"Джикия к ЧМ-2018 может быть здоров. А вот готов ли – другой вопрос". Что сказал Черчесов
О дисциплине:
– На сборах они или в отпуске, футболисты сборной должны знать, как им следует себя вести. Вот почему, приходя на пресс-конференции, я хочу отвечать на вопросы о том, почему мы забили или не забили, а не обсуждать разный гламур или чьи-то похождения. И те, кто в этом замешан, выходя на поле, будут знать, что их игру могут оценивать, исходя из той скандальной информации, которая стала всеобщим достоянием. А если игрок не забил сопернику, то будут думать, что именно из этого.
Но при этом мы все равно стараемся не рубить с плеча. С тем же Кокориным мы перед Кубком конфедераций разговаривали и объяснили, почему он не был вызван в сборную. И по тому, как Александр провел первую половину сезона, видно, что он все понял и сделал выводы.
О своих наставниках:
– Меня Бесков взял в "Спартак". С Романцевым мы становились чемпионами. У Лобановского был в сборной, хотя ни разу не сыграл. И только у Бышовца впервые провел матч в национальной команде. У Семина играл в "Локомотиве". За границей – у Курта Яры, Йоахима Лева. Я в этом плане один из самых счастливых игроков. Мне удалось поработать со всеми мэтрами. И с Романцевым, и с Бесковым, и с Левом, и с Ярой становился чемпионом. Но у всех что-то берешь. Олег Иванович правильно сказал: умение не мешать игрокам, возможно, одно из самых главных качеств тренера.
Об отсутствии российских игроков в топ-чемпионатах:
– В наше время, когда я играл в сборной при Олеге Ивановиче, то приезжал из бундеслиги, Шалимов – из "Интера", Добровольский – из "Марселя" и так далее. Но мы же то же, играя в таких сильных лигах, чемпионами мира не стали. И даже из группы не выходили. Вот вам и сравнение.
О соперниках на ЧМ-2018:
– Разницы нет, и не важно, кто бы нам попался. Задачу надо решать. Другое дело, если брать соперников, то вы правильно говорите, что они уже готовятся. Мы тоже их изучаем. Каждый месяц сборная Саудовской Аравии проводит недельный тренировочный сбор. Представляете, одну неделю каждый месяц! И шесть ее игроков перешли в испанские лиги. Значит, они что-то делают, чтобы выступить хорошо в России. А в Египте шесть игроков выступают в английской премьер-лиге. Салах в "Ливерпуле", Эль-Ненни в "Арсенале"... Про Уругвай вообще можно и не говорить – там Суарес, Кавани и компания. Но даже если бы в группе была Бразилия, Германия или Франция, задачу надо было бы решать. Надо уважать всех соперников. Я все время говорю игрокам, что нужно понимать – кто мы такие и на что мы способны. Нужно играть на своих сильных сторонах. Но когда ты в работе, не можешь оценивать, легкая группа или сложная.
О рейтинге ФИФА:
– Ну, этот рейтинг! Интересная штука. Не играя, улучшаешь его. Играешь с испанцами вничью – падаешь. Конечно, мы обращаем на него внимание, но понимаем, что система подсчета очков требует совершенства.
О натурализации:
– В нашей команде уже есть такой прецедент – Гильерме и Фернандес. Нойштедтера и Рауша не берем – это русские ребята и просто забрали свои паспорта. Они же не виноваты, что их родители уехали. Мы никого специально не просим получить гражданство, потому что ты сразу автоматически попадаешь под определенную зависимость. Прося футболиста сделать паспорт, ты предоставляешь ему определенный абонемент на вызов в сборную. И потом никому не докажешь, сильнее он конкурента или нет. Ведь если его не приглашать, то будут возникать вопросы, зачем вообще просили. Гильерме, между прочим, говорит по-русски, как и мы. И он по своей воле получил российский паспорт. Фернандес тоже, Жоаузинью. Если они хотя выступать за Россию – прекрасно, но мы этого не просили. Они сами сделали выбор, встали в конкурентный ряд, где мы оцениваем их игру и менталитет.
– С того момента, как я заступил на свой пост, не было ни одного момента, чтобы что-то делалось без обсуждения. Капризов у меня нет, есть аргументы, которые я привожу. Ни разу мы не полетели куда-то, чтобы это не было согласовано – гостиница, поле и так далее. Виталия Мутко порой критикуют, но я с ним на связи чуть ли не каждый день.
Не было такого, чтобы я позвонил, а он не ответил или позже не перезвонил. И все договоренности, которые мы обсудили, всегда четко выполняются.
– Он сам должен чувствовать, готов он туда ехать или нет. Сейчас он в России, и я этому рад. Когда сам был в Англии, меня про Смолова спрашивали Арсен Венгер и Рой Ходжсон. На мой взгляд, все при нем. Полный набор качеств. Скорость, прием мяча, удар с обеих ног, понимание игры, умение открыться. То есть, все в комплекте. Другое дело, наблюдая за тренировкой "Кристал Пэлас", сравнивал их игроков с нашими. Бентеке, Сако, Заа – очень серьезный уровень. Надо быть еще готовым, чтобы сразу с ними начать конкурировать. Качества то у Смолова есть, но ему может потребоваться время для адаптации.
– На днях с ним общались. Вроде, все идет нормально. Опять пожелал ему не зацикливаться на проблеме. Сказал ему: "Выполняй обязательную программу. Наступит день Х, и мы посмотрим". Думаю, к чемпионату миру он может уже быть здоровым. А вот готовым – это другой вопрос.
Думаю, ситуацию просто надо отпустить. Мы знаем, что он нужен нам, но его сегодня в сборной нет. Наша задача – не плакаться, а искать резерв.
О правильном пути сборной:
– После одной из игр Евгений Серафимович (Ловчев), которого мы все хорошо знаем, произнес: "За эту сборную хочется болеть". Это стало для меня своеобразным знаком. Значит, мы идем правильным путем. Хотя мы всегда открыты к конструктивным критическим замечаниям и профессиональным рекомендациям.