Торговля удалась. С шопингом хуже
Сегодня в полночь закрылось летнее дозаявочное окно. Его сроки, столь стеснявшие московское "Динамо" перед стартом в еврокубках, оказались в итоге куда менее значимым фактором, нежели уровень игроков, задействованных в августовских переходах. Во временные рамки уложились все. Удовлетворение от качества селекции, полагаю, получили лишь некоторые.
В оценке летних трансферов неплохо бы рассмотреть не одну общую, а две частные ситуации. Во-первых, сравнить, кого приобрел и кого потерял российский чемпионат в целом. Во-вторых, пройтись по клубам, разброс "шопинговых" достижений которых весьма велик. По порядку и начнем.
Силу любого турнира определяют имена. Следуя этой нехитрой аксиоме, обнаружим: потери российского первенства существенно превосходят его приобретения. Этим летом мы лишились как минимум пяти зрелых мастеров, чей уровень позволял считать чемпионат России соревнованием серьезным и зрелищным, - Жиркова, Вагнера Лав, Билялетдинова, Тимощука и Погребняка. У каждого из нас к представителям этой пятерки свое отношение, однако их востребованность за рубежом говорит сама за себя. Все они - наши потери.
Список находок значительно беднее. Да и сами они скорее нераскрывшийся потенциал, чем готовая замена ушедшим. Российскую границу с той стороны пересекли бразильцы Ибсон, выступавший за "Фламенго", Гильерме из киевского "Динамо" и Вагнер из "Крузейру", чилиец Гонсалес ("Бетис"), европейский футбольный странник Матея Кежман из Сербии и туринец Розина. Среди этой шестерки, на наш российский взгляд, нет ни одной звезды. Среди уехавших их было как минимум трое.
Можно нагромоздить массу выводов, следующих из всей этой торговли, но вряд ли они будут хоть сколько-нибудь справедливыми, пока мы не поймем, кто именно к нам приехал и что это за товар. Факт отъезда за рубеж тех, кто действительно радовал российского болельщика, тоже не слишком информативен: шестому по силе чемпионату Европы по статусу положено время от времени терять своих лучших представителей, если речь идет о более сильных национальных чемпионатах. А ведь так и вышло: четверо бывших наших принцев отправились в Англию и Германию, еще один - в далеко не слабую Бразилию. Да еще и не по узкофутбольным мотивам: Вагнер Лав решил, что настала пора наконец разобраться с последствиями своей бурной интимной жизни.
Ясно одно: желание клубов подзаработать повлияло на отъезд наших лучших людей разве что в случае с Жирковым. Остальные отчалили за кордон скорее из идеологических и карьерных соображений. Следовательно, до Румынии, торгующей своими футбольными сынами с интенсивностью Черкизовского рынка, нам пока далеко. Это слегка утешает.
В то же время распределение живой силы внутри российской премьер-лиги навевает мысли о том, как жесток и несправедлив мир спортивного чистогана. Как ни странно, первое, с чего хотелось бы начать обзор этой стороны ушедшего трансферного месяца, - легкое оправдание "Зенита".
Начальная реакция на бурную селекционную активность "газпромовцев" вышла действительно не самой сдержанной. "По миру пускают, кровопийцы, бьют деньжищами под дых!" При здравом размышлении, однако, на поверхность всплывает не только версия безудержного вваливания газовых денег в лучших футболистов мира. Строго говоря, газ может оказаться здесь вообще ни при чем. Ушедший зимой Аршавин, Тимощук и Погребняк принесли в клубную кассу неплохой барыш. Как теперь можно предположить, он оказался вовсе не "распилен", а совсем наоборот - пущен на регенерацию питерской футбольной популяции. Что в этом криминального с финансовой точки зрения?
