"В детстве Стаса называли Черчиллем". Черчесова помнят на малой родине
"СЛАВИК БЫЛ САМЫМ ПЕРСПЕКТИВНЫМ"
Алагир – крохотный город в Северной Осетии с населением всего 20 тысяч человек. В городе все знают друг друга. Знают, кто в каком доме живет и чем занимается. "У нас все друг другу родственники, – начинает Михаил Касполатович. Он просит называть себя просто Мишей, хотя в два раза старше меня. Сразу переходит на "ты" и рассказывает, как познакомился со "Славиком" Черчесовым.
"Точного момента я не помню. Это был или 1972-й, или 1973-й, – вспоминает Гогаев. – Нас было человек сто, все пришли к Юрию Гагузовичу Гогаеву в футбольную секцию алагирского "Спартака". Он разделил нас на пять групп по двадцать человек, а через два-три года осталось всего две группы. Факт в том, что Славик был самым длинным, самым перспективным и добился цели за счет огромного труда. В этом и есть его талант".
Сами дети редко приходят в секции, и Черчесова в свое время привел заниматься футболом сосед Мурат, который жил в доме напротив. Сейчас его уже нет в живых. "И сегодня так же, как и раньше – на днях, например, 9-летнего мальчика привел на футбол его ровесник, – рассказывает Гогаев. – Он, кстати, живет в соседнем переулке от дома Славика".
"Я И ПРЕЗИДЕНТ, И УБОРЩИЦА"
В то время в Алагире был только футбол, хотя мой собеседник говорит, что в пятом классе появилась борьба. Но Черчесов был сосредоточен на футболе, как и другие дети. Сам Гогаев не был близким другом будущего тренера сборной, поэтому смутно помнит начало пути Черчесова. Но одной любопытной деталью делится: "С детства его называли Славиком или Стасом. Но было еще одно прозвище, хотя, наверное, ему не понравится, что я расскажу об этом. Славика называли Черчиллем, как английского премьер-министра. Кто дал – не помню. У нас был общий друг, баскетболист Саша. Он часто так называл Славика".
Гогаев говорит, что в секции было несколько десятков детей. И вспомнить, кто чем занимается сейчас, невозможно. Глава алагирского футбола сетует: "Сейчас телефон с компьютером сильнее площадки у детей". Но все же в футбол дети играют. Сам Гогаев занимается в клубе всем. "Я и президент, и тренер, и сторож, и уборщица, еще и форму мою, – совсем не шутит Михаил. – Я все делаю. А кто еще форму помоет? Хорошо, что стиральные машины появились. После тренировок я собираю у детей форму, мою, глажу". На вопрос, помогает ли Черчесов алагирскому "Спартаку", Гогаев отвечает по-английски с кавказским акцентом: "No comments".
Черчесов иногда заглядывает на малую родину. Гогаев вспоминает, как в начале 1990-х тогда еще вратарь "Спартака" Черчесов приехал в Алагир и зашел на детскую тренировку: "Я тогда занимался с ребятами 1977 года рождения. Славик приехал к нам во время отпуска, зашел на стадион, увидел детей, пролез сквозь решетку и подошел к нам. Дети закричали: "О, Черчесов пришел!" А мы как раз заканчивали разминку и собирались играть, Стас захотел с нами. Дети думали – да что он может сделать, вратарь же! А выиграла как раз команда, за которую играл Черчесов. Я еще сказал ребятам: "Ну что, опустил он вас с небес на землю?" Тишина была гробовая".
Главный тренер сборной в детстве действительно долго не мог выбрать между воротами и нападением. Но в одном он был стабилен – носил усы. Гогаев признается, что даже не помнит Черчесова без усов. С тренером он не созванивается. Говорит, что они в разном статусе: "Он летит высоко, а я нахожусь на земле. Человек в космосе находится, мне далеко до него. Вы сами часто общаетесь с Мутко?"
"ЕСЛИ ОСКОРБЛЯЮТ ЧЕРЧЕСОВА, ТО ОСКОРБЛЯЮТ И НАШ ГОРОД"
Но при встрече Черчесов здоровается со всеми. "У нас так принято. Люди одного возраста приветствуют друг друга. Тем более мы знакомы давно. Когда Черчесов работал в "Тереке", мы с ним пересеклись на границе Кабардино-Балкарии и Северной Осетии. Я вышел из машины, вижу: автобус с командой. Он меня поприветствовал, мы обнялись, перекинулись парой слов. Но вообще Черчесов уже больше ваш земляк, москвич, а не мой".
При этом на Кавказе за Черчесова болеют. Как и за любого осетина. Гогаев утверждает, что переживал и за ЦСКА, когда его возглавлял Газзаев. А сейчас за сборную России болеют все с утроенной силой. "В Алагире есть кинотеатр "Комсомолец". Сейчас он на ремонте, но во время матча с Египтом рядом с ним повесили большой телевизор, все смотрели. А еще в районном доме культуры включили трансляцию. Все же переживают за него, как за себя. Если проигрывают и оскорбляют его, то оскорбляют и наш город, нацию".
Гогаев шутит, что в последние недели сам стал популярнее Черчесова – все его достают с вопросами. "Сейчас Славик превратился из изгоя в святого. Кто его только не поливал грязью еще две недели назад, а сегодня, как сказал Леонид Федун, Черчесов весь в лепестках роз".
Чемпионат мира по футболу. Все о турнире – здесь //
ЧМ-2018: турнирное положение – здесь, календарь матчей и расписание по городам – здесь //
Сборная России на чемпионате мира по футболу