажу алкоголя и пива в день матча в районах, прилегающих к "Лужникам"?
- Было бы хорошо, если то же самое сделали бы и у нас.
У ТРИСМАНА БЫЛ КОНФЛИКТ С ПРЕМЬЕР-ЛИГОЙ
- Какова была репутация у лорда Трисмана до скандала?
- Он был противоречивой фигурой. Многие люди в английском футболе полагали, что его работу в FA нельзя назвать удачной. Другие, правда, считали иначе. Но он изначально представлялся неоднозначной кандидатурой на пост главы английского футбола. И руководителем стал таким же. Некоторые его высказывания о футбольных людях принимались в штыки.
- Какие, например?
- Он жестко критиковал премьер-лигу, выражал негативное отношение к тому, как она управляется и как там расходуются деньги. В определенной степени эта критика справедлива. Но когда руководитель FA вступает в прямой антагонизм с премьер-лигой, то должен понимать, что тем самым навлекает на себя большое недовольство. Футбольная ассоциация призвана тесно работать с лигой, от нее никуда не деться. И со стороны главы FA не слишком разумно было так поступать. Когда ты на этой должности - надо быть дипломатом, а не идти на открытый конфликт со структурой, с которой все равно придется сотрудничать.
- Припоминаю даже версию, что "слив" информации, порочащей Трисмана, как раз и был инициирован премьер-лигой, которой ворчливый лорд давно уже стоял поперек горла.
- (Смеется.) Это конспирологическая теория, сторонником которой я не являюсь. Абсолютно уверен, что ничего подобного не было.
- Критиковал ли Трисман также и знаменитых игроков?
- Да, он публично осуждал поведение Джона Терри в истории с Уэйном Бриджем и его бывшей подругой (Хорош гусь. А сам-то каков! - Прим. И.Р.). Пытаюсь припомнить какие-то другие случаи, но с ходу не получается.
- Как вообще этот политик, не имевший ранее отношения к футболу, был назначен на пост главы FA?
- Это было, если называть вещи своими именами, назначение правительства. Там хотели видеть во главе ассоциации человека со стороны, независимого от футбольной среды. Этим требованиям Трисман полностью соответствовал и работал в меру своего - стороннего - понимания проблем.
- В итоге это не сработало?
- В целом, наверное, нет. Кое-что хорошее он сделал, но столкнулся со слишком серьезной оппозицией, интересы которой задевал. И в конце концов, одна большая ошибка все перечеркнула.
- А как, скажем, бывшие звезды английского футбола отреагировали на его назначение?
- Футбол - это очень закрытое сообщество, которое неохотно принимает людей со стороны. Тем не менее надеюсь, что мы получим еще одного независимого президента, который, однако, не будет совершать глупых поступков.
ВИНОВАТ ТЕРРИ И ЕГО ПОВЕДЕНИЕ, А НЕ ГАЗЕТА
- А что думаете о других скандальных публикациях - таких, к примеру, как любовная история Терри? Не наносят ли они ущерб атмосфере в сборной Англии - ведь та сенсационная история повлекла за собой даже смену капитана сборной Англии.
- Ущерб для атмосферы в сборной Англии - это поведение Терри, а не публикация в газете. И тот факт, что его лишили капитанской повязки, это лишний раз подтверждает. Если бы то, что было опубликовано, не соответствовало действительности, подобного никогда бы не произошло. И Капелло, считаю, был прав, отреагировав на это круто и пойдя на жесткие меры.
- Как прокомментируете старт сборной Англии на турнире (напомню, разговор проходил перед поединком с Алжиром. - Прим. И.Р.)?
- Он очень неубедителен. Очень многое зависит от второй встречи. Конечно, имела место большая ошибка вратаря, но дело не только в ней. Мы не играли достаточно сильно на протяжении всего матча.
- Ожидали от Капелло большего?
- Считаю, что до сих пор он справлялся со своими обязанностями хорошо. Но, по моему мнению, в его распоряжении нет соответствующего подбора игроков. Такого состава, который был бы настолько же силен, как у лучших сборных мира. Если бы Капелло тренировал Бразилию, Аргентину или Испанию, дела у него шли бы лучше. У тех команд игроки класснее.
- В России, когда Гус Хиддинк взял бронзу Euro-2008, потоку славословий в его адрес не было конца. Но когда сборная под его руководством не вышла на ЧМ-2010, голландца стали критиковать за то же, за что раньше хвалили. На туманном Альбионе та же история?
- Все очень похоже. Что же касается Хиддинка, то считаю его одним из лучших тренеров в мире. Как и Капелло. В данный момент у итальянца есть проблемы, но в ближайших играх ситуация должна исправиться.
После матча с Алжиром, боюсь, мистер Коллинз высказался бы куда менее оптимистично...
Игорь РАБИНЕР
Кейптаун