Да, материальный фундамент там "газовый" и очень мощный. Системности в приобретениях "Зенита", а также единого стратега в клубе, на взгляд со стороны, тоже нет. Но если деньги за игроков выручены и сохранены, на что их еще тратить, как не на попытки компенсировать уход сильнейших? По-моему, с бизнес-позиций тут все чисто и естественно. А вот с футбольных - надо ждать, пока рассеется дым.
Почему сел в запас изъятый из "Томи" Корниленко? Зачем были нужны дезинформирующие заявления о 9 миллионах евро за Быстрова, если всем известно, что "Спартак" не отдал бы его и за 15, будь его воля? (С другой стороны - понятно зачем, но неужели руководители "Зенита" столь наивны, чтобы не понимать: правда ввиду своей очевидности вскроется очень быстро?! Или же это был грубый намек на дезинформацию со стороны руководителей "Спартака"?) Под какого тренера питерцы собирают свой золотой винегрет?
К концу сезона мы получим ответы на большинство из этих вопросов. А пока у руководителей других клубов есть выгодная передышка для внесения в контракты своих звезд повышенной суммы отступных. После Быстрова наша премьер-лига плавала, знает: умыкнуть из команды могут кого угодно, причем на совершенно законных основаниях и в самый неподходящий момент.
"Рубин" и "Спартак" составляют несколько другую группу футбольных покупателей. Эти клубы хотят, но не могут подобрать усиление, сообразное их желаниям и кошельку. Отчасти виной тому кризис, помешавший "Рубину", по данным "СЭ", затащить в Казань парочку настоящих европейских прим. Отчасти - скудость и дороговизна российского футбольного рынка, прочесать который не хватит никаких разумных денег.
"Рубину" тем не менее кое-что удалось. Купить Касаева, например, и юного итальянца Бранди. Последний на фоне многолетней трансферной политики татарской команды, выцеливающей готовые, уже упакованные продукты, выглядит весьма любопытным и долговременным экспериментом. "Спартак", подкошенный уходом Быстрова, преуспел меньше. У него тоже есть молодое дарование по фамилии Озобич. Но нет каменной сыгранности состава, о которую спартаковское будущее можно было бы шлифовать. Вместо этого - испанский сапог лимита на иностранцев, вынуждающий Валерия Карпина формировать состав с поистине фармацевтической аккуратностью.
ЦСКА и "Динамо". После упоминания этих команд хочется помолчать. Но не поминально, конечно, а деликатно, ибо и так многое ясно. Когда ключевые люди уходят, а равноценная замена не появляется, проблемы с финансами предположить совсем не трудно. В обоих клубах ситуация осложняется еще и игровым спадом, в основе которого как общие функциональные моменты, так и субъективные причины. Разумеется, не потеряй армейцы Жиркова с Вагнером, Гонсалеса и Гильерме можно было бы расценивать как очень перспективный дополняющий "свежачок". Но Жиркова и Вагнера армейцы потеряли. А про "Динамо" не скажешь и этого: на "свежачка" Агиар пока не тянет.
Крепышом, несмотря на отъезд Билялетдинова, смотрится купивший другого Вагнера и вернувший Асатиани "Локомотив": в его случае важнее разобраться с уже имеющимся добром, чем пополниться новой неизвестностью. С приходом Адамова, несомненно, выиграли "Крылья". Вот только усиление для них сейчас менее важно, чем выплата долгов руководством клуба. Как только это произойдет, в Самаре снова запахнет серьезным футболом. А до тех пор ничего не остается, как зачислить "Крылья" в группу "прочих", покупающих и продающих малоизвестных трудяг, ветеранов, молодежь, а также тех, кто одним своим приходом или уходом поднимает вокруг себя приятные во всех отношениях денежные буруны.
Этим клубам трансферная война - что мать родна. На Месси и Ибрагимовича, равно как и на лидерство в российском футболе, они не претендуют. Избавились от балласта, купили новый - уже хорошо. Не в обиду Бракамонте и прочим достойным людям, изредка в тех потоках встречающимся, будет сказано.