Салвадор: город "генералов" и песчаных карьеров
ЧМ-2014. До старта – 2 дня
Обозреватель "СЭ" рассказывает о Салвадоре – одном из главных городов ЧМ-2014
Александр ПРОСВЕТОВ
из Салвадора
На трибунах "Арены Фонте Нова" в Салвадоре пока почти безлюдно. Разве что молодые люди таскают в VIP-зону обтянутые пластиком кресла, да еще человек с рупором водит за собой группу людей с фиолетовыми аккредитациями на груди. Может, это волонтеров знакомят с местом будущей временной работы?
Мне тоже вручили аккредитационную карточку. Журналистскую, с желтым фоном. Сразу почувствовал себя своим на футбольном празднике жизни.
ЛЕТУЧИЙ ИТАЛЬЯНЕЦ
Хотя пока это праздник далеко не для всех. Вот вам самая что ни на есть свежая быль. В самолете, летевшем в Салвадор из Лиссабона, моим соседом, причем совершенно случайно, оказался знакомый. Обозреватель итальянского издания Tuttosport Массимо Франки.
– Ты вот из своей Москвы двумя рейсами на чемпионат мира добираешься, а я – четырьмя, – вздохнул он, продемонстрировав мне пачку посадочных билетов. – Самолет, которым я должен был лететь в Белу-Оризонти, опоздал в Милан. Из-за этого я не успел на пересадку в Лиссабоне. И теперь приходится добираться в Белу-Оризонти через Салвадор и Рио-де-Жанейро!
Да уж, не повезло человеку. Никаким футбольным праздником жизни тут, понятно, и не пахнет. Зато сразу подумалось: какое же это счастье прилететь в свой пункт назначения ровно в срок – и за "какие-то" 18 часов.
ПОВТОРЕНИЕ ФИНАЛА-2010
Повезло и в аккредитационном центре. В отличие от Сан-Паулу, где, как рассказал коллега Левин, ему и другим репортерам "СЭ" пришлось несладко, в Салвадоре порадовало полное отсутствие очереди. Аншлаг на "Арене Фонте Нова" будет 13-го числа, когда состоится повторение финала четырехлетней давности: Испания – Голландия.
Представьте, с каким нетерпением ждут в Салвадоре поклонников "Красной фурии" и оранжевых. И для тех, и для других футбол уж точно праздник, а в Салвадоре любят и умеют гулять на все сто. Считается, что местный карнавал даже превосходит масштабами аналогичное мероприятие в Рио-де-Жанейро. Ничего удивительного, ведь Салвадор – самый "африканский" город в Бразилии. Начинал-то с работорговли.
ЛЕНТОЧКИ НА ОГРАДЕ
Прогуливаясь в воскресенье по центру, услышал на площади Ларгу ду Пелоуринью пение и звук барабанов. Они доносились не откуда-то, а из церкви, вся ограда которой была увешана разноцветными ленточками.
Заглянул внутрь. После энергичной проповеди священника люди вдруг стали обниматься друг с другом. Воистину возлюби ближнего своего в действии!
Когда вернулся в гостиницу, вычитал, что побывал в том храме, в который раньше прочих допустили чернокожих. Но главное – оказалось, что в Салвадоре произошло причудливое слияние католической религии и африканского язычества, культа кандомбле, который создали выходцы из Западной Африки, маскировавшие своих идолов под католических святых.
Что касается ленточек, то их повязывают на ограду, надеясь на исполнение желаний. Эти атрибуты тоже идут из кандомбле, но надпись на них вполне христианская: Lembranca do Senhor do Bonfim da Bahia (Подарок от святого).
У подвозившего таксиста к зеркалу автомобиля был прикреплен целый сноп ленточек. Желаний, видимо, много.
Я же по незнанию невольно отшатнулся, когда тетка испитой наружности пыталась всучить эту с виду полную дребедень. Подумал: "Тоже мне ремесленное творчество!"
Оказалось, ошибался.
ФОТО ИЗ ПРОШЛОГО
Люди постарше наверняка помнят фильм "Генералы песчаных карьеров", снятый по роману бразильского писателя Жоржи Амаду. И песню, которую позже исполняла по-русски группа "Несчастный случай":
"Я начал жить в трущобах
городских,
И добрых слов я не слыхал…"
Между тем беспризорники, о которых писал классик бразильской литературы, жили как раз в Салвадоре. И одно из их добрых дел заключалось в том, что по просьбе чернокожей жрицы они выкрали из полицейского участка статую Огуна, западноафриканского бога железа.
Из той книги, которую в некоторых переводах называли "Капитаны песка", мы узнали, что Салвадор из-за отвесного холма расположен на двух уровнях, что есть богатый Верхний город, в котором на Чилийской улице рисовал мелком портреты прохожих талантливый подросток по прозвищу Профессор, и неблагополучный Нижний.
Сегодня эти части города соединены подъемником, по сути лифтом, который перевезет вас метров на семьдесят по вертикали за ничтожные 15 сентаво (так зовутся бразильские копейки). Внизу рынок, на котором когда-то продавали людей, и в целом там постройки весьма неприглядные, наверху же темнокожие дамы прохаживаются в пышных юбках с высокой талией викторианского или, если хотите, колониального стиля. Словно сошли со страниц "Хижины дяди Тома". Занимаются они тем же самым, что и разные двойники советских руководителей в центре Москвы. Тариф за фото у бразильских "манекенщиц" – 2 реала (примерно доллар).
Исторический район Пелоуринью в первую очередь привлекает туристов, и сейчас там на каждом углу патрули. Внешне все вроде бы спокойно, но…
Внезапно завыла сирена, и сразу несколько полицейских машин сорвались с места. Быть может, погнались за современными "генералами".