Не говорите при англичанах слово «пенальти»! Рабинер — о выходе Франции в полуфинал ЧМ
Кейн против Льориса. Две дуэли капитанов и одноклубников
Опять 11-метровый — неважно, один или серия. Опять Англия. Опять злой рок. Ну сколько можно?
Недаром изобрели пенальти, согласно легенде, не в Англии, как сам футбол, а в Ирландии. Некто Уильям Маккрам. Не иначе как против англичан он это и замыслил.
Полтора года назад миллионы английских сердец были разбиты самым жестоким из всех возможных способов — дома, на «Уэмбли», в финале Евро проиграть Италии в серии пенальти...
А потому что не надо было когда-то сносить легендарные башни-близнецы, символ главного английского стадиона. Вся английская футбольная публика от этого была в шоке. Поставь архитекторам задачу вписать их в новый стадион — справились бы как миленькие.
Это, впрочем, совсем другая тема. Сейчас-то никакого «Уэмбли» на горизонте не было. А был «Аль-Бейт», стадион в форме арабского шатра посреди катарской пустыни.
А раньше были стадионы на чемпионатах мира 1990 года в Италии, 1998-го во Франции и 2006-го в Германии, на домашнем Евро-96 (когда, если кто вдруг не знает, решающий 11-метровый в полуфинале с Германией смазал... Гарет Саутгейт), Евро-2004 в Португалии и 2012-го в Польше и на Украине. Со всех этих турниров Англия уезжала после проигранных серий пенальти.
Теперь же на «Аль-Бейте» в этот прохладный вечер (в день игры в Катаре заметно похолодало — в майках обычным людям, не футболистам на стадионе, уже не походишь) до серии дело не дойдет, но капитан сборной Англии, всеми уважаемый джентльмен игры Харри Кейн, подойдет к 11-метровой отметке дважды.
Напротив Кейна стоял партнер по «Тоттенхэму» Уго Льорис, с которым они вместе сыграли больше трехсот матчей. Два капитана сборных. Капитан и вице-капитан «шпор». Об одном этом взгляде друг на друга перед ударом, взгляде людей, которые давно уже стали братьями, книги писать можно.
В 2004 году чудесный вратарь и великий комментатор Владимир Маслаченко, рассуждая о неудаче Дэвида Бекхэма при исполнении 11-метрового в ворота Фабьена Бартеза, говорил, что одноклубника нельзя ставить бить пенальти одноклубнику. Во-первых, вратарь его повадки отлично знает. Во-вторых, у голкипера намного меньше ответственности: не возьмет — никто не осудит. Вся она ложится на бьющего.
В финале Евро-2020 Кейн наносил первый удар в серии Доннарумме, с которым никогда не играл, и спокойно — в отличие от трех партнеров — справился с задачей. Сейчас спокойствием не пахло. Когда бразильский арбитр Вилтон Сампайю уже свистнул ему бить, Харри подошел к мячу, еще раз взял его в руки и заново поставил на точку. О нервозности форварда это говорило более чем явно. Но в этот раз он не промахнулся.
Необходимость же бить Льорису второй пенальти за матч, да еще и на 84-й минуте при 1:2, оказалась для Кейна непосильной. Причем проиграл он не французскому вратарю, а собственной неуверенности. Он влепил мяч высоко над перекладиной, и болельщики «Динамо» тут же вспомнили аналогичный промах Даниила Фомина на последней добавленной минуте к июньскому финалу Кубка России со «Спартаком».
Англия снова вылетела из-за незабитого пенальти.
Открыв счет, французы бросили играть
«Большую часть матча мы были лучше и не заслуживали вылета», — сетовали в разговоре со мной отец и сын, добравшиеся до Катара из Англии. Для сына это первый чемпионат мира, папа начал с Италии-90 и называет его лучшим в истории. Был и у нас в 2018-м.
