Александр Кержаков: "Каждый мечтает сыграть на "Маракане"
Единственный игрок нынешней сборной России, уже участвовавший в чемпионате мира, жеребьевкой ЧМ-2014 в целом остался доволен
– Как вы узнали об итогах жеребьевки в Салвадоре?
– Когда там тащили шары, мы находились на поле. Точнее, их начали тащить еще в перерыве нашего матча с "Уралом". Нас позвали на поле как раз в тот момент, когда дело дошло до второй корзины. Я успел отметить связку Уругвай – Италия: сразу мелькнула мысль, что в эту группу лучше не попадать. Ну а итоговые результаты сразу же объявили на стадионе. Правда, я их тогда толком не разобрал – был весь в игре. На табло горело 1:1, матч давался непросто, а "Зениту" обязательно нужно было побеждать. Так что окончательно все понял уже в раздевалке.
– А я-то думал, что именно это объявление вдохновило вас на победный гол.
– Видимо, бельгийцы расслышали диктора лучше, чем я, потому что гол организовали именно они: Витсель подал, Ломбертс – забил.
– Но и вы поучаствовали в комбинации, изящно пропустив мяч на Ломбертса.
– Главное было им не мешать. Когда ребята услышали, что получили в соперники Россию, то понеслись вперед как на крыльях (смеется).
– А что вы думаете о результатах жеребьевки сейчас, когда уже все осознали?
– Нормально. Нам досталась интересная группа. И далеко не смертельная.
– Бельгийские легионеры "Зенита" сразу после матча с "Уралом" заявили, что фаворит группы – именно их сборная. А вот Фабио Капелло высказался в пользу российской команды. Вы кого поддерживаете в этом споре?
– Естественно, нашего тренера! А вообще, было бы удивительно, если Ломбертс, Витсель или Капелло сказали бы что-то другое. Причем говорили-то все они, уверен, абсолютно искренне.
– Какова была общая реакция на жеребьевку в раздевалке "Зенита"?
– По-моему, довольны были все. Разве что итальянцам с группой не повезло. Но они как-то виду не подали.
– Вы с бельгийцами не подначивали друг друга?
– Нет. Больше обсуждали только что закончившийся матч. Эмоции от него получились неоднозначными.
– А в воскресенье на тренировке?
– А в воскресенье на тренировке тема ЧМ потеряла свою остроту – страсти уже поутихли.
– Если вы помните наш разговор перед жеребьевкой, то группа получилась практически по вашему заказу: Алжир ФИФА вам просто подарила, Корея вполне сравнима с Ираном… Разве только Бельгия будет поопаснее Швейцарии, но и она – не Бразилия и не Испания.
– Да, могло быть намного хуже. Как я потом узнал, в самый последний момент мы могли попасть к Германии и к совсем не слабым Гане и США. А из этой группы по идее должны выходить. Но повторю еще одну мысль из того нашего интервью: результатами жеребьевки можно быть довольным или недовольным, но, насколько она удачна, точно сказать сейчас невозможно. Ответ на этот вопрос мы получим только в июне.
– Главное, чтобы сборная России не решила всерьез, что эта группа легко проходима. Как в прошлом году, например…
– На самом деле никто тогда так не считал. Все настраивались на жесткую борьбу. Хотя это действительно удачный пример того, как поменялись оценки жеребьевки до и после.
– Вы-то нужные уроки из "удачного" примера извлекли?
– Конечно! Последний чемпионат Европы у всех остался в памяти. Причем не только в "базовой", но и в "оперативной".
– А как насчет чемпионата мира-2002? Вы его еще помните?
– Я-то точно помню. Но сейчас вы наверняка начнете проводить параллели между той группой и нынешней?
– Естественно. Уж больно они похожи.
– А делать этого не следует. За 12 лет столько воды утекло, что это совсем-совсем разные истории. Насколько я понимаю, в сборной Бельгии только ван Бюйтен остался. Совсем другая команда.
– Вы с ней хорошо знакомы?
– Не то чтобы хорошо – скорее по видеонарезкам. Команда хоть и молодая, но по именам уже внушительная. Отборочную группу прошла, как танк, смяв в том числе и хорватов в гостях. В общем, соперник очень опасный. Однако фаворитом группы я все равно считаю нас (улыбается).
