Германия уже знает свой состав на ЧМ-2018
НЕМЕЦКИЙ УЧЕТ
О некоторых аспектах этой программы рассказал Михаэль Оннинг, который в 2004 году был ассистентом Дика Адвоката в менхенгладбахской "Боруссии". Позже он работал и вторым, и главным тренером в "Нюрнберге" и "Гамбурге". В последнее время Оннинг – эксперт на телеканале Sky Sports.
Между тем в начале тренерской карьеры он помогал Хорсту Хрубешу в юношеской и молодежной сборных Германии. Среди его подопечных были недавний динамовец Кураньи и спартаковец Таски.
– Следил за статистикой их выступлений в России, – сказал мне германский специалист. – Не теряю надежды увидеться в Москве с Таски, хотя из-за предстоящего отъезда "Спартака" на сбор в Швейцарию это, возможно, и не удастся.
– Когда в 1990 году Западная Германия выиграла чемпионат мира в Италии, я думал, нас долго никто не сможет победить, – рассказал Оннинг в ходе лекции для слушателей бизнес-школы RMA, на которой присутствовал корреспондент "СЭ". – У страны была очень сильная сборная. К тому же в том году произошло объединение Германии, и в команду влились такие футболисты из ГДР, как Заммер и Тон. Однако спустя два года в финале европейского чемпионата нас победила Дания, попавшая на турнир случайно, как замена Югославии. Потом наша сборная неудачно выступила на двух подряд чемпионатах мира, а на Euro-2000 даже не вышла из группы. В промежутке она, правда, выиграла Euro-96, но сделала это за счет коллективных действий – в той команде не было звезд (вообще-то крайне спорное мнение, играли Заммер, Клинсманн, Хесслер – Прим. А.П.). Словом, в определенный момент у сборной Германии, которая всегда принадлежала к числу сильнейших в мире, возникли сложности. И тогда Немецкий футбольный союз объявил: "Так дело не пойдет. По сравнению с 70-ми и 80-ми годами национальная команда сдает позиции. Нужно обратить внимание на подготовку молодежи".
В 2000-м году союз собрал тренеров сборных команд и раздал задания. После того как был проведен анализ состояния дел, по всей стране развернулся поиск талантов, начиная с совсем юных лет.
Программа была трудоемкой и дорогостоящей. Но она окупилась! Теперь в Германии около 7 миллионов человек так или иначе связаны с футболом. Только арбитров, обслуживающих матчи в 12 лигах, 70 тысяч.
Некоторые родители стали отдавать детей в футбол с трех-четырех лет! В той молодежной сборной, что участвует сейчас в финальном турнире чемпионата Европы в Чехии, многие начали заниматься футболом еще в дошкольном возрасте.
В каждом профессиональном клубе есть команды разных возрастов. Причем 19-летние и 17-летние проводят свои чемпионаты параллельно с бундеслигой – в их турнирах представлены те же, что и в ней, клубы. Со следующего сезона то же самое будет проделано в отношении 15-летних. Младшие же соревнуются на региональном уровне, а потом лучшие команды съезжаются на финальные турниры.
Прежде считалось, что до 20-21 года очень сложно пробиться в команду бундеслиги, теперь же в ней играют футболисты, которым 18-19 лет. Более того, некоторые даже думают, что если до 20-21 года они не получили свой шанс, то игроком высокого уровня уже не стать.
СОСТАВ СБОРНОЙ НА НЕСКОЛЬКО ЛЕТ ВПЕРЕД
Вспомнив, как мы умиляемся, когда в составе клуба дебютирует молодой человек, которому уже за двадцать, я поинтересовался, не думает ли Оннинг, что в Германии смелее доверяют молодежи? Ведь в бундеслиге процент легионеров примерно такой же, как в России – их чуть меньше половины от общего количества игроков.
– Полагаю, это связано с тем, что у нас за молодыми футболистами с юных лет пристально следят скауты, развитие игроков документируется, и тренеры знают, кто на что способен, – ответил он. – Мы уже сегодня примерно знаем, кто будет, допустим, левым защитником сборной через несколько лет. Хотя из-за большого количества иностранцев иногда возникают отдельные проблемы. Так, обнаружилось, что среди немцев мало центральных защитников. После этого принялись усиленно готовить игроков на эту позицию. Что касается доверия, то чем раньше игрок начнет получать серьезную практику, тем сильнее он будет впоследствии. Да, он может допустить ошибку, но, давая ему шанс, тренер в будущем извлечет пользу. К тому же и болельщики горячее поддерживают команду, в которой больше своих парней.