С британцами можно было согласиться. Французов, блестяще проводивших турнир с первого матча против Австралии (исключая игру третьего тура с Тунисом вторым составом), считали небольшими — не такими, как Бразилию с Хорватией и Португалию с Марокко, — но фаворитами. И начали они по-фаворитски — легко и разнообразно атаковали, Килиан Мбаппе уходил с фланга, где его стерегли по два, а то и три человека, в центр.
Так и началась решающая фаза атаки на 17-й минуте, после чего Антуан Гризманн скинул мяч под дальний удар 22-летнему Орельену Тшуамени, и недавний партнер Александра Головина по «Монако», а сейчас опорник «Реала» так зарядил в левый нижний угол, что полета Джордана Пикфорда не хватило. В Мадриде молодой человек ни одного гола за сезон не забил (там есть кому это делать и без него), а тут открыл счет в четвертьфинале чемпионата мира!
Такая завязка сюжета понравилась мне с точки зрения зрелищности — поскольку побуждала Англию к активности, которой, в случае если бы она забила первой, ждать бы не стоило. А так, казалось, Франция не откажется от своего футбола, поскольку хочет получать удовольствие от игры при любом счете.
Я заблуждался. Почему-то, забив, они полностью бросили играть сами, оставив это право за англичанами. И те им с радостью и умело пользовались. Выяснилось, что атакующие наработки Саутгейта актуальны не только против Ирана, Уэльса и Сенегала, которых англичане разгромили, но и против самой Франции.
Наверное, во Франции часть взыскательной публики начала бы при такой игре свистеть, но тут, в сущности, было некому. Из Англии приехали тысячи три, из Франции и того меньше: какое тут сравнение с аргентинцами, которых на Катар налетело тысяч тридцать минимум?
Поэтому на матчи европейцев с точки зрения поддержки трибун ходить тут скучнее всего. Во время игр воцаряются долгие паузы, которые лишь изредка перебиваются песнями небольших групп активных болельщиков. Это несравнимо не только с латиноамериканцами, но и с отчаянным свистом марокканцев все время владения мячом их соперниками.
Льорис дважды тащил с игры от Кейна, прекрасен был на правом фланге Букайо Сака, тогда как левый край использовался в гораздо меньшей степени. В начале второго тайма Льорис вытащил из-под перекладины мяч после мощного удара Харри Магуайра, и голом Англии запахло уже как дымом от костра во время шашлыка на даче. Францию пора было наказывать за пассивность.
Тогда-то и случился первый пенальти Кейна, который привез автор французского гола Тшуамени на Сака.
А затем, при 1:1, пошел самый интересный отрезок и без того хорошего матча, когда Франция наконец очнулась, а Англия не заснула. Не случись накануне огненной игры Аргентины с Нидерландами, я был бы от матча двух топовых европейских сборных на верху блаженства, но значительная часть эмоций была растрачена слишком недавно. Впрочем, это исключительно мои проблемы. Умом я понимал: футбол очень хорош. Хотя душе чего-то и не хватало. Может, саундтрека как на Аргентине. Или накаленных до предела страстей того матча. Тут все было чисто по-игровому, по-старосветски, тихо-мирно.
Но когда эта Франция включается по-настоящему, с ней сложно что-либо сделать. Хотя, например, Мбаппе в этот день не то чтобы взял выходной, но точно способен играть гораздо сильнее. Или это британцы его так раскусили? Неужели это вообще возможно?
А вот лучший с недавних пор снайпер в истории «Трехцветных» Оливье Жиру, обогнавший Тьерри Анри, решил на этом не останавливаться. И если с первым его ударом в упор, ногой, Пикфорд справился, то головой на 78-й минуте с навеса автора двух голевых передач Гризманна (как же Антуан вошел во вкус плеймейкерства!) Жиру не оставил ему ни шанса.
Нелюбители Саутгейта по привычке обвинили того в трусости — недостаточно смело, мол, играл при 1:1, отошел назад. Я этого, честно говоря, не заметил. И вообще, по мне, вся эта критика в адрес главного тренера «Трех львов» — инерция прошлых турниров. Тоже, кстати, хорошо проведенных — полуфинал ЧМ-2018, серия пенальти финала Евро-2020. Давно у англичан не было таких стабильных успехов.