– Главное, чтобы два других соперника сюрпризов не преподнесли. А уж с бельгийцами мы как-нибудь первое-второе места разделим, разве не так?
– Теоретически так. Но дать сейчас какую-то оценку Корее и Алжиру не возьмусь. Последних вообще не знаю, а Корею видел только по телевизору – в последнем товарищеском матче с нашей сборной. Но в любом случае никто их шапками забрасывать не собирается. Настраиваться будем так же, как на Бельгию, даже не сомневайтесь.
– В этом плане России, как мне кажется, не совсем повезло с календарем. Лучше бы с бельгийцами играть третьими, а не вторыми…
– Это принципиального значения не имеет. Меня, во всяком случае, расписание не расстроило. Впрочем, меня никакое расписание не расстроило бы. Куда важнее, что нам досталось не столько перелетов, как той же Португалии, к примеру. Да и климат в городах, где мы будем играть, более приемлемый, чем, скажем, в Манаусе или на северо-востоке Бразилии.
– Вы раньше слышали о таких городах, как Куяба или Куритиба?
– О Куритибе, безусловно, слышал, а вот о Куябе – нет. Но перелет туда вытерпеть совсем несложно. Я уж не говорю о Рио, где мы играем с бельгийцами. Как я понимаю, матч пройдет на "Маракане", а это мечта любого футболиста!
– То, что мы начинаем последними и имеем пять лишних дней на подготовку, – плюс или минус?
– Уверен, что плюс. Цейтнота теперь точно не будет. А опыта, чтобы не перегореть, нам должно хватить.
– Важно еще, в каком настроении вы начнете непосредственную подготовку к чемпионату мира…
– Намекаете, на итоги российского клубного сезона? Да, это было бы великолепно – улететь в Бразилию чемпионом страны.
– Вы больше рады, что "Зенит" все-таки ушел на зимние каникулы на первом месте, или очки, потерянные в конце осени, будут отравлять отпуск?
– Не знаю, насколько уместно слово "отравлять", но мы, естественно, недовольны. Да, делим первое место – по факту это неплохо. Но, по сути, "Зенит" уже мог иметь приличный отрыв.
– В чем же причина его отсутствия? Почему даже с "Уралом" команда буквально вымучивала три очка?
– На самом деле "Урал" играл совсем не плохо. Особенно в контратаки здорово бежал. Думаю, будь они посмелее, нам пришлось бы еще тяжелее.
– Получается, на "Зенит" работало его грозное по российским меркам имя?
– В данном матче – несомненно.
– Ваше появление на поле стало в определенной степени неожиданностью. Это произошло, что называется, "по тревоге"?
– Нет. К дню матча я уже чувствовал себя нормально. Температура спала, горло не болело. Единственное: ни разу перед этим не тренировался на открытом воздухе – только в тренажерном зале. Но мы поговорили с врачами и тренером и пришли к совместному выводу: на 20-25 минут выйти готов.
– А вышли даже на полчаса. И как ощущения?
– Скажу честно: тяжеловато пришлось. Но сейчас уже все в полном порядке.
– То есть к игре с "Аустрией" готовы без всяких скидок?
– Да. Перешел в общую группу и нацеливаюсь на то, чтобы сыграть наравне со всеми.
– Едва ли не главный матч года – последний в календаре. Это проблема?
– Никаких отпускных, чемоданных настроений, если вы на это намекаете, у нас нет. Все прекрасно понимают, как важна игра в Вене. Да и после матча с "Уралом" пройдет всего несколько дней. Так что потеря тонуса, как бывало раньше, нам не грозит.
– Я имел в виду даже не чемоданные настроения – просто декабрь на дворе…
– А чем он отличается от марта или октября, когда у нас тоже часто идет снег?
– Можно ли сказать, что от игры с "Аустрией" зависит оценка всего зенитовского года?
– Можно. Но я бы сформулировал несколько иначе: не от игры с "Аустрией", а от итогов группового турнира Лиги чемпионов.
– А, ну да: вы же можете пройти дальше, даже проиграв, – если "Атлетико" подсобит. Неужели будете довольны и в таком случае?
– Об этом сейчас вообще не думаем. Настраиваемся исключительно на победу, потому что жизнь много раз учила: надеяться всегда можно только на самих себя, а не на помощь со стороны.