…Скауты выискивают талантливых ребятишек уже среди дошкольников, потом просматривают в небольших населенных пунктах мальчиков и девочек постарше – женский футбол в Германии тоже популярен. Раньше поиски велись стихийно, теперь же о подростках в 12-13 лет знают практически все. За каждым установлена слежка.
Тренеры детских и юношеских команд даже заполняют индивидуальные бланки с указанием, как игрок провел начало, середину и конец занятия, какая стояла погода, в каком состоянии было поле. После матча – анализ действий с мячом и без мяча, в обороне и в атаке, придерживался ли футболист командной тактики.
После лекции уточняю у германского специалиста: "Неужели разработана единая форма для этих бланков?" Это же назад в СССР (или, наверное, ГДР)!
– Немецкий футбольный союз спустил клубам рекомендации, но они сами вправе решать, в какой форме вести наблюдение за игроками, тем более что у каждого свой стиль, – ответил Оннинг. – Но все футболисты находятся под контролем, и мы уже сейчас, например, знаем, что у нас на редкость хорошее поколение ребят 1996-1997 годов рождения, которое будет прогрессировать.
Налицо преемственность. Шестеро из состава молодежной команды, выигравшей европейское первенство в 2009 году, стали спустя пять лет стали чемпионами мира. Это Нойер, Хеведес, Хуммельс, Боатенг, Хедира и Езил. А еще в той команде играл спартаковец Эберт.
ЛИЦЕНЗИОННЫЕ ПРЯНИКИ
Важно не только найти талант, но и передать его в хорошие руки.
Поэтому в Германии жестко придерживаются системы тренерских лицензий УЕФА. Там не сдашь экзамен за красивые глаза или громкое имя. Хотя бывшие профессиональные футболисты пользуются льготами – они стартуют не с подножия пирамиды, а с лицензии категории B. Далее идут категория А и категория Pro, которая требуется для работы в двух профессиональных дивизионах.
Любопытно, однако, что в Германии разработали и систему "пряников". Так, если тренер получает лицензию, клубу полагаются премиальные от Немецкого футбольного союза. Таким образом, клуб заинтересован, чтобы люди учились.
А у тех, кто обладает лицензией категории B, доход от футбола не облагается налогом. Можно, как выразился Оннинг, преподавать музыку и на досуге тренировать любительскую команду в региональной лиге. Такой дополнительный заработок очень привлекателен, в частности, для студентов.
ГЕРМАНИЯ НЕ ПОДСТРАИВАЛАСЬ ПОД ДОМАШНИЙ ЧЕМПИОНАТ МИРА
Много вопросов Оннингу задали слушатели факультета "Менеджмент в игровых видах спорта" RMA, так что встреча растянулась на четыре с половиной часа. Гостя, в частности, спросили, было ли принятие в 2000 году программы развития футбола продиктовано тем, что через шесть лет Германии предстояло провести чемпионат мира?
– Не думаю, что эти события были связаны, – последовал ответ. – Да и не так уж далеко мы ушли к 2006 году. Германия организовала отличный турнир, но она его не выиграла, заняв 3-е место. Когда в 2010-м она снова оказалась 3-й, то выглядела значительно сильнее. Уже тогда Германия была достойна чемпионского звания. Наконец, в 2014-м его удалось завоевать – и все осознали плоды проделанной работы.
Если вы только сейчас возьметесь за реформу, то ваша сборная не станет первой в 2018 году. Правда, будет шанс выступить лучше в 2022-м. Надо, чтобы люди, занимающие в футболе руководящие должности, сели и серьезно поговорили, что нужно сделать. Кстати, российский футбол очень похож на немецкий: в нем во главу угла тоже поставлены коллективные действия.
– Считается, что в таких клубах, как "Спартак" или ЦСКА, есть хорошие школы, но больших результатов, увы, нет. Это объясняют и нехваткой доверия к молодым россиянам, и неоправданно высокими зарплатами.
– Если нет результатов, значит, академия все-таки не очень хорошая. А заработки? В Германии 15-16-летние футболисты получают немного. Иначе и быть не должно. Слишком большие деньги в юном возрасте ведут к пагубным последствиям. В то же время за карьеру профессиональный футболист зарабатывают столько, что до конца жизни хватит.
– В Германии бывают случаи, что обеспеченные родители платят тренерам, чтобы те включали сына в состав, и тот, таким образом, "засвечивался"?
– У нас в этой области нет абсолютно никакой коррупции. Каждый, будь он из бедной семьи или богатой, получает свой шанс. Это равенство возможностей в Германии очень высоко ценится. А в отсутствие должных способностей у футболиста все равно нет шансов пробиться наверх, и родители это понимают.