Но сейчас до полуфинала дойти оказалось не судьба. Хотя ВАР, а вслед за ним и главный судья дали Кейну потрясающий шанс, рассмотрев, что Тео Эрнандес толкнул в спину Мэйсона Маунта. Потрясающий, если только не знать, как англичане относятся к пенальти.
Кейна на самом деле очень жаль. Он проводил классный чемпионат, на нем держалась вся игра в атаке и с него начиналась — в обороне. Харри был образцом командного форварда, за которого партнеры не отрабатывают, а, наоборот, он по полной их разгружает. Геометрия игры англичан выглядела очень четкой, линии — ясными и чистыми во многом благодаря игре капитана. И вот такой конец.
Хотелось, чтобы такой футбол продолжился еще и в овертайме. Для этого нужно было, чтобы Англия повторила подвиг однодневной давности голландцев, которые забили на последней, 11-й добавленной минуте после невероятного розыгрыша штрафного. И был даже штрафной. Но не было гола. И были объятия французов в центре поля.
В целом по турниру «Трехцветные», пожалуй, лучшая и самая зрелищная команда. А с Англией ей немного повезло. Голевое же — да во многом и игровое — молчание Мбаппе заставило задаться вопросом: это затишье перед полуфинальной бурей?
Надеюсь на финал Аргентина — Франция, но пророчить его — упаси боже! Уже бразильцам все золото мира отдали, португальцев в финал виртуально выводили. Что было дальше — знаем.
А вот что дальше будет — на этом чемпионате прогнозировать не представляется возможным. Хотя отдельно взятый результат матча Англия — Франция в прогнозах «СЭ» мне угадать удалось — спасибо, Харри. Если Роберт Левандовски, причем со второй попытки пробития пенальти, цинично увел у меня на последней минуте спрогнозированные мною 3:0 в матче Аргентина — Польша, то Кейн вернул чужой должок.
Появится ли девятый чемпион мира? Сделает ли Франция чемпионский дубль через 60 лет после предыдущего? Поднимет ли Кубок мира над головой Месси?
Любой из четырех исходов борьбы за золото ЧМ-2022 — это большая футбольная история.
Выиграют Хорватия или Марокко (только представьте: Марокко — чемпион мира!) — узкий суперэлитный круг обладателей Кубка мира расширится. Пока таких восемь: Уругвай (два раза), Италия (четыре), Германия (четыре), Бразилия (пять), Англия (один), Аргентина (два), Франция (два), Испания (один).
Хорваты с населением в 4 миллиона 200 тысяч человек станут второй по малочисленности страной (после Уругвая), которая возьмет Кубок мира. И тогда у нее будет полный комплект медалей ЧМ (бронза-98, серебро-2018 и золото-2022), притом что страна как независимое государство играет в футбол меньше 30 лет!
Победит Франция — в третий раз в истории и впервые за последние 60 лет одна сборная выиграет два ЧМ подряд. Пока это удавалось только Италии в 1934 и 1938 годах, а также Бразилии в 1958 и 1962-м. А Дидье Дешам станет вторым тренером в истории после итальянца Витторио Поццо, кому удалось дважды стать чемпионом мира. К тому же он был им и в роли капитана в 1998-м!
Выиграет Аргентина — Кубок мира впервые поднимет над головой Лео Месси, утвердив себя на одном уровне с Диего Марадоной. С Пеле сравнивать его все же не стал бы. Король — он и есть король, дай бог ему здоровья!
А еще Аргентина выиграет впервые за пределами Америки (она побеждала дома и в Мексике) и, как и Марокко, прервет беспрецедентную серию из четырех выигранных Европой чемпионатов мира подряд.
Вы за кого? Вот англичане, отец и сын, сказали мне после игры, что они — за Марокко. Потому что не хотят ни Франции, ни Аргентины, а храбрые марокканцы — первая африканская команда в истории, дошедшая до полуфинала. Так почему бы ей и не забрать